Софисты

Сначала слово софист не носило отрицательного оттенка и было равнозначно слову наставник.

Софисты учили детей из богатых семей, чтобы они могли становиться участниками судебных процессов. Их учили: публичной речи, играть на предрассудках, искусству споров. Но мудрость софистов не всегда была подлинной, часто их интересовала не истина сама по себе, а выгода от нужного положения. Поэтому слово «софист» приобрело негативное значение. Главный постулат философии софистов (Протагор) – «Человек есть мера всех вещей»:

1 – все в мире относительно

2 – мера относительности – человек

3 – представление, знание идеалы человека тоже относительны.

В этике и теории софисты руководствуются субъективным мнением, т.е. объективная истина отрицается софистами. Софистами очень часто использовались особые логические ухищрения, которые назвали софизмы.

Сократ подверг критике многие положения школы софистов. Спор нужен не ради спора, а ради достижения истины, и понятие, являющееся главным компонентами знания не должны быть противоречивыми. «Познай самого себя» Объективное знание – общее для всех, оно не зависит от мнений человека, но знание невозможно принести из вне, оно рождается в душе, сознании человека.

Майевтина – метод Сократа. С помощью иронии, наводящих вопросов в диалоге надо было подвести собеседника сначала к освобождению от ошибочного мнения, а затем подводить человека к открытию, рождению истины.

После ответа на поставленный вопрос, задается дополнительный с целью отыскания логического противоречия, затем вносилась поправка и это противоречие снималось. И так шло до полного выяснения сущности понятия. Сущностью человека Сократ считал душу. Душа – разум.

Существуют основные 3 благодетели:

  1. Умеренность – знание того, как обуздать страсть
  2. Храбрость – знание того, как преодолеть опасность
  3. Справедливость – знание того, как соблюдать божественные и человеческие законы.

Сократ выделил 5 форм политической власти:

1) Монархия

2) Тирания

3) Аристократия (самый лучший)

4) Плутократия

5) Демократия (самый худший)

Философия Платона связывается с его теорией идей. По Платону каждая вещь имеет свою сущность и прообраз. Идея – эйдос. Идея Платона – не просто субъективные, умственные представления человека, они существуют объективно, т.е. СМИ по себе. Идеи существуют вечно, т.е. не рождаются и не умирают. Количество их ограничено, хотя и очень велико. Вместе идеи образуют особый, идеальный мир, который называют сверхъестественным, метафизическим. Он находится выше, чем обычный мир.

Антология (наука о бытие)предполагает наличие 2-х миров (физического и метафизического).

Мир людей – подлинное бытие, оно воспринимается только разумом, а мир чувственных вещей – мир становления.

Идеальный мир имеет сложную иерархическую структуру. Высшие идеи – благо, ниже – двойственность, на следующих уровнях существуют различные другие идеи.

Человек состоит из души и тела. Важнейший долг человека – забота о душе, т.е. её очищение.

Душа человека имеет 2 основных начала:

-- разумное

-- неразумное

А) страстное (яростное) начало

Б) Чувственно- вожделеющее начало

Какое начало души более развито – таков и человек по своим способностям.

3 группы людей:

1) правители – философы (способны созерцать)

2) воины (мужество и отвага)

3) работники

Не признавал демократии.

Душа за период странствий из тела в тело много раз прикасается с физическим и идеальным миром.

Аристотель работал и сочинял работы по физике, логике, психологии. Он раскрыл логическую природу доказательства в форме силлогизма.

Силлогизм – доказательство, в котором из 2 посылок, больше и меньше, с помощью среднего термина, делится заключение.

В своём учении о бытие Аристотель ведущую роль отводит форме, т.е. бытие определяется по своим материальным и формальным признакам и свойствам. Материальные признаки выражают значение возможности и формально выражает бытие в действительности.

Аристотель выделил 4вида причинной связи в природе:

1. формальная пр. – «что есть?» - форма или сущность

2. материальная пр. – «из чего?» - из матер. образ 222222222222222

3. действующая и движущая – «что есть начало движения?»

4. финальная или целевая – «зачем?»

2222222 вещи по Аристотелю – соединение сущности или форма, как активного начала и материи как пассивного. Представления о мире у Аристотеля строятся на основе механистических принципов понимания природы. Аристотель выделил 3 вида движения в природе:

1. перемещение

2. превращение или качественные изменения (возникновение или уничтожение)

3. количественные (убывание и возрастание)

У каждого предмета 3 состояния:

1. неподвижность

2. естественное движение (самодвижущиеся предметы)

3. искусственное движение

Каждая вещь стремится к порядку. Идеалом является совершенное состояние космоса в форме большого, конечного размера, шара. Шар делится:

1. надлунный (небесный)

2. подлунный (земной)

В совершенном состоянии у каждой преум. есть своё место, пр-ва и кот. Оно стремится. Стремление к своему месту осущ-ся либо к центру (вниз) – центром в этой системе является земля, либо от него вверх.

В подлунном мире происходят постоянные изменения. В надлунном мире царит постоянство и нерушимость. Пространство по Аристотелю – место. Природа не терпит пустоты. Пространство конечно, ограничено, неоднородно, есть центр.

Время – мера движения. Мера – круговорот равномерного движения. Картина мира основывалась на 22222222 вечности движения, отрицание возможности эволюции космоса и его возникновения во времени, положение о вечности и неизменности. Познанием управляет душа. Аристотель отрицает 22222222222 и субъективный идеализм и что объективное познание возможно. Обыкновенное познание – чувственное и рациональное. Обсуждая соц-политич проблемы, Аристотель обращает внимание на необходимость добродеятельной жизни в соответствии с этическими нормами. Учение о добродетеле строится на принципе меры («» золотая середина).

Формы гос устройства:

НЕ_ПО_НЯТ_НО!!!!!!!!!!!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: