Конституционные гарантии права на благоприятную окружающую среду

Право на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации[101].

Право на благоприятную окружающую среду представляет собой:

• нравственный принцип, выраженный в правовой норме Конституции;

• принцип для построения системы объективного экологического законодательства, а также его важнейшую норму;

• это субъективное право гражданина, которому корреспондируют обязанности государства по поддержанию окружающей среды в благоприятном состоянии, а также проведению различных мероприятий по устранению отрицательных воздействий неблагоприятной среды на человека.

Право, закрепленное в ст. 42 Конституции РФ, распространяется на граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также на некоторые территориальные общины граждан.

Понятие «благоприятная» применительно к окружающей среде может означать такое ее состояние, в котором возможны достойная жизнь и здоровье человека. Неблагоприятной же будет окружающая среда, сама по себе губительно влияющая на здоровье людей и не позволяющая им вести достойную жизнь. На территории России есть места, где окружающая среда неблагоприятна для физического здоровья людей, и с этой точки зрения государство должно позаботиться о защите человека от негативных природных воздействий. Доставка воды или теплы в безводные или холодные места обитания человека, создание искусственных климатических условий, материальная компенсация или установление льгот и т. п. являются обязанностью государства, предоставившего каждому право на благоприятную окружающую среду, что вытекает из смысла ст. 7 Конституции РФ, провозгласившей Россию социальным государством.

Право на «достоверную информацию о состоянии окружающей среды» может быть рассмотрено в широком и узком смысле. В первом случае речь идет о праве на получение правдивой и не вводящей в заблуждение информации об объективном состоянии отдельных мест в России, где природные явления неблагоприятны для человека как по причине его собственной деятельности (загрязнение водоемов нефтью, заболоченность или, наоборот, обезвоживание территории), так и в силу стихийных катаклизмов в самой природе (землетрясение, наводнение, сель и т. д.). Статья 42 Конституции провозглашает право каждого знать о таких явлениях.

В узком смысле данное право можно рассматривать как субъективное право конкретных лиц знать подробности о неблагоприятном состоянии природы на территории их проживания (например, для получения права на компенсации и льготы жителям мест, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы). В этом же смысле право на получение достоверной информации может принадлежать и лицам, родственники которых проживают в неблагоприятной окружающей среде, а также гражданам, направляемым туда на работу или в командировку.

Помимо права на достоверную информацию, гражданам принадлежит и право на возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

Отсюда следует, что экологическое правонарушение связано с таким причинением вреда окружающей природной среде гражданами или другими субъектами, которое способно, в свою очередь, причинить вред здоровью человека или его имуществу. Этот момент важен потому, что вред окружающей природной среде не может причинить любой природный катаклизм, каким бы разрушительным он ни был с точки зрения человека. Нефть способна сама по себе вылиться из природных глубин и загрязнить какой‑ли‑бо водоем; буря может выбросить танкер на камни, и разлившаяся нефть причинит ущерб окружающей природной среде и человеку, но экологического правонарушения не будет. Поэтому экологическим является такое правонарушение, когда один субъект права причиняет ущерб другому субъекту посредством причинения вреда окружающей среде. Это – опосредованное нарушение, имеющее ступенчатый характер.

Как уже отмечалось, ущерб может быть причинен здоровью или имуществу человека. Под здоровьем можно понимать физическое, психическое и нравственное благополучие человека, входящее составной частью в его «достойную жизнь» (ст. 7 Конституции).

При определении величины вреда, причиненного здоровью граждан, учитываются: степень утраты трудоспособности потерпевшим, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии, а также потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией.

Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественной организации (объединения) в интересах потерпевшего.

Поскольку право на благоприятную окружающую среду связано с обязанностью государства поддерживать ее в благоприятном для жизни состоянии, осуществление данной обязанности может быть только результатом соединенных усилий всех и каждого человека в отдельности сохранять природную среду его обитания (ст. 58 Конституции РФ).

§ 3. Федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы России» (2002–2010) [102]

Российская Федерация располагает громадным природно‑ресурсным потенциалом, однако в последние годы накопился ряд серьезных проблем, не позволяющих в полной мере использовать имеющ иеся природные богатства.

Общим недостатком развития природно‑ресурсного комплекса является несовершенство экономических механизмов и законодательной базы.

Остается напряженной экологическая обстановка на территории России. Несмотря на то, что за последнее десятилетие значительно снижены объемы производства, на отдельных территориях она близка к критической. Основными экологическими проблемами по‑прежнему являются:

• загрязнение водных объектов (Поволжье, Урал, Кузбасс, Северный Кавказ);

• загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов промышленных предприятий (гг. Норильск, Нижний Тагил, Магнитогорск, Новокузнецк, Череповец и др.);

• постоянно увеличивающееся количество отходов производства и потребления, в том числе токсичных (Московская, Кемеровская, Тюменская, Ярославская области и др.);

• загрязнение почв, опустынивание и деградация растительного покрова на многих территориях, сокращение видового состава флоры и фауны.

В 1990‑х годах был разработан и осуществлялся целый ряд федеральных и региональных целевых программ, направленных на оздоровление экологической обстановки, обеспечение экономики страны и населения природными ресурсами, их охрану и воспроизводство. Однако реализация этих программ была затруднена в основном из‑за недостатка финансовых ресурсов, в результате чего достичь намеченных целей в полной мере не удалось.

Начавшийся рост промышленного производства в России может обострить экологическую обстановку, а также увеличить вероятность возникновения техногенных аварий с негативными экологическими последствиями. Необходим комплексный системный подход при разработке правовых, экономических, организационных и иных условий рационального, неистощительного природопользования и охраны окружающей природной среды. Возникает необходимость принятия соответствующих мер, обеспечивающих подготовку природно‑ресурсной базы для удовлетворения растущих экономических потребностей, сохранение и воспроизводство ресурсного потенциала, снижение антропогенной нагрузки на природные комплексы.

На решение указанных проблем направлена федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы России» (2002–2010) (далее именуется – Программа).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: