Вопрос 4: Период заката и упадка античной философии

Школы кийников, скептиков, эпикурийцев, стойков.

Основоположником кийнизма является Антисфен. Антисфен испытал душевный кризис, стал призирать всё, что ценил раньше, стал выставлять напоказ бедность, весь антисоциальный образ жизни. Порвал со всеми правилами нормы морали. Он демонстрировал естественный уклад жизни, не должно быть ни государства, ни частной собственности, ни брака, ни религии. Протестовал против роскоши и наслаждения. Главное – личная свобода, достигнуть ее можно любой ценой, вплоть до отказа от жизни. Жизненное кредо – разрушить всё, на чем держится общество.

Скептики. Пиррон. Скепсис – колебание, неуверенность в чем-либо, сомнение в достоверности знания. Скептицизм может быть полным или частичным. Полный – вообще отрицание всякого достоверности знания, частичный – отрицание достоверности какого-либо знания. Отношение скептиков к возможности разума переносилось и на отношение к жизни, т.е. жизнь была лишена всякой ценности.

Эпикурейцы. Главная ценность жизни – наслаждение – плата, которую нужно извлекать из всей жизни. Страх перед прирородными катаклизмами. Страх перед богом. Страх перед смертью. Человек – радостное существо.

Стойки – основоположник Зенон. Главная роль – добродетель, воля, находящаяся в согласовании с природой. Здоровье, счастье, богатство не должны приниматься в расчет.

Сенека – человек должен всю жизнь бороться с ленью и рассеянностью, найти своё место в жизни и оставаться самим собой, стремиться к самосовершенствованию, не стремиться к лишнему.

Марк Аврелий – призывал к добродетельной жизни, придерживаться строгих принципов, утверждал равенство людей по рождению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: