Развитие личностной индивидуальности в дошкольном возрасте

Тема 11. Проявления темперамента и его развитие у детей

Развертывание темперамента в дошкольном возрасте. Проблема изменчивости и устойчивости темперамента в детском возрасте. Физиологические и психологические предпосылки изменчивости темперамента. Возрастные закономерности созревания свойств нервной системы и формирования симптомокомплексов темперамента детей. Психологическая характеристика детей разных типов темперамента. Учет типологических особенностей детей в учебно-воспитательной работе. Влияние темперамента на особенности общения детей и стиль их деятельности. Эмоциональные реакции на успех и неуспех у детей разных типов темперамента.

Тема 12. Развитие способностей в дошкольном возрасте

Анализ концепций способностей. Природа способностей и одаренности. Развитие у дошкольников практических и познавательных способностей. Развитие специальных способностей в дошкольном детстве. Проблема одаренности в детском возрасте в современных психологических исследованиях. Признаки проявления одаренности на ранних этапах онтогенеза. Особенности воспитания личности одаренного ребенка. Индивидуальный подход к детям в процессе формирования их способностей. Формирование самооценки у одаренных детей. Креативность как базисная характеристика личности дошкольника. Основные правления работы педагога и психолога с одаренными детьми.

Тема 13. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника

Общие закономерности развития эмоций и чувств в онтогенезе. Особенности эмоционального облика дошкольника. Возрастные особенности возникновения и протекания чувств. Условия развития высших чувств у детей.

Особенности развития волевого поведения детей. Становление этапов волевого действия у детей дошкольного возраста. Преодоление препятствий в процессе достижения цели в структуре волевого действия детей разного возраста. Формирование произвольности поведения дошкольников, изменение иерархии мотивов, соподчинение мотивов. Подчинение волевого поведения нравственным установкам и этическим нормам. Недостатки волевого развития дошкольников. Капризы, упрямство и негативизм, возрастные особенности их проявления. Негативная симптоматика поведения детей в кризисные периоды развития.

Тема 14. Межличностные отношения и общение в дошкольном возрасте

Группа детского сада как первая официальная социальная группа ребенка. Структура межличностного взаимодействия в дошкольной группе. Взаимодействие между сверстниками в группе детского сада, детского дома и в разновозрастной группе. Их динамика и формирование. Психологическая характеристика популярных и непопулярных детей. Осознание и переживание детьми дошкольного возраста своих отношений со сверстниками. Психологический конфликт в системе межличностных отношений у дошкольников.

Взаимоотношения мальчиков и девочек. Половая дифференциация в системе отношений. Развитие внеситуативно-личностного и внеситуативно-познавательного общения у детей дошкольного возраста. Развитие мотивов и средств общения. Специфика общения в разных видах деятельности. Психологический анализ трудностей общения. Преодоление трудностей общения между детьми, коррекция межличностного взаимодействия в дошкольной группе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: