Организация театральных зрелищ

Проведением торжеств (в честь бога Диониса) и драматических состязаний заведовали афинские государственные должностные лица.

Что касается самой организации театральных зрелищ, то непосредственно театральными делами в Афинах ведал первый афинский архонт. Театральные представления в Афинах являлись состязаниями, традиционными для всех

древнегреческих зрелищ. Когда драматические представления вошли

в обиход, они приобрели форму состязаний поэтов-драматургов, постановщиков, а потом и первых актеров.

Проведение таких состязаний требовало и предварительной их подготовки и затраты довольно значительных средств. В обязанности первых архонтов прежде всего входило назначение хорегов, ведавших подготовкой хора для спектаклей, отбором поэтов-драматургов, пьесы которых предстояло включить в программу представлений, а с 457/6 года до н. э. и отбором первых актеров. Первый архонт отвечал и за проведение самих состязаний, связанных с выбором судей, за осуществление ряда культовых процедур и поддержание

порядка в театре.

Хорегия представляла собою одну из так называемых литургий— особого рода повинностей, налагаемых афинским государством на наиболее состоятельных граждан, которые выполнялись ими за счет собственных средств.

На хорегах лежала забота и о вспомогательном персонале: статистах, выступавших в театре в «немых» ролях, запасных певчих и т. д. Их всех тоже нужно было надлежащим образом одеть. И за все эти связанные с расходами

хлопоты хореги в случае победы на соревновании удостаивались

награды всего лишь в виде бронзового жертвенника с начертанным

на нем их именем. Между тем расходы хорегов были неивоверно велики.

Знаменитый афинский оратор Демосфен упоминает о таких случаях, когда

граждане издерживали на отправление хорегий все свое состояние

и разорялись.

Первый архонт обязан был заранее отобрать произведения поэтов-драматургов.

Авторство в античное время понималось несколько иначе, чем в наше. Отсутствовало понятие плагиата. Люди были искренне заинтересованы не в том, чтобы прославить себя, но в том, чтобы мысли, которые они считали истинными, получили возможно более широкое распространение и признание.

Какими соображениями руководствовался архонт при отборе пьес, нам точно не известно. Можно сказать точно: учитывал он не только и не столько литературные достоинства или недостатки текста пьесы, но и личные качества представившего эту пьесу автора. По-видимому, при этом принимались во внимание предшествующие постановки того же автора (отрицательно).

В Афинах стремились предоставить возможность проявить себя на театральной сцене новым молодым силам. По крайней мере, этим некоторые современные ученые объясняют одно из поражений Софокла, которому предпочли гораздо менее известного Гнесиппа.

Судьи на драматических состязаниях избирались так, как избирались в афинском государстве этого времени и все другие должностные лица, то есть по десяти филам. Каждая фила выбирала по одному судье. Однако в источниках упоминается, что на комедийных состязаниях приговор выносился только пятью, очевидно, отобранными по жребию судьями. Сколько судей участвовало в вынесении приговоров на трагических состязаниях, в точности не известно. Может быть, тоже пять, а может быть, и все десять.

Избираемые перед началом очередных драматических состязаний судьи, по всем признакам, были рядовыми афинскими гражданами, которые, как и все афинские граждане, далеко не безразлично относились к своему театру. Они не представляли собою высококвалифицированное жюри. Именно так решались и

многие другие важные и менее важные вопросы в афинском государстве в век демократии: не высококомпетентными специалистами или политическими деятелями, а рядовыми гражданами. Порой они выносили ошибочные решения, но выносилось много и справедливых решений, свидетельствующих о политической и общественной зрелости афинских граждан.

Вынося свое решение о присуждении первого, второго и третьего места участникам драматических состязаний, судьи, несомненно, считались с настроением всех присутствовавших в театре зрителей. Да и не могли не считаться, потому что любой из этих зрителей-граждан потом мог, используя свои права, поставить в народном собрании вопрос о несостоятельности

вынесенного театральными судьями приговора и привлечении их за это к ответственности.

Выносимые судьями постановления фиксировались в особого

рода официальных документах – дидаскалиях.

После избрания победителей, первый архонт увенчивал их венком.

На следующий день проводили народное собрание, чтобы подвести итоги, указать на недостатки и подчеркнуть положительные моменты в организации.

Заложив каноны театрального искусства, греки обеспечили ему вечную славу. Начавшись как сугубо народное действо, театр вбирал в себя основные черты времени, перерабатывал и отдавал назад, подражая жизни, вызывая при этом различную реакцию.

Спустя несколько тысячелетий мы вернулись к тому же.

Список литературы:

1. Головня В.В. История античного театра. М.: Искусство, 1972. 400 с.

2. Каллистов Д.П. Античный театр. СПб.: Искусство, 1970. 176 с.


[1] АНИМИЗМ (лат. "душа", "дух") — система представлений о якобы реально существующих особых духовных, невидимых существах (чаще всего двойниках), которые управляют телесной сущностью человека и всеми явлениями и силами природы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: