Пояснительная записка. Учебная программа по курсу «возрастная и педагогическая психология» предназначена для студентов социально-педагогического факультета и составлена в

Учебная программа по курсу «Возрастная и педагогическая психология» предназначена для студентов социально-педагогического факультета и составлена в соответствии с типовой учебной программой для педагогических высших учебных заведений по специальностям «Дошкольное образование» (1-01 01 01), «Дошкольное образование. Дополнительная специальность» (1-01 01 02). Возрастная и педагогическая психология наряду с общей психологией является фундаментом всей психологической науки и практики, поскольку именно в рамках данной дисциплины изучаются основные феномены, закономерности и механизмы становления человеческой психики, рассматриваются психологические основы процесса обучения и воспитания, специфика педагогической деятельности, а также роль личности педагога как организатора учебно-воспитательного процесса. Эти знания являются также инструментом для понимания, развития и саморазвития личности. Исходя из этого, становится очевидным, что возрастная и педагогическая психология обладает огромным потенциалом не только для профессионального становления специалиста в области дошкольного образования, но и для его культурного и духовного развития. В содержание программы включены вопросы теоретического, практико-ориентированного и проблемного характера по основным разделам возрастной и педагогической психологии.

Цель дисциплины: обеспечить усвоение студентами основ возрастной и педагогической психологии как системы знаний о фактах, закономерностях и механизмах функционирования и развития психики на протяжении всей жизни человека, о психологических особенностях педагогического процесса. Цель преподавания данного курса конкретизируется в следующих задачах:

· создать условия для освоения студентами основных закономерностей и механизмов психического развития человека;

· содействовать формированию у студентов умения анализировать основные концепции и теории психического развития, известных в мировой психологической науке;

· способствовать пониманию важнейших этапов развития психики в онтогенезе;

· сформировать знания о задачах, стоящих перед человеком на каждом возрастном этапе, и типичных для нашей культуры путях их решения;

· развивать умения использовать знания о закономерностях и особенностях психического развития человека при анализе конкретных фактов поведения людей разного возраста;

· способствовать осознанию психологических основ процессов обучения и воспитания, анализу проблемы личности педагога и педагогического общения.

· способствовать развитиюу студентовпрофессионально важных качеств: осознанию мировоззренческих основ деятельности воспитателя, рефлексии, адекватной мотивации.

Требования к освоению учебной дисциплины Требования к уровню освоения содержания дисциплины определены образовательным стандартом высшего образования первой ступени по циклу социально-гуманитарных дисциплин. Выпускник должен

знать:

· содержание понятий, законы и специфику развития психики в онтогенезе;

· критерии психологической зрелости, психологию взросления;

· психологически аспекты деятельности специалистов дошкольного образования; механизмы педагогического взаимодействия педагога с детьми;

уметь:

· изучать возрастные особенности развития психики;

· применять методы психологического анализа различных форм поведения и деятельности людей разного возраста;

· учитывать возрастные особенности развития в работе с детьми;

· адекватно оценивать и проектировать педагогическую деятельность.

Программа дисциплины «Возрастная и педагогическая психология» состоит из двух частей: I часть – «Возрастная психология», П часть – «Педагогическая психология».

Первая часть «Возрастная психология» включает четыре раздела.

В разделе «Общие вопросы теории психического развития» дается характеристика психологии развития как науки, определено место возрастной психологии в структуре психологии развития, раскрываются основные законы психического развития в онтогенезе, факторы и закономерности психического развития, показано влияние обучения, деятельности и общения на процессы социализации развивающейся личности. Дана характеристика возраста, возрастных новообразований и принципов возрастной периодизации психического развития. Рассматриваются причины возрастных кризисов и их роль в динамике развития психики в онтогенезе. Особое внимание в программе уделяется характеристике методологических принципов и методов изучения психики развивающейся личности, показана специфика применения различных методов для изучения психики детей и подростков.

Во втором разделе программы рассматривается детство как научная проблема, раскрываются исторические и социально-психологические аспекты мира детства. Раздел посвящен психологическим особенностям развития ребенка на самых ранних этапах онтогенеза: в период новорожденности, в младенческом, раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте. Особое внимание уделено проблеме психологической готовности к школьному обучению детей шестилетнего возраста. Дается характеристика психофизиологических возможностей шестилеток и их адаптации к школе.

В третьем разделе рассматривается проблема взросления, ее биологические, психологические и психосоциальные аспекты, раскрываются особенности психического развития личности в переходные периоды. Дан анализ социальной ситуации развития на разных этапах подросткового возраста. Показана роль различных видов деятельности и общения в становлении личности, в достижении психологической, социальной и гражданской зрелости. Рассматриваются психологические трудности подросткового возраста, дан анализ причин отклоняющегося поведения, показана связь девиантного поведения с акцентуацией характера.

Четвертый раздел посвящен проблемам развития личности в акмеологически зрелом возрасте. Рассматриваются принципы периодизации зрелого возраста, причины кризисов в разных возрастных периодах, возрастные изменения в зрелом возрасте.

II часть «Педагогическая психология» включает четыре раздела: Введение в педагогическую психологию», «Психология обучения», «Психология воспитания», «Психология педагога».

В разделе «Введение в педагогическую психологию» определены предмет, задачи, структура и методы педагогической психологии, рассмотрены вопросы становления, развития и современного состояния педагогической психологии в республике Беларусь. Второй раздел посвящен проблемам обучения и соотношения обучения и развития на разных этапах системы непрерывного образования, дана сравнительная характеристика образовательных программ в сфере дошкольного образования, рассмотрены перспективы развития психологии обучения. Третий раздел знакомит студентов особенностями воспитания детей на ранних этапах онтогенеза (в младенческом, раннем, дошкольном, младшем школьном возрастах) в условиях семейного воспитания и воспитания в образовательных учреждениях разного типа. Особое значение имеет четвертый раздел, посвященный психологии педагога. Специфика раздела состоит в том, что в нем представлены не только обобщенные характеристики педагогической деятельности как особой сферы человеческой деятельности, но и подробно рассматривается психология личности и деятельности педагогов дошкольного образования с разной специализацией. Рассмотрены характеристики деятельности учителя начальных классов, учителя физкультуры, иностранного языка, преподавателя психолого-педагогических дисциплин. Дан анализ стилей педагогического взаимодействия. Показана роль психологической культуры педагога как условия гуманизации образовательного процесса.

На изучение курса «Возрастная и педагогическая психология» отводится 46 лекционных часов и 36 практических часов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: