Вопрос 1: Космоцентризм античной философии и основные этапы ее развития
Древнегреческая культура сформировала собственные идеалы, нормы и ценности жизни, а также свои способы познания, общения и обучения. Для Древней Греции было характерно публичное обсуждение проблем повседневной жизни на городских площадях, произносилось множество речей. Если в Египте и Вавилоне элементы арифметики и геометрии имели вид чисто опытных знаний и правил, то древние греки уже начали строить соответствующие теории и изобрели способы дедуктивного умозаключения. Древние греки стали обозначать на письме не только согласные звуки, но и гласные. Стали писать слева - направо и число знаков было сокращено на каждый звук.
В Греции в отличие от Востока между знаком и предметом было утрачено сходство.
В древнегреческой культуре складывается рационалистический дух в отличие от иррационалистического на Востоке. Античность отличалась от Востока тем, что здесь знали, что люди не равны.
В античности появилась гражданственность и благодаря этому эллинская демократия.
|
|
Специфической чертой древнегреческой философии является стремление поменять сущность природы и космоса в целом. Ранние мыслители ищут некоторое первоначало. Для ранних греков характерно стихийная динамика мышления и рассматривает космос как непрерывное целое. Философия космоцентрична.
Основные этапы развития философского сознания:
1) период ранней античной философии (VII-VI в. До н.эр.). милетская школа(Фалес, Анаксимен, Анаксимандр); Пифагор, Гераклит, Парминид)
2) период расцвета античной философии (V-IV в.до.н.эр.) (Демокрит, Протагор(школа софистов), Сократ, Платон, Аристотель)
3) закат античной философии (2-ая половина IV до н.эр.-Iв) Философия утрачивает свой творческий характер. Древнегреческая культура растет вширь и распространяется и на Запад в Рим(школы киников, эпикурейцев, стоиков, скептиков) и на Восток;
4) период упадка античной философии и зарождение христианства (I-VI вв)
Вопрос 2: Ранняя греческая философия
Фалес был 1из7 мудрецов, учился у др.греч. мудрецов. Установил времена равноденствия, открыл годовое движение солнца на фоне звезд, определил продолжительность года, 365 дней и разделил на 12 месяцев, первый из мыслителей, который предсказал солнечное затмение 28 мая 585.Фалес вписал треугольник в круг, установил равенство углов треугольника, предпринимал опыты разобраться в строении вселенной, говорил, что все возникло из воды, все вещества возникают из воды и, разрушаясь, в нее же превращаются. Источники воды питают небесное светило, солнце во время дождя возвращается на землю, а из земли опять появляется источники в виде воды. Фалес считал, что земля держится на воде.
|
|
Анаксимандр считал, что все состоит из апейрона, обладающего свойствами бесконечности, вневременности, вечности. Первый картограф, утверждал, что земля имеет форму цилиндра, который лежит в центре шаровидного космоса.
Анаксимен принимал за первооснову воздух, ввел идею о процессе разряжения и сужения по средством которого из воздуха появляется все вещества. Душа из воздуха, огонь - разряженный воздух, сгущают воздух превращается в воду, потом в земля, потом в камень и в вечном движений воздуха и есть причина всего существующего.
Гераклит в качестве первоосновы видел огонь, мир, по его мнению, -упорядоченный космос, до и бесконечен, не создан ни богами ни людьми, а всегда был есть и будет вечным обмен который закономерно воспламеняется и потухает. Гераклит - стихийный материалист и наивный диалектик исходил из того что все абсолютно изменчиво: все течет все изменяется. Гераклит считал в мире существует единство, образующееся сочетанием противоположностей. На ряду с идеей изменчивости мира в учении Гераклита содержится так же понятия, законы предопределения или судьбы. Душа-смесь огня и воды.
Пифагор, в отличии от натуралистических философских представлений милетцев, Гераклита о физических первоосновах мира, настаивал на том что все в мире состоит из чисел, весь мир построен на основе числовых пропорции и геометрических формул. В качестве главного мирового закона - принцип гармонии. Числа у пифагорейцев:
1 существует у всех вещей
2 нечто вещественное, материальное
3 числа принимают геометрически пространственные образы
4 числа священны, божественны и обладают таинственными силами.
Священным числом была 1.Пифагорейцы разработали систему мира, состоящую из 10 сфер. Все 10 сфер, в том числе земля, вращались вокруг некой точки(огня),находящейся в центре вселенной.они первыми отказались от геоцентрической точки зрения на мир.
Парменид входил в число пифагорического союза. Заслуга-введение понятия бытия в философии. Бытие - субстанция, которая неделима и неподвержена отвергая изменчивость бытия в мире ничего не изменяется, т.е.
Парменид ставит 2 проблемы:
1) отношение бытия и небытия - бытие есть, небытия нет
2) отношение бытия и мышления - мышление и бытие это одно и то же.