Проблема социальной дискриминации женщин и пути совершенствования правового статуса

Социальная дискриминация женщин означает ограничение или лишение прав по признаку пола (или тендерному признаку) в любой сфере жизни общества: трудовой, социально‑экономической, политической, духовной, семейно‑бытовой. Социальная дискриминация ведет к снижению социального статуса женщины и является одной из форм насилия над ее личностью, и, следовательно, угрозой для ее безопасности.

Как уже отмечалось, в ч. 3 ст. 19 Конституции РФ закреплено положение о равенстве мужчины и женщины. Суть идеи равноправия мужчин и женщин, их равных возможностей, состоит в том, что по своему интеллектуальному и физическому потенциалу женщина ни в чем не уступает мужчине. Такая постановка вопроса, разумеется, не означает, что физиологические особенности женщин не могут ограничивать их профессиональные обязанности. Отсюда следует вывод, что равенство полов, не являясь абсолютным, может быть достаточно полным и всесторонним.

В России, впервые в государственной истории, Октябрьская революция 1917 г. дала толчок к решению вопроса о равенстве женщины и мужчины во всех сферах жизни, включая гражданские и юридические права, труд и образование, семью.

Дискриминация женщин сохранялась и в годы советской власти. Для женщин была закрыта служба в вооруженных силах и других силовых структурах (за исключением ряда технических или вспомогательных специальностей). Им формально, на законодательном уровне был закрыт доступ к «тяжелым» и «вредным» производствам, что ограничивало свободу личного выбора.

В постсоветской России проблема социальной дискриминации женщин приобрела особое значение в связи с распадом социалистического общественного строя, сменой всего социально‑экономического уклада и значительного сокращения социальных гарантий для семьи, детей, женщин.

Приватизация государственного сектора экономики отрицательно сказалась на положении работающих женщин. В условиях перехода к рынку именно государственные предприятия в целом по стране остаются для них основными работодателями. Условия занятости, оплаты женского труда здесь лучше. Разрыв между заработками мужчин и женщин в государственном секторе менее ощутим, чем в частном. Другой вопрос, что в государственном секторе зачастую и зарплата ниже, чем в частном.

Большинство женщин работает в кризисных отраслях материального производства, на должностях, не требующих высокой квалификации, в бюджетной сфере.

В российском трудовом законодательстве сохраняются положения, создающие предпосылки для дискриминации: запрет на работу в ночное время и на некоторые виды работ; ограничение рабочего времени (в частности командировок, сверхурочных). По официальным данным, примерно треть руководителей предприятий различных форм собственности признают, что предпочитают при приеме на работу мужчин, а не женщин.

Вероятно, по мнению авторов ряда публикаций, назрела необходимость трансформировать запретительный характер российского трудового законодательства в рекомендательный, дающий женщине право самостоятельно принимать решения: где, в каком режиме, на каких видах работ быть занятой. Законодательные ограничения полезно сохранить только в вопросах деторождения, кормления грудных детей и, возможно, наличия в семье детей‑инвалидов. Запретительные меры имеют низкую эффективность: несмотря на запреты и ограничения в неблагоприятных условиях на производстве работает 3,5 млн россиянок, а 285 тыс. – даже в особо тяжелых и вредных условиях. Женщины вынуждены работать с нарушением законодательства, но уже на условиях нанимателей. Возможно, выход в осуществлении предусмотренного ст. 37 Конституции права «свободно распоряжаться своими способностями к труду».

Виды социальной дискриминации женщин в области трудовых отношений имеют свои особенности:

• в производственную сферу вовлечено не все женское население, а ее трудоспособная (по возрасту) часть, т. е. от 16 до 54 лет включительно. В России это примерно 40 млн человек и цифра является относительно стабильной. Стабильность – благоприятный фактор для рынка труда в условиях снижения спроса на женскую рабочую силу. Причем, уровень занятости женщин в трудоспособном возрасте составляет 75,5 %. Их средний возраст – 39,4 года (мужчин – 39,7 лет). Пятая часть – это молодые женщины до 30 лет, а 10 % – женщины пенсионного возраста[85];

• в частном секторе сильнее социальная дискриминация женщин. Они находятся в большей зависимости от работодателя‑мужчины, чем на государственных предприятиях. Уровень социальной и правовой защищенности женщин от дискриминации в частном секторе намного ниже, чем на предприятиях государственных или полугосударственных. В частной фирме нередко отсутствуют или бездействуют профсоюзы. Существует более жесткая зависимость работницы от произвола начальника, безнаказанно нарушается трудовое законодательство. Именно в частном секторе положение женщин во многом определяется «сексуальным неравенством». В этой сфере часто действует культ силы и авторитета мужчины.

