Отношения, складывающиеся в гражданском обществе между людьми по поводу использования и сбережения природных объектов и ресурсов, сейчас принято именовать экологическими. Они подразделяются на два вида, отражающие взаимосвязанные, но разные стороны отношений общества и природы: природоресурсовые и природоохранительными.
Природоресурсовые отношения складываются по поводу использования природных объектов и ресурсов для удовлетворения многообразных потребностей людей, вторые – выражают отношения, связанные с непосредственной охраной природы от вредного воздействия на нее тех, кто потребляет, эксплуатирует природные ресурсы. Между ними нет разделительной границы, а существует диалектическая связь. Использование природных объектов порождает потребность в их сбережении и охране, но и сама охрана их не является самоцелью и может осуществляться только в процессе природопользования, путем соблюдения разумных технологий, принятия мер по воспроизводству природных ресурсов, сохранению природных объектов, созданию им условий для самовоспроизводства.
|
|
Конституция РФ закрепила приоритет норм международного права над национальным, российским (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Поэтому при формировании государственной политики в области экологии основополагающими являются такие международные документы, как решения Стокгольмской конференции ООН по охране окружающей среды 1972 г., документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975), Итоговый документ встречи представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки (1989), Парижская хартия для новой Европы (1990), решения Бразильской конференции ООН по окружающей среде и развитию, проведенной в Рио‑де‑Жанейро в июне 1992 г. Ими российское государство обязано руководствоваться, принимая законодательные и подзаконные акты, регулирующие правила природопользования.
Конституция РФ содержит основополагающие принципы и правила, которыми обязаны руководствоваться граждане, должностные лица и государственные органы по вопросам рационального пользования природой (ч. 2 ст. 41, 42, 58 Конституции РФ).
Основополагающим законодательным актом в области природопользования, в настоящее время является Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды». Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально‑экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
|
|
Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7‑ФЗ дает следующие нормативные понятия:
• окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно‑антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
• природная среда (природа) – совокупность компонентов природной среды, природных и природно‑антропогенных объектов;
• компоненты природной среды – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле:
• природный объект – естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;
• природно‑антропогенный объект – природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;
• антропогенный объект – объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;
• благоприятная окружающая среда – окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно‑антропогенных объектов;
• негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды предусмотрена главой XIV (ст. 75–80) Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды».
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством (ст. 76).
В соответствии со ст. 77 Закона, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить его в полном объеме.
В соответствии со ст. 80 Закона арбитражным судом может быть вынесено требование об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
Определив основы экологического правопорядка, Закон «Об охране окружающей среды» не мог охватить и систематизировать все нормы экологического законодательства. Значительная их часть отражена в других законодательных актах и, прежде всего, в актах кодификации природо‑ресурсового законодательства. Так, в Законе РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395‑1 «О недрах» (в ред. от 3 марта 1995 г.), предусмотрены основные требования по рациональному использованию и охране недр, виды ответственности за нарушения горного законодательства.
Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. № 167‑ФЗ (с изм.), содержит общие требования к охране водных объектов, подземных вод, водоохранных зон, особо охраняемых объектов. В нем предусмотрены меры охраны водных объектов от загрязнения, засорения, а также экологические требования к тем, кто эксплуатирует водные объекты.
Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 22‑ФЗ (с изм.), содержит раздел (IV) об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов и обязанности граждан и юридических лиц по предотвращению негативного воздействия на состояние лесов.
|
|
В 1995 г. приняты важные федеральные законы: Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52‑ФЗ «О животном мире», Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33‑ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26‑ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно‑оздоровительных местностях и курортах» и др.
Значительное число правил охраны окружающей среды закреплено в правовых актах, именуемых подзаконными, поскольку их принятие осуществляется в развитие конституционных и законодательных предписаний. Среди них важнейшее место принадлежит указам Президента Российской Федерации: Указу от 16 декабря 1993 г. № 2144 «О федеральных природных ресурсах», Указу от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».
Большое число правовых актов принято Правительством Российской Федерации. Оно утвердило Положение об органах государственного контроля в области природопользования: о Министерстве природных ресурсов РФ (в настоящее время реформируется), о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды, о Государственном комитете РФ по земельным ресурсам и землеустройству, о Федеральных службах России (по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, лесного хозяйства, федерального надзора по ядерной и радиационной безопасности, горному и промышленному надзору России). Ряд постановлений Правительства посвящен отдельным сторонам экологического правопорядка. Например, Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. № 158 «О Красной книге Российской Федерации»; Постановление, утвердившее Порядок определения платы и ее предельные размеры за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия от 28 августа 1992 г.
В охране окружающей среды известные полномочия предоставлены органам местного самоуправления. Они действуют на основе Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 54‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и несут ответственность за исполнение экологического законодательства на подведомственной территории, участвуют в охране окружающей среды на территории муниципального образования (ст. 6 Закона).
|
|
Нормативно‑правовые акты субъектов Российской Федерации принимаются во исполнение конституционных и федеральных законов. По вопросам охраны окружающей среды субъекты РФ вправе принимать законодательные иные акты. В Республике Башкортостан, например, принят и действует Экологический кодекс, в других субъектах Российской Федерации приняты законы о земле и иные правовые акты, содержащие природоохранительные нормы.