Нормативные акты Российской Федерации в области экологии

Отношения, складывающиеся в гражданском обществе между людьми по поводу использования и сбережения природных объектов и ресурсов, сейчас принято именовать экологическими. Они подразделяются на два вида, отражающие взаимосвязанные, но разные стороны отношений общества и природы: природоресурсовые и природоохранительными.

Природоресурсовые отношения складываются по поводу использования природных объектов и ресурсов для удовлетворения многообразных потребностей людей, вторые – выражают отношения, связанные с непосредственной охраной природы от вредного воздействия на нее тех, кто потребляет, эксплуатирует природные ресурсы. Между ними нет разделительной границы, а существует диалектическая связь. Использование природных объектов порождает потребность в их сбережении и охране, но и сама охрана их не является самоцелью и может осуществляться только в процессе природопользования, путем соблюдения разумных технологий, принятия мер по воспроизводству природных ресурсов, сохранению природных объектов, созданию им условий для самовоспроизводства.

Конституция РФ закрепила приоритет норм международного права над национальным, российским (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Поэтому при формировании государственной политики в области экологии основополагающими являются такие международные документы, как решения Стокгольмской конференции ООН по охране окружающей среды 1972 г., документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975), Итоговый документ встречи представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки (1989), Парижская хартия для новой Европы (1990), решения Бразильской конференции ООН по окружающей среде и развитию, проведенной в Рио‑де‑Жанейро в июне 1992 г. Ими российское государство обязано руководствоваться, принимая законодательные и подзаконные акты, регулирующие правила природопользования.

Конституция РФ содержит основополагающие принципы и правила, которыми обязаны руководствоваться граждане, должностные лица и государственные органы по вопросам рационального пользования природой (ч. 2 ст. 41, 42, 58 Конституции РФ).

Основополагающим законодательным актом в области природопользования, в настоящее время является Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды». Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально‑экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7‑ФЗ дает следующие нормативные понятия:

окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно‑антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

природная среда (природа) – совокупность компонентов природной среды, природных и природно‑антропогенных объектов;

компоненты природной среды – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле:

природный объект – естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

природно‑антропогенный объект – природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

антропогенный объект – объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

благоприятная окружающая среда – окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно‑антропогенных объектов;

негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды предусмотрена главой XIV (ст. 75–80) Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды».

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством (ст. 76).

В соответствии со ст. 77 Закона, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить его в полном объеме.

В соответствии со ст. 80 Закона арбитражным судом может быть вынесено требование об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

Определив основы экологического правопорядка, Закон «Об охране окружающей среды» не мог охватить и систематизировать все нормы экологического законодательства. Значительная их часть отражена в других законодательных актах и, прежде всего, в актах кодификации природо‑ресурсового законодательства. Так, в Законе РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395‑1 «О недрах» (в ред. от 3 марта 1995 г.), предусмотрены основные требования по рациональному использованию и охране недр, виды ответственности за нарушения горного законодательства.

Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. № 167‑ФЗ (с изм.), содержит общие требования к охране водных объектов, подземных вод, водоохранных зон, особо охраняемых объектов. В нем предусмотрены меры охраны водных объектов от загрязнения, засорения, а также экологические требования к тем, кто эксплуатирует водные объекты.

Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 22‑ФЗ (с изм.), содержит раздел (IV) об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов и обязанности граждан и юридических лиц по предотвращению негативного воздействия на состояние лесов.

В 1995 г. приняты важные федеральные законы: Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52‑ФЗ «О животном мире», Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33‑ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26‑ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно‑оздоровительных местностях и курортах» и др.

Значительное число правил охраны окружающей среды закреплено в правовых актах, именуемых подзаконными, поскольку их принятие осуществляется в развитие конституционных и законодательных предписаний. Среди них важнейшее место принадлежит указам Президента Российской Федерации: Указу от 16 декабря 1993 г. № 2144 «О федеральных природных ресурсах», Указу от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».

Большое число правовых актов принято Правительством Российской Федерации. Оно утвердило Положение об органах государственного контроля в области природопользования: о Министерстве природных ресурсов РФ (в настоящее время реформируется), о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды, о Государственном комитете РФ по земельным ресурсам и землеустройству, о Федеральных службах России (по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, лесного хозяйства, федерального надзора по ядерной и радиационной безопасности, горному и промышленному надзору России). Ряд постановлений Правительства посвящен отдельным сторонам экологического правопорядка. Например, Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. № 158 «О Красной книге Российской Федерации»; Постановление, утвердившее Порядок определения платы и ее предельные размеры за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия от 28 августа 1992 г.

В охране окружающей среды известные полномочия предоставлены органам местного самоуправления. Они действуют на основе Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 54‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и несут ответственность за исполнение экологического законодательства на подведомственной территории, участвуют в охране окружающей среды на территории муниципального образования (ст. 6 Закона).

Нормативно‑правовые акты субъектов Российской Федерации принимаются во исполнение конституционных и федеральных законов. По вопросам охраны окружающей среды субъекты РФ вправе принимать законодательные иные акты. В Республике Башкортостан, например, принят и действует Экологический кодекс, в других субъектах Российской Федерации приняты законы о земле и иные правовые акты, содержащие природоохранительные нормы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: