Проведением торжеств (в честь бога Диониса) и драматических состязаний заведовали афинские государственные должностные лица.
Что касается самой организации театральных зрелищ, то непосредственно театральными делами в Афинах ведал первый афинский архонт. Театральные представления в Афинах являлись состязаниями, традиционными для всех
древнегреческих зрелищ. Когда драматические представления вошли
в обиход, они приобрели форму состязаний поэтов-драматургов, постановщиков, а потом и первых актеров.
Проведение таких состязаний требовало и предварительной их подготовки и затраты довольно значительных средств. В обязанности первых архонтов прежде всего входило назначение хорегов, ведавших подготовкой хора для спектаклей, отбором поэтов-драматургов, пьесы которых предстояло включить в программу представлений, а с 457/6 года до н. э. и отбором первых актеров. Первый архонт отвечал и за проведение самих состязаний, связанных с выбором судей, за осуществление ряда культовых процедур и поддержание
|
|
порядка в театре.
Хорегия представляла собою одну из так называемых литургий— особого рода повинностей, налагаемых афинским государством на наиболее состоятельных граждан, которые выполнялись ими за счет собственных средств.
На хорегах лежала забота и о вспомогательном персонале: статистах, выступавших в театре в «немых» ролях, запасных певчих и т. д. Их всех тоже нужно было надлежащим образом одеть. И за все эти связанные с расходами
хлопоты хореги в случае победы на соревновании удостаивались
награды всего лишь в виде бронзового жертвенника с начертанным
на нем их именем. Между тем расходы хорегов были неивоверно велики.
Знаменитый афинский оратор Демосфен упоминает о таких случаях, когда
граждане издерживали на отправление хорегий все свое состояние
и разорялись.
Первый архонт обязан был заранее отобрать произведения поэтов-драматургов.
Авторство в античное время понималось несколько иначе, чем в наше. Отсутствовало понятие плагиата. Люди были искренне заинтересованы не в том, чтобы прославить себя, но в том, чтобы мысли, которые они считали истинными, получили возможно более широкое распространение и признание.
Какими соображениями руководствовался архонт при отборе пьес, нам точно не известно. Можно сказать точно: учитывал он не только и не столько литературные достоинства или недостатки текста пьесы, но и личные качества представившего эту пьесу автора. По-видимому, при этом принимались во внимание предшествующие постановки того же автора (отрицательно).
В Афинах стремились предоставить возможность проявить себя на театральной сцене новым молодым силам. По крайней мере, этим некоторые современные ученые объясняют одно из поражений Софокла, которому предпочли гораздо менее известного Гнесиппа.
|
|
Судьи на драматических состязаниях избирались так, как избирались в афинском государстве этого времени и все другие должностные лица, то есть по десяти филам. Каждая фила выбирала по одному судье. Однако в источниках упоминается, что на комедийных состязаниях приговор выносился только пятью, очевидно, отобранными по жребию судьями. Сколько судей участвовало в вынесении приговоров на трагических состязаниях, в точности не известно. Может быть, тоже пять, а может быть, и все десять.
Избираемые перед началом очередных драматических состязаний судьи, по всем признакам, были рядовыми афинскими гражданами, которые, как и все афинские граждане, далеко не безразлично относились к своему театру. Они не представляли собою высококвалифицированное жюри. Именно так решались и
многие другие важные и менее важные вопросы в афинском государстве в век демократии: не высококомпетентными специалистами или политическими деятелями, а рядовыми гражданами. Порой они выносили ошибочные решения, но выносилось много и справедливых решений, свидетельствующих о политической и общественной зрелости афинских граждан.
Вынося свое решение о присуждении первого, второго и третьего места участникам драматических состязаний, судьи, несомненно, считались с настроением всех присутствовавших в театре зрителей. Да и не могли не считаться, потому что любой из этих зрителей-граждан потом мог, используя свои права, поставить в народном собрании вопрос о несостоятельности
вынесенного театральными судьями приговора и привлечении их за это к ответственности.
Выносимые судьями постановления фиксировались в особого
рода официальных документах – дидаскалиях.
После избрания победителей, первый архонт увенчивал их венком.
На следующий день проводили народное собрание, чтобы подвести итоги, указать на недостатки и подчеркнуть положительные моменты в организации.
Заложив каноны театрального искусства, греки обеспечили ему вечную славу. Начавшись как сугубо народное действо, театр вбирал в себя основные черты времени, перерабатывал и отдавал назад, подражая жизни, вызывая при этом различную реакцию.
Спустя несколько тысячелетий мы вернулись к тому же.
Список литературы:
1. Головня В.В. История античного театра. М.: Искусство, 1972. 400 с.
2. Каллистов Д.П. Античный театр. СПб.: Искусство, 1970. 176 с.
[1] АНИМИЗМ (лат. "душа", "дух") — система представлений о якобы реально существующих особых духовных, невидимых существах (чаще всего двойниках), которые управляют телесной сущностью человека и всеми явлениями и силами природы.