В основе любой концепции улучшения положения женщин должно лежать не наше представление о том, что плохо в нынешнем положении женщины и какие бы мы хотели видеть изменения, а понимание причин нынешнего неблагоприятного положения женщин и реальных возможностей, механизмов и рычагов устранения этих причин или смягчения их последствий.

Эти причины можно сгруппировать следующим образом:

• свойственная любой экономике тенденция привлекать женскую рабочую силу в период экономического роста и вытеснять ее с рынка рабочей силы в периоды спада;

• дискриминация женщин по причине предубеждений;

• объективная неконкурентоспособность женщин на рынке труда.

С учетом этого государственная политика в отношении женщин может складываться из трех компонентов, в том или ином сочетании:

• компенсация их объективно непростого положения на рынке труда (с учетом неоспоримой важности для общества других функций, выполняемых женщиной за пределами этого рынка, прежде всего заботы о детях и обеспечения нормальной ситуации в семье, позволяющей мужчине трудиться с полной отдачей);

• борьба с дискриминацией женщин;

• меры по повышению их конкурентоспособности на рынке труда.

При нынешнем состоянии дел никакие меры государственного принуждения, в том числе и законодательные, не заставят работодателей поступать вопреки собственным интересам. Чтобы работодатель брал на работу женщин, он должен быть уверен в том, что она будет на данном рабочем месте работать лучше, чем мужчина (с учетом объективно более высоких требований к охране труда и социальном льготам женщин), либо соглашаться на дискриминацию – заведомо более низкую оплату труда, иначе принятие на работу женщин должно сопровождаться для предпринимателя достаточно весомыми экономическими льготами.

Сегодня реально можно говорить о двух рычагах воздействия на положение женщин: прямой компенсации их неблагоприятного положения и мерах по повышению их объективной конкурентоспособности на рынке труда.

Причины низкой конкурентоспособности женщин:

• женщины на протяжении последних десятилетий объективно больше зависели от системы социальных гарантий;

• женщины исторически были чаще трудоустроены в отраслях экономики зависевшим от государственного обеспечения. Значительная доля женщин, в том числе с высшим образованием, традиционно была занята на рабочих местах с преобладанием неквалифицированного или рутинного труда (служащие разного рода организаций). Труд этот хотя и выполнялся людьми с высшим образованием (имело значение лишь сам факт наличия диплома о высшем образовании, но никак не специальность), не требовал ни специального образования, ни специальной профессиональной подготовки и вел к профессиональному застою, а чаще к дисквалификации работника. В то же время те секторы экономики, которые наиболее ответственно и органично способны поглощать женскую рабочую силу (информационный, сектор услуг и т. п.) традиционно были в нашей стране «неприоритетными»;

• на рынке труда женщины зачастую пассивны, менее склонны к профессиональному мобильности и карьерному росту, стремятся больше к социальному комфорту на рабочем месте, чем профессиональной самореализации и достижениям;

• у женщин значительно чаще, чем у мужчин, формальное образование (по диплому) не соответствует реальной квалификации и профессии, а имеющиеся специальности не соответствуют фактическим потребностям на рынке труда;

• на женщин давит «двойная занятость» – на производстве и в семье;

• в обществе существуют достаточно явно выраженные предубеждения относительно «должного» и «возможного» места женщин.

На устранение или смягчение действия этих факторов и должны быть направлены меры государственной политики. Эта политика должна быть:

• строго дифференцирована по видам и формам оказания помощи разным группам женщин;

• максимально ориентирована на оказание косвенной помощи, гораздо менее дорогостоящей, чем прямая помощь и позволяющей при тех же затратах поддержать большее количество женщин и научить их при этом самостоятельности;

• различные меры должны взаимно усиливать эффект друг друга и порождать «по цепочке» благоприятные побочные эффекты.

В наших реалиях необходимы такие меры, которые будут не только помогать женщинам, но одновременно и содействовать общему прогрессу экономики. Это, прежде всего, развитие жизненно необходимых для современной экономики секторов информационного обслуживания, деловых услуг, сферы бытовых услуг, мелкого бизнеса и т. п.

Одной из причин неконкурентноспособности женщин в период становления рынка труда являются социальные льготы. Высказываются предположения, что исправить положение женщин на рынке труда можно отказом от многих льгот, тем более что реально ни сегодня все равно не действуют: безработной женщине от них не легче, а работающие чаще отказываются от них из‑за угрозы потерять работу. Законодательство их от такой потери не защитит: у предпринимателя всегда будет возможность избавиться от работника, которого он считает неэффективным, так что суд к нему не придерется, но зато само наличие угрозы судебного преследования побудит его предпочесть женщине мужчину. Видимо, имеет смысл оставить в законодательном порядке лишь те льготы, которые государство в состоянии профинансировать из федерального или местного бюджета без потерь для работодателя (реально это могут быть и суммы, превышающие зарплату работника на время оплачиваемого отпуска: длительное отсутствие работника на рабочем месте с сохранением за ним права вернуться обычно влечет ряд дополнительных убытков, которые могут компенсироваться налоговыми льготами или иными мерами косвенной поддержки, приемлемыми для предпринимателя).

В числе особо актуальных мер – развитие и расширение профессионального переобучения и переподготовки женщин в соответствии с требованиями рынка.

У женщин чаще, чем у мужчин, профессиональная квалификация не соответствует перечню вакансий на рынке труда. Однако простое выделение средств на организацию профессионального обучения женщин может и не принести ожидаемых результатов, если не будет сопровождаться специальными мерами, которые компенсировали бы уже упоминавшуюся относительную пассивность женщин на рынке труда. Социологические исследования показали, что даже успешным женщинам‑предпринимательницам почти всегда нужен был внешний толчок, чтобы резко изменить свою жизнь и раскрыть свои способности. В этой связи имело бы смысл создавать клубы для женщин по профессиям, где бы женщины учились искать работу. Немалую роль может сыграть уже сама информация о существующих возможностях, о том, чем можно начать заниматься, утратив привычное дело. Причем для женщин особенно важно получить подобную информацию не из печатных источников, а непосредственно от другой женщины, которая сама занимается этим делом, которой можно задать вопросы и получить психологическое подкрепление.

Здесь неоценимую роль могли бы сыграть существующие женские организации. Государство должно содействовать тем из них, которые не просто «борются за права женщин», а реально помогают женщинам приспособиться к новым условиям. Такое содействие не обязательно означает субсидии и дотации – часто нужнее бывает разного рода техническое содействие, доступ к помещениям и техническим средствам, помощь в установлении контактов с государственными ведомствами и т. п.

Для тех женщин, кто предпочитает работать по найму, нужны специализированные программы переподготовки, учитывающие не только общие особенности женской психологии и поведения на рынке труда, но и конкретный социально‑психологический тип женщин и их установки по отношению к работу. Специальные программы потребуются для женщин с маленькими детьми.

Службам занятости необходимо разработать достаточно надежные тесты профессиональных возможностей и квалификации, нормативно обеспечить повсеместное использование этих тестов при приеме на работу. Эти тесты должны, с одной стороны, разрушить предубеждения о якобы неспособности женщин выполнять те или иные работы, с другой – уменьшить опасения работодателей, позволив им выбирать действительно компетентных и профессионально пригодных работников. Отказ в работе женщине, успешно прошедшей такие тесты, может послужить основанием для обвинения в дискриминации, что станет социальной гарантией для действительно компетентных работников.

Вопросом, который также требует нормативной проработки, является поддержка работодателя, сохраняющего или открывающего рабочие места, в том числе в специфических женских сферах деятельности.

Следующий сложный и деликатный вопрос – охрана труда. Специальные «женские» меры по охране труда могут ухудшить положение женщин на рынке труда. С другой стороны, сохранение нынешнего положения явно угрожает здоровью нации. Необходимо добиваться нормальных условий труда на производстве в целом.

Для определенных категорий женщин, особенно с маленькими детьми, одиноких матерей, матерей с детьми‑инвалидами, как наиболее социально уязвимой группы, желательно уменьшить занятость, но в добровольном порядке, с помощью соответствующих мер социальной политики, заменить утраченный заработок семейными пособиями для детей. Такая мера не будет чистой благотворительностью: наряду с решением важнейшей социальной проблемы – стимулирования рождаемости, она поможет снизить давление на рынке труда.

Следует также рассмотреть вопрос о свободном режиме труда для женщин. Речь идет либо о так называемом «гибком графике», либо о работе дома, что давно используется во всех европейских странах. Можно определить виды работ, которые могут выполняться на дому.

Профессиональная переподготовка женщин с учетом реальных потребностей местной экономики, может быстро повысить эффективность местных предприятий, так как предоставит в их распоряжение квалифицированную и дисциплинированную рабочую силу, так как женщины, как правило, отличаются более высокой трудовой дисциплиной.

При подобном подходе меры по социальной защите тесно увязываются с мерами по расширению занятости, а те и другие – с мерами по развитию мелкого бизнеса и самозанятости.

Все вышеперечисленное – это меры краткосрочного и среднесрочного характера. Они необходимы, но проблемы радикально не решат. До тех пор, пока в стране не будет развита инфраструктура деловых услуг, информационного обслуживания, пока не сложится разнообразная и разносторонняя система образования дошкольных и внешкольных учреждений, освобождающая женщин от части проблем «двойной занятости», ни о каком долгосрочном экономическом росте, привлечении инвестиций, вероятно, не может идти речь. Создание условий для такого перехода должно стать одной из главных задач государственной экономической и социальной политики. Именно эти меры, как показывает мировой опыт, и открывают наилучшие возможности для приложения женского труда там, где он действительно конкурентоспособен.

В долгосрочном плане меры по улучшению положения женщин неотделимы от мер по развитию основ постиндустриального общества[86]. И сюда должна быть направлена значительная доля ресурсов.

Это касается, прежде всего, информатизации нашего общества. Но не в том смысле, в каком этот термин употребляется в последние десять лет – как распространение компьютеров и компьютерной грамотности. Речь идет, скорее, об использовании компьютеров, стоящих сегодня во множестве организаций и постепенно появляющихся в домах, для реального распространения самой разнообразной информации.

Государственные органы могли бы выступить и первым заказчиком информации, специально перерабатываемой под их требования. Государственные заказы на первых порах могут дать развернуться «малому информационному бизнесу», в том числе и в формах самозанятости или семейного бизнеса. Этот «малый информационный бизнес» достаточно быстро может стать естественной нишей для тех женщин, которые сегодня острее всего чувствуют бремя или угрозу безработицы – для научно‑педагогических работников и служащих с высшим образованием. Причем особенно благоприятные условия для развертывания подобной деятельности существуют как раз в испытывающих сегодня огромные трудности «наукоградах», благо наличие информационных сетей и электронной почты делает географическую удаленность создателей информационного продукта от потребителей не слишком важной.

Второе направление перехода к постиндустриальному обществу – стимулирование мелкого бизнеса в сфере услуг: бытовых, деловых, образовательных. В цивилизованном мире, как уже отмечалось, накоплен немалый опыт государственного содействия формирования малого бизнеса, в том числе и с помощью косвенных мер. Наиболее естественная сфера для мелкого бизнеса в нашей стране – сферы бытовых услуг и ранее не существовавшая сфера услуг деловых. И та, и другая, необходимы для нормального функционирования и развития экономики и общества, и та и другая открывают огромный простор для применения женского труда.

Несколько слов о совершенствовании государственной политики в отношении реализации политических прав российских женщин.

Необходимо констатировать, что в век информатизации, политика все еще остается преимущественно сферой мужской деятельности.

Согласно Конвенции о политических правах женщин 1953 г. женщины имеют право без какой‑либо дискриминации голосовать на всех выборах наравне с мужчинами, им предоставлено право быть избранными во все учреждения, требующие публичных выборов, занимать должности на общественно‑государственной службе.

Общеизвестно, что в скандинавских странах, где в парламентах женщины‑депутаты составляют порядка 40 %, политика не агрессивна и конструктивна, приоритетами в ней являются защита прав человека и социального благосостояния. Опыт этих стран показал, что женщины приходят во власть, как правило, пройдя школу политических партий и иных общественных движений, имея опыт работы с людьми. Так, в Голландии в каждой политической партии, имеется 35 % квота для женщин; программа «равных возможностей» в США вынуждает из числа претендентов на различные должности выбирать в первую очередь женщин.

Существует мнение, что введение квот для устранения фактического неравенства создает новое неравенство, поскольку «квотные» назначенцы уступают в уровне профессионализма тем, кто получил место в парламенте или ином органе государства в результате свободной конкуренции. Однако подбор «квотных» кандидатов депутаты в рамках партии или иного общественного движения также характеризуется конкурентной борьбой.

Путь реализации политических прав женщин в России, как и в других странах, лежит в том числе и через создание женской политической партии (может быть, нескольких), которая бы представляла и защищала в парламенте интересы, прежде всего, женщин‑избирательниц, которых на 9,5 млн больше, чем мужчин, а среди пенсионеров, которые более активны на выборах, – и больше в 2,5 раза. Так, движение «Женщины России» – прототип политической партии, на выборах в Государственную Думу в 1993 г. получили 46 мандатов – более 10 % общего состава депутатов Думы.

В законе о политических партиях и иных законодательных актах особое внимание законодателя должен привлечь механизм реализации провозглашенных Конституцией равных прав и свобод мужчин и женщин.

Таким образом, правовая база «женского вопроса» в России требует дальнейшего совершенствования. Важно не простое понимание этого факта на государственном уровне, а работа по совершенствованию правового механизма государственной политики России в отношении женщин.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение политике государства по защите интересов женщин.

2. Охарактеризуйте структуру профессиональной деятельности женщин в нашей стране.

3. Дайте характеристику социально‑экономического положения женщин в России.

4. Охарактеризуйте понятие «дискриминация» в отношении женщин, как его понимает международное сообщество.

5. Что является главной целью государственной политики в области улучшения положения женщин в России?

6. Назовите основные задачи Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации.

7. Каковы причины неравноправия женщин на рынке труда?

8. Перечислите возможные пути повышения конкурентоспособности женщин на рынке труда.

9. Охарактеризуйте задачи государства в области реализации политических прав женщин.

Литература

1. Актуальные проблемы социально‑правовой защиты женщин: к 90‑летию первого Всероссийского съезда женщин и 85‑летию Международного женского дня 8 марта. СПб., 1998.

2. Антонян. Ю. М., Ткаченко Б. В., Шостакович Б. В. Криминальная сексология / Под ред. Ю. М. Антоняна. М., 1999.

3. Женщины и мужчины России: Краткий стат. сб. / Госкомстат России. М., 1999.

4. Конвенция о политических правах женщин 1953 г. // Библиотечка РГ. 1995. № 11.

5. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. // ВВС СССР. 1982. № 25 (2151). Ст. 464.

6. Конституция Российской Федерации 1993 г. // РГ. 25 декабря 1993 г.

7. Международный пакт о гражданских и политических правах 1996 г. // ВВС СССР. 1976. № 17 (1831). Ст. 291.

8. Постановление ВС РСФСР от 1 ноября 1990 г. № 289/3‑1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» (с изм. и доп.) // ВВС РФ. 1990. № 24. Ст. 287.

9. Постановление Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. № 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную» // САПП РФ. 1993. № 7. Ст. 566.

10. Постановление Правительства РФ от 8 января 1996 г. № 6 «О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 185.

11. Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение трудаженщин» // СЗ РФ. 2000. № 10. Ст. ИЗО.

12. Распоряжение Правительства РФ от 28 июня 2001 г. № 855‑р «Об утверждении Национального права действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышению их роли в обществе на 2001–2005 гг.» // СЗ РФ. 2001. № 28. Ст. 2913.

13. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197‑ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 3.

14. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181‑ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3702.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: