Социальное партнерство: сущность и принципы

Социальное партнерство является специфической формой общественных отношений. Оно тесно связано с реализацией властных функций. Социальное партнерство представляет собой взаимодействие субъектов социальной политики по сохранению, изменению социального положения населения и отдельных составляющих его частей, по решению проблем в социальной сфере, влияющих на социальное положение, населения в целом, а также его отдельных групп.

Целью социального партнерства является вовлечение как можно большего числа различных организаций в процесс социально‑экономического развития общества.

Субъектами социального партнерства являются наемные работники, работодатели и государство, когда оно является работодателем. Соответственно, институтами (организациями), представляющими их интересы, выступают профсоюзы, объединения работодателей, правительство, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Самые сложные вопросы социально‑экономических и трудовых отношений решаются благодаря развитию системы социального партнерства с представителями профсоюзов, предпринимателей, правительства и других властных структур. При этом следует подчеркнуть именно роль правительства, представителей властных структур, а не государства, как утверждается в некоторых исследованиях[26], ибо государство во многом само является крупным работодателем, предпринимателем.

Социальное партнерство в России базируется на единых принципах, сформулированных в документах Международной организации труда (МОТ), Совета Европы, в законодательных и нормативно‑правовых актах стран мирового сообщества. Советом Европы разработано и принято свыше 100 конвенций и соглашений, касающихся различных сторон социального партнерства. В основе данных документов – эволюционный реформаторский подход к выбору путей общественного прогресса и последовательная защита основных прав человека.

28 февраля 1996 г. Россия стала 39‑м членом Совета Европы. В этой связи Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием, Правительством Российской Федерации осуществляются необходимые меры по приведению законодательства, действующего в нашей стране, в соответствии с международными правовыми нормами в вопросах социального партнерства. Приняты общефедеральные законы и другие правовые акты, касающиеся различных направлений социального партнерства. Аналогичная работа проводится и в субъектах федерации.

Главными принципами социального партнерства являются:

• законность, соблюдение демократических принципов, равноправие сторон;

• социальная справедливость, согласование и защита интересов сторон, полномочность их представителей;

• свобода выбора в обсуждении вопросов, обязательность их исполнения, ответственность сторон; о толерантность, компромисс, консенсус[27].

В мировой практике существует несколько моделей и типов социального партнерства. Они подразделяются по следующим основаниям: 1) роль и место органов власти в системе социального партнерства; 2) механизм нормативно‑правового регулирования договорного процесса; 3) степень участия работников в управлении предприятием, организацией; 4) характер взаимодействия профсоюзных организаций с государственными структурами; 5) особенности взаимоотношений профсоюзов и объединений работодателей, предпринимателей; 6) политическая ориентация системы социального партнерства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: