Тенденции изменения моделей социальной политики

В настоящее время внутри ЕС существуют несколько моделей социальной политики. Однако все они претерпели существенные изменения.

Скандинавская модель характеризуется высокой степенью универсальности и институционализации с упором на государственный сектор. И общественное мнение, и парламент ищут пути сокращения налогов на основе пользования преимуществ гражданского общества и рынка. Развитие идет в сторону приватизации, децентрализации и дебюрократизации с упором на частные решения вместо решений, лежащих в сфере государственного сектора. В либеральной модели сегодня упор делается на организованное и частично субсидируемое государством социальное страхование в сочетании с частной благотворительностью. В консервативной модели, действующей в центрально‑европейских государствах, принимаются решения, связанные с рынком труда. Сегодняшние тенденции ведут к дальнейшей дифференциации различных социальных служб, делается акцент на децентрализацию и передачу ответственности муниципалитетам. Наконец, католическая модель, которая использует традиционные «ресурсы» гражданского общества– церковь, семью и частную благотворительность, развивается в сочетании с институтом остаточного государственного социального обеспечения.

Опыт, накопленный западными странами, отличается от опыта стран Востока. Практически везде государство постоянно играет существенную роль в социальном секторе, хотя форма этого участия значительно варьируется. Так, отдельные социальные программы существенно сокращаются, другие – требуют серьезного изменения структуры и, в первую очередь, изменения их адресности.

Социальное обеспечение в индустриальных странах отличается от социальной защиты в странах переходной экономики.

В большинстве индустриальных стран работающее население имеет возможность вкладывать денежные средства в область социального страхования (пенсий, пособия по нетрудоспособности, болезни и безработице). Часто социальное страхование компенсирует значительную часть утраченного дохода, пособия связаны с предыдущими заработками. Для тех, кому недоступны услуги социального страхования, открыт доступ к системе социальной помощи. Пособия на детей часто выплачиваются помимо социального страхования и программ поддержки доходов малообеспеченных, поскольку дети являются наиболее уязвимой частью населения. Такие пособия являются универсальными и выплачиваются всем семьям, где есть дети. В некоторых странах вместо этих пособий родителям предоставляется право на отсрочку уплаты налогов. Данная система имеет свои недостатки, так как она не предоставляет никаких пособий семьям с безработным отцом и обеспечивает большими льготами состоятельные семьи, которые платят повышенные налоги. Законодательство по вопросам минимальной заработной платы также является частью системы социальной защиты. Системы социальной защиты в индустриальных странах должны быть адекватны возникающим потребностям и, следовательно, изменяются как по странам, так и в пределах одной страны во времени.

Вместе с тем, национальная социальная политика опирается на правовую базу в социальной сфере, согласованную с общепризнанными международными нормами и стандартами в области прав человека, изложенными во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90‑е годы, Венской декларации и Программе действий, принятых Всемирной конференцией по правам человека (Вена, 1993 г.), Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, Международном плане действий по проблемам старения и других документах.

В Западной Европе сейчас идут серьезные дебаты по вопросам реформирования системы социальной защиты. Длительный период высокой безработицы и перспектива роста числа пенсионеров обусловили необходимость поиска западными правительствами возможностей сокращения расходов.

Термин «социальное обеспечение», или «социальная защита», относится к программам, организуемым правительством на основании установления факта, что индивид на время или окончательно потерял способность получать доход или ему предстоят специальные расходы, связанные с женитьбой, рождением, смертью. Пособия семьям с детьми также включаются в это определение. Помощь людям, охваченным этими программами, оказывается: а) в форме денежных выплат, возмещающих потери дохода в результате старения, потери трудоспособности или потери кормильца, краткосрочного заболевания, рождения ребенка, производственного травматизма, безработицы; б) в форме госпитализации, медицинского обслуживания, реабилитационного ухода и т. д.

Программы, которые оплачиваются в денежной форме, обычно называются программами регулирования доходов. Второй тип программ обеспечивается в натуральной форме и определяется как программы социального обслуживания населения. Информация по системе социальной защиты в каждой стране делится на следующие основные разделы: старость; нетрудоспособность; смерть кормильца; болезни и материнство; производственный травматизм; безработица; семейные пособия. В каждом разделе, в свою очередь, определяется контингент, источники финансирования, условия получения пенсий и пособий, организация выплат (размер и продолжительность), организация и управление программами. Законодательная база по каждой программе представлена двумя действующими законами – законом по данной проблематике и общим законом.

В странах с переходной экономикой показатели социального развития резко идут «вниз». Это объясняется как проявлением накопленных недостатков в социальной сфере, которые не были приняты своевременно в расчет, так и разрушением старой системы социальной защиты населения без предоставления адекватной замены. Наиболее остро стоят проблемы обеспечения минимальных доходов, организации рынка труда, охраны здоровья, экономической защиты населения. Складывается критическая ситуация в сфере доходов. В условиях усиливающегося социального расслоения, происходит ротация в группах со средним доходом за счет «вымывания» наиболее образованной и квалифицированной части населения. Слой бедных не исчезает даже в развитых странах, где он колеблется от 3 до 8 %. Однако в странах с переходной экономикой в эту группу включаются многочисленные слои людей («новые бедные»), желающих трудиться, но не имеющих такой возможности. В эту группу попадают научные сотрудники, бывшие военнослужащие, которые ранее принадлежали к высокодоходным группам общества. Падение доходов сопровождается деградацией потребительских стандартов основной массы населения, поэтому социальная защита может осуществляться только на уровне денежно‑компенсационных механизмов.

В устойчивых обществах обычно прослеживается четкая взаимосвязь между образовательными, профессиональными характеристиками населения и уровнем их доходов, существуют определенные представления о престиже. В странах с переходной экономикой возникает новое распределение населения по уровню доходов и престижу, которое не всегда согласуется с существующими представлениями и не имеет объективного объяснения в рамках государствующих моральных норм.

Постепенно роль государства будет сокращаться в одних областях и станет более заметна и значительна в других. Переход к рыночному хозяйственному механизму требует усилий по адаптации административных структур социальной сферы к рыночным отношениям, создания необходимых институтов, призванных обеспечить функционирование социальной сферы в режиме рыночного хозяйственного механизма. Страны с переходной экономикой проводят радикальные экономические, социальные и политические преобразования, учитывая опыт и достижения передовых стран мира.

Глобальные проблемы социальной политики, таким образом, можно сформулировать следующим образом: экологическая ориентация социальной политики и социальная ориентация экономики, некоторые факторы национальной и международной безопасности, переход стран на модель устойчивого развития, обеспечивающего равенство интересов настоящего и будущих поколений в социально‑экономическом и экологическом аспектах. Концепция устойчивого развития предполагает нацеленность деятельности как самого индивида, так и всех социальных институтов, прежде всего государства, на такие изменения в обществе, которые можно рассматривать как развитие. В период резких изменений в политической и экономической структурах общества возрастает роль личностного фактора в предотвращении таких изменений в положении индивида, которые можно констатировать как деградацию.

Система социальной защиты в странах с переходной экономикой сталкивается с рядом трудностей. Важным различием между этими и индустриальными странами является то, что в последних бедность – весьма распространенное явление. Другим препятствием является инертность старой системы социальной защиты, ограниченность ресурсов и недостатки административной системы в развивающихся странах. Эти отличия вызывают необходимость рассматривать другие аспекты при разработке программ социальной защиты в развивающихся странах. Особое внимание необходимо уделять созданию специальной системы социальной поддержки, позволяющей обеспечить нуждающихся самым необходимым. В связи с этим должно придаваться большое значение распределению пособий.

Экономика и общество должны стремиться создавать и поддерживать свободные и самофинансирующиеся ассоциации, которые удовлетворяли бы нужды граждан и прием лемы для государства. Общественные группы могут участвовать в принятии политических решений и одновременно в согласовании интересов самых разнообразных партнеров в социальной сфере. Государство порой реализует регулирующие функции не посредством законов и распоряжений, а через активную деятельность таких общественных групп. Эффективная система ассоциаций представляет интерес для всего общества, так как они выполняют упорядочивающую функцию в области социальных отношений и способны в какой‑то мере защитить гражданина от необузданной рыночной стихии, а также от злоупотребления государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: