Психологические особенности развития ребёнка в младенчестве и раннем возрасте

Тема 6. Жизнь до рождения. Период новорожденности

Жизнь до рождения. Проблемы перинатальной психологии. Формирование нервной системы в период внутриутробного развития. Психологическая связь плода с матерью. Влияние образа жизни матери на психическое развитие до рождения.

Первый кризис - кризис рождения. Новорожденность как переходный этап между внутриутробным и внеутробным развитием. Безусловные рефлексы новорожденного. Особенности развития доношенных и недоношенных детей. Адаптация ребенка к условиям среды. Содержание психической жизни новорожденных. Условия образования первых условных рефлексов. Границы периода новорожденности. Появление первых социальных реакций.

Тема 7. Психическое развитие в младенческом возрасте

Социальная ситуация развития в младенческом возрасте. Основные линии психического развития в младенческом периоде. Комплекс оживления: структура, генезис, судьба. Развитие ориентировки младенца. Роль ориентировочного рефлекса в развитии внимания младенца. Развитие движений рук: хватательные движения, неспецифическое и специфическое предметное манипулирование. Переход от внешних ориентировочных действий руки к более сложным и точным движениям рук и пальцев. Роль зрительного контроля за движением руки в развитии зрительно-двигательной координации. Влияние манипулирования на формирование двигательных навыков и развитие интеллекта ребенка. Овладение передвижением в пространстве: ползание, принятие вертикального положения, первые шаги. Овладение прямохождением и его значение для психического развития ребенка.

Предпосылки в развитии речи. Развитие и значение общения ребёнка со взрослым на первом году жизни (Дж. Боулби, М.И. Лисина). Основные итоги возрастного и функционального развития ребенка в младенчестве. Новообразования младенчества.

Тема 8. Психическое развитие ребенка в раннем возрасте

Социальная ситуация развития при переходе к раннему возрасту. Предметно-манипулятивная деятельность – ведущий вид деятельности в раннем возрасте. Развитие нового отношения к миру предметов. Овладение предметными действиями, усвоение назначения и способов употребления предметов, закреплённых опытом человеческой деятельности. Развитие соотносящих и орудийных действий. Возникновение продуктивных видов деятельности. Формирование предпосылок игровой деятельности. Роль общения со взрослым в овладении ребёнком предметной деятельностью.

Предпосылки развития личности в раннем возрасте. Развитие самосознания, осознание своего «Я». Отделение себя от взрослых, своих действий от действий взрослого. Появление притязания на признание. Первичная половая идентификация, вербализация половой принадлежности. Особенности эмоционально-волевой сферы в раннем возрасте. Непосредственность, импульсивность, повышенная эмоциональность, неустойчивость эмоциональных состояний.

Развитие познавательной сферы в раннем возрасте. Развитие перцептивных обследовательских действий. Осознание связи между действием и достигнутым результатом. Развитие наглядно-действенного мышления. Формирование символических замещающих действий и усвоение элементарных понятий. Понимание обобщающей функции слова.

Ранний возраст – сензитивный период развития речи. Развитие словаря, усвоение грамматического строя языка, совершенствование звуковой стороны речи. Развитие связной речи. Понимание речи взрослых.

Проблема кризиса трёх лет. Пути выхода из кризиса, преодоления негативной симптоматики поведения. Значение новообразований раннего детства для общего хода психического развития ребёнка (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: