Обеспечение регулирования внешнетрудовой миграции, социальной защиты трудящихся мигрантов

Федеральным органам власти и органам власти субъектов Российской Федерации необходимо осуществлять меры по контролю за целесообразностью привлечения и использования иностранной рабочей силы, направленные на защиту отечественного рынка труда, обеспечение приоритетного права российских граждан на занятие трудовых вакансий, квотирование привлечения и использования иностранной рабочей силы, на соблюдение работодателями целевого использования иностранных работников, условий трудовых контрактов и норм трудового законодательства и международных норм в отношении трудящихся‑мигрантов, борьбу с нелегальной трудовой миграцией и, как следствие, с использованием демпинговой рабочей силы из‑за границы, легализацию ее въезда и контроль за своевременным выездом иностранных работников по завершении работы, принятие мер по депортации иностранцев, принятых на работу с нарушением действующего законодательства.

Необходимо продолжить работу по совершенствованию и развитию форм и методов государственного содействия в трудоустройстве российских граждан за границей, регулированию процессов вербовки и найма российских работников, контролю и надзору за организациями‑лицензиатами, направляющими российских граждан за границу для работы по найму, за социальной защитой последних, включая социальное и медицинское страхование, обеспечение принципа равного обращения в области труда с работниками принимающего государства и др.

Органы государственной власти Российской Федерации должны способствовать развитию взаимовыгодного миграционного обмена, в том числе и в области трудовой миграции, с приграничными государствами на основе действующего трудового законодательства Российской Федерации.

Субъекты РФ вправе регулировать социально‑экономические миграции, исходя из складывающейся социально‑экономической, экологической обстановки и иных обстоятельств в рамках федерального законодательства и законодательства субъектов. В отдельных субъектах приняты законы и иные нормативные правовые акты, предоставляющие преференции выходцам из этих регионов, лицам, переселяющимся из северных регионов России, военнослужащим и т. д. В ряде субъектов приняты ограничительные меры, препятствующие притоку мигрантов из других субъектов Федерации и из‑за ее пределов. Преференции или ограничения для отдельных категорий мигрантов должны быть законодательно оформлены и четко артикулированы в региональных миграционных программах, иных подзаконных актах и не могут противоречить федеральному законодательству. Органы государственной власти Российской Федерации должны стремиться к расширению возможностей субъектов РФ по самостоятельному регулированию миграционных процессов на их территории в пределах их компетенции, в том числе путем заключения соответствующих договоров и соглашений.

5. Добровольное возвращение в места постоянного проживания внутренних перемещенных лиц является одним из основных направлений государственной миграционной политики и предполагает:

• наличие индивидуального и свободно выраженного желания заинтересованного лица вернуться в место постоянного проживания;

• поддержку со стороны государства процесса возвращения. Такая поддержка должна включать разработку и реализацию программ организованного возвращения, обеспечения минимально необходимых социально‑экономических условий для жизни, поддержку общественных объединений возвращающихся лиц[100];

• гарантии физической безопасности. Государство обеспечивает физическую безопасность возвращающихся лиц на стадиях переезда и обустройства. В ситуациях вооруженного конфликта это предполагает достижение и реализацию политического урегулирования, гарантии безопасности со стороны центральных властей, местных властей района возвращения и международных организаций, планирующих и выполняющих программы возвращения;

• постконфликтную реабилитацию, включающую информационные кампании по укреплению доверия, содействию диалогу, созданию толерантного общественного мнения, недискриминации и соблюдению прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств;

• наличие исчерпывающей и объективной информации о состоянии дел в регионе возвращения. Федеральные и местные власти не должны препятствовать получению такой информации, в том числе из независимых источников.

Важную роль играют международные и неправительственные организации, наблюдающие за положением в области прав человека и личной безопасностью (особенно в районах обострения межэтнических отношений). Актуальным направлением государственной миграционной политики остается возвращение представителей депортированных народов. Органы государственной власти Российской Федерации должны поддерживать стремление субъектов РФ к обеспечению правовых, материальных и иных условий для их возвращения в места традиционного проживания. Органы государственной власти Российской Федерации должны принять необходимые меры в части предоставления им гражданства, принятия нормативных правовых актов, регулирующих провоз имущества, получения компенсаций, кредитов, льгот и решения иных вопросов, относящихся к их компетенции. Органы государственной власти Российской Федерации с пониманием относятся к стремлению отдельных субъектов РФ обеспечить определенные преференции соотечественникам‑репатриантам и будут сотрудничать с соответствующими органами государственной власти субъектов в данной сфере.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные формы миграции.

2. В чем отличие миграции времен СССР от современной миграции?

3. Дайте определение понятий «миграция», «иммиграция», «эмиграция», «миграционная политика».

4. Охарактеризуйте цели миграционной политики.

5. Укажите основные составляющие современной миграционной ситуации в России.

6. Каковы принципы современной миграционной политики Российской Федерации?

7. Укажите проблемы миграционной политики России на современном этапе.

8. Назовите основные направления совершенствования миграционной политики Российской Федерации.

Литература

1. Власов В. И. Постатейный комментарий к Закону «О занятости населения в Российской Федерации». М., 1997.

2. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730‑1 «О Государственной границе Российской Федерации» (с изм.) // ВВС РФ. 1993. № 17. Ст. 594.

3. Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242‑1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // ВВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1227.

4. Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.).

5. Конституция Российской Федерации 1993 г.

6. Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 1 марта 2003 г. № 256‑р) // СЗ РФ. 2003. № 10. Ст. 923.

7. Постановление Правительства РФ от 25 мая 1994 г. № 533 «О льготах для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность» (с изм. и доп. от 21 декабря 2000 г.) // СЗ РФ. 1994, № 6. Ст. 607 (с изм.).

8. Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 935 «Об уточнении Федеральной миграционной программы» // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4177.

9. Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 724 «О размерах единовременного денежного пособия и порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем» (с изм. от 21 декабря 2001 г.), СЗ РФ. 1997. № 25. Ст. 2943.

10. Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1993. № 4.

11. Соглашение о сотрудничестве государств‑участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией (Москва, 6 марта 1998 г.). // СЗ РФ. 2000. № 29. Ст. 3006.

12. Федеральный закон от 20 декабря 1995 г. № 202‑ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах"» (с изм.) // СЗ РФ. 1995. № 52. Ст. 5110.

13. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114‑ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм.) // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.

14. Федеральный закон от 28 июня 1997 г. № 95‑ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О беженцах"» (с изм.) // СЗ РФ. 1997. № 26. Ст. 2956.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: