Что такое «Внутренний переводчик»?

Как научиться слышать другого. Внутренний переводчик.

Слушать - это значит внимательно воспринимать звуки, выбирая их них нужные. А вот умение слушать - это гораздо больше. Это не только способность воспринимать звук, это означает - слушать с умением, а именно: слышать - то есть уяснять суть сказанного, или ту часть сказанного, которую имеет смысл слышать.

Умение слышать - это умение воспринимать именно смысл слов собеседника, а не свои разные соображения по поводу сказанного им. Слышать именно то, что сказано, суть сказанного.

Как научиться слышать:

  • Для начала можно повторять, проговаривать услышанное (по крайней мере, ключевые фразы) дословно про себя.
  • По мере внутреннего понимания можно перейти к повтору услышанного своими словами, начиная с фразы: «Правильно ли я тебя услышал…».
  • Далее важно согласиться с тем, с чем Вы реально согласны.
  • Также важно понять, почему и зачем собеседник это говорит.
  • Наконец, нужно выразить свою точку зрения.

Что такое «Внутренний переводчик»?

«Высокие договаривающиеся стороны» уселись по оба конца стола, а между ними неприметной тенью примостился переводчик. Все молчали.

Первым начал Он.

- Я тебя люблю.

Её передёрнуло, но переводчик сделал Ей знак и сказал:

- Он говорит: «У меня есть терпение, я готов слушать и пытаться понять тебя».

Она хмыкнула и с горечью ответила:

- Ты всегда умел говорить красивые слова, а дела я от тебя, наверное, никогда не дождусь.

Переводчик повернулся к Нему и сказал:

- Она говорит: «Я тебя тоже люблю. Только любовь помогла мне выдержать всё это».

Он заговорил, и в Его голосе звучала мука.

- Я больше так не могу. Всё, что я ни делаю, тебе не нравится. Ты меня всё время критикуешь.

Переводчик снова повернулся к Ней и сказал:

- Он говорит: «Я бываю очень мнителен и раним, а когда я недоволен сам собой, я начинаю воспринимать все твои слова как нападки и видеть в тебе врага».

Она посмотрела на Него - уже без ненависти, уже с той жалостью, от которой до любви - полтора шага.

- Я попробую помнить об этом, но ты тоже должен перестать быть ребёнком. Пора уже повзрослеть на четвёртом десятке!

Переводчик повернулся к Нему…

…Они уходили вдвоём, плечом к плечу, почти рука об руку. На пороге Он остановился, подбежал к переводчику, хлопнул его по спине и воскликнул:

- Да ты, брат, профи! Где такому учат, а?

Переводчик не ответил; он поймал глазами Её взгляд и одними губами перевёл:

- Он говорит мне: «я хочу научиться понимать её сам».

(Автор:Эли Бар-Яалом. "Переведи меня")

Вам понравилось такое умение понимать?

Умение понимать, то есть делать внутренний перевод, процесс исключительно творческий, и мы приведем здесь только самые ходовые и самые успешные варианты переводов. Основных всего пять:

  • Контекстный (услышать самый правдоподобный смысл для конкретного контекста).
  • Позитивный (услышать радость, интерес и благодарность).
  • Негативный (услышать наезды, обвинения, недовольство).
  • Психотерапевтический (услышать душевную боль, личные эмоции, очень личное отношение).
  • Деловой (он же – конструктивный, переводит в размышление: что теперь делать?).

Реже бывает востребован вежливый перевод (понять, как бы человек сформулировал то, что он хочет вам сказать, если бы был воспитанным и культурным человеком). В качестве особого и редкого случая можно выделить параноидальный переводчик: «Теперь-то я понимаю, с какой целью он мне все это говорит: уничижить, уничтожить, преследовать».

Чаще всего мы реагируем на сообщение сразу, в зависимости от того, что услышали от «своего переводчика», а важно переходить к действиям лишь после того, как убедились в соответствии перевода действительности.

В качестве примера можно привести переводы следующего сообщения ребенка:

«Я устал делать уроки, сейчас немного посмотрю телевизор и потом доделаю».

1. «Он ленится и хочет обмануть твою бдительность» - негативный переводчик.

2. «Возможно, он и устал, поверим, тогда надо сделать переменку, но лучше активную» - позитивный переводчик.

3. «Похоже, ему трудно дается математика, поддержи его, приласкай и попробуй ему помочь решить эти задачки» — перевод психотерапевтический.

4. «Хороший план, пусть постарается его выполнить, помощь нужна?» - перевод деловой.

5. «Он устал, сейчас посмотрит телевизор и доделает уроки» - контекстный переводчик.

Однако чтобы действительно услышать и понять ребенка, важно задать несколько уточняющих вопросов. Здесь вполне может пригодиться метод активного слушания, который предлагает Ю. Б. Гиппенрейтер. (http://fondberega.ru/metodicheskaya-pomosch/pravila-uvazhitelnogo-obscheniya/kak-slushat-rebenka.html)

Хочется сразу сказать, что негативного переводчика лучше всего «уволить». И это важно. Родители и воспитатели просто обязаны «принять на работу» только Позитивного, Психотерапевтического и Делового переводчиков, использовать их сознательно в зависимости от того, как прояснили ситуацию уточняющие вопросы.

Вот тогда, как будет выглядеть ваш диалог.

Вариант 1.

- Я устал делать уроки, сейчас немного посмотрю телевизор и потом доделаю

- А сколько времени ты уже занимаешься? (Уточняющий вопрос).

- Уже целый час!

Позитивныйпереводчик: «Возможно, он и устал, поверим, тогда надо сделать переменку, но лучше активную».

- Да, по-видимому, ты утомился сидеть так долго и хочешь отвлечься. (Активное слушание). Давай устроим переменку.

- Я посмотрю телевизор.

- м.б. поиграем в прятки? Прячься! (Ребенок всегда с большим удовольствием будет заниматься чем-то интересным со взрослым)

- Ура!

- Только уговор! Пятнадцать минут, и будем доделывать уроки.

Вариант 2.

Я устал делать уроки, сейчас немного посмотрю телевизор и потом доделаю.

- Какое задание ты делаешь? (Уточняющий вопрос).

- Математику!

-А сколько времени ты уже занимаешься? (Уточняющий вопрос).

- Уже целых пятнадцать минут.

Психотерапевтический переводчик: «Похоже, ему трудно дается математика, поддержи его, приласкай и попробуй ему помочь решить эти задачки».

- А что ты решаешь? Задачку? М.б. тебе помочь? Давай посмотрим вместе!

В отношениях с детьми контекстный переводчик требуется довольно редко. Такой переводчик чаще всего необходим в трудовой, профессиональной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: