Персонология как перспективная наука и её структура

  • Что есть традиционная психология личности? Какое место она занимает в гуманитарном (или социальном?) знании и в психологии?
    • ПЛ призвана дать понимание, для кого проводятся научные исследования.
      • Персонология как наука личности (а не о личности). Наука, которая адресована тому, о ком она.
      • Личностное знание по Полани
    • Изучение внутренней жизни человека. Интеграция гуманитарных наук. Задача объяснить феномены, которые выходят за пределы психологии.
    • Не психология личности, а психологии личности и психологии личностей. Саморефлексия субъекта познания (авторов теорий). Букет теорий. Нужно ли стремиться к общему видению или у каждого своя правда? Обобщение может оказаться губительным для теорий. Каждый теоретик настаивает на своей точке зрения, а в этом столкновении рождается движение. Теоретик борется за свой фокус видения личности, потому что он идёт от живого человека. Живой человек становится источником эвристичности психологии личности. Сама личность многомерна, поэтому порождает множественные определения, в которых есть и общие ритмы.
    • Иногда психология личности сгущается до одного направления, которое становится парадигмой (в некоторых странах запада психология личности = психоанализ)
    • Автономность психологии личности. Раздел общей психологии, связь которого с другими разделами не проработана. Непонятен характер личностного опосредования психических процессов. Нет влияния других разделов общей психологии на психологию личности (нет «мостиков»). Не видно, как личность живёт в психических процессах. (У А.В. Петровского наоборот: учебник построен на движении от психологии личности к состояниям и процессам). Отсюда – проблема в интеграции иностранных теорий личности в отечественную психологию.
    • Основание для междисциплинарной матрицы. Метафора: психология личности как ретикулярная формация. Аналогия с психикой (переход от осязаемого к неосязаемого).
    • Наука о самом неосязаемом. Ближе всего к философии, но при этом невероятно близка к жизни и невероятно практична.
    • Традиционно психология личности не претендовала на практическое применение.
    • Психология личности может выступать идеологическим конструктом для пробуждения внимания к частному, особенному, индивидуальному. Это мировоззренческая функция психологии личности. Пример: преподавание психологии личности в восточных странах.
    • В создании теорий личности есть элемент нарциссизма: человек отталкивается от себя. Тогда субъект познания смыкается с объектом познания именно в силу того, что Я несёт в себе момент всеобщности. Отсюда тенденция к экспансии своего видения личности.
  • Слабые места психологии личности.
    • Все теории по сути похожи. Это хорошо, так как свидетельствует о том, что каждая теория держит во внимании объект исследования.
    • Неизбежна разрозненность между подходами, конфликтность, завязанная на эмоциональном отношении авторов к своим теориям. Это и слабость, и сила, так как в дискуссии рождаются объединяющие идеи.
    • Категориальный аппарат. Разность пониманий рождает сложности в понимании того, что хотел сказать исследователь.
    • Неправильное понимание теорий личности ведёт к интенсивной работе над собой, ломанию себя, расколу. Так, психология личности может быть злом для личности.
    • Молодость и новизна. Пытается встроиться в традиционную структуру знания, уже сложившуюся. Трудно найти стыки между сложившимися структурами знания.
    • Нет личности, за которой идти, Фрейда современности. Нет научного сообщества психологов.

Вопрос о переформатировании психологии личности встал перед отечественными исследователями. Одна из форм её переформатирования – персонология.

Разрыв между академической и практической психологией личности. Василюк: «схизм». Фундаментальное расхождение двух ветвей психологии на практику и теорию: 1) разные языки у психологов-практиков (операционализация, статистическая достоверность) и психологов-эмпириков (личностный рост, духовность, свобода); 2) разные журналы; 3) разный уровень финансовой обеспеченности, что управляет перераспределением людских ресурсов. Консультативной психологии не существует как ВАКовской специальности.

Возможны разные позиции: 1) Развитие этих ветвей по отдельности. Игнорирование друг друга. 2) Искать общие позиции, стыки и синтезировать две сферы разработок. Применение метода моделирования (теоретическая модель эмпирического подхода): приспособление теоретического языка для практических целей и презентация основной исследовательской идеи. Моделирование того, что представляет интерес и для теоретиков, и для практиков. Это феномен.

Общая персонология в контексте науки и практики (см. рис.)

Педагогическая антропология – совокупность технологий развития человека, которые имеют культурный статус. Искусство мышления, искусство жизни. Можно обозначить как философская антропология.

Человекознание – совокупность текстов о человеке, открытий о нём. Необязательно искать прагматизм в этих открытиях. Это чистый, бескорыстный интерес к познанию.

Эксплицитная теория – теория, создаваемая профессионалами в рамках науки. Имплицитные теории создаются любознательными людьми, не включенными в научное сообщество. Можно различать имплицитные теории-нормы и имплицитные теории-патологии.

Социальная практика: производство, организация жизни. Соприкосновение философской антропологии с жизнью. Через речь и определённую систему воздействий в социальных практиках различные люди могут реализовывать

Психология личности – результат провокации социальной практики и человекознания в умах психологов.

2 точки зрения на психологию личности: в рефлексии на теорию и в рефлексии на практику.

Экспериментальная персонология – область проблематизации персонологии. Это открытая область, которой ещё нет. 1) построение теорий в рамках человекознания, которые имеют значение для переструктурирования практики психологического консультирования; 2)

Персонологическая практика выстраивается на основе разрешения вышеописанных проблем. Каким образом открытия фундаментальной психологии влияют на развитие людей, которые являются пользователями психологического знания? Насколько это работает на изменение его жизни?

Персонолог включен сразу в две среды: в среду исследования и в среду консультирования.

В конечном счёте персонологическая теория, ориентированная на практику, и персонологическая практика, ориентированная на теорию, вносят вклад в культуру и меняют педагогическую антропологию.

Примечания:

  • Аналог экспериментальной психологии – Метаанализ в психотерапии.
  • Можно использовать как схему конкретных исследований в персонологии.
  • Психологи-консультанты редко опираются на экспериментальные данные эмпирических исследований, а персонологическая практика принципиально опирается.
  • У персонологии есть внутренний мир в виде системы живых идей, которые могут быть актуализированы как релевантные для современной личности.

«Психологическое орудие» по Выготскому: орудие самовоздