Восстановить реальность

Фридрих Ницше, конечно, ключевая фигура в этом процессе: резкое и ядовитое неприятие современности–модерна и вместе с тем не возврат к Великому Прошлому, а использование энергии модерн-процесса для прорыва сквозь оболочку человеческой формы. Сверхчеловек и есть такой прорыв, преодоление Традиции ради соприкосновения с тем, что эту Традицию породило. Ницше, стоящий хронологически посередине этого процесса, мог бы логически рассматриваться как его прародитель. Мог бы – если бы контртрадиция породила бы сверхчеловека.

Современность всегда уныла, за исключением разве что "Времени перемен" – исторических спазмов, наподобие Войны 1914—1945 годов. Она уныла, потому что привычна. Это печальное переживание – основа признания мира "неправильным" и стремления преодолеть его привычность, его автоматику, создать мир "сверх", "гипер". Оно не может достойно развернуться в мире Традиции – любая нетрадиционная форма заведомо хуже традиционной, но попытка (почти успешная) уничтожить Традицию вызывает у понимающих людей сверхтрадиционный ответ.

Человек – двойственное существо. Культура дает ему все – язык, нормы, картины Мира, формирует его как собственно человеческое существо. Традиция вводит его в соприкосновение с запредельными истинами. Но в нем есть и его внутреннее, созерцающее и волевое "Я", которое развертывается, проявляется в материале культуры. А когда рушится культура и ее стержень – Традиция – тогда волевое "Я" может и должно развернуться в свои собственные, а не индуцированные культурой, формы. Как сумеет волевое "Я" справиться с этой задачей – восстановить Реальность вне живой связи с Традицией – "главная интрига" ближайшей истории.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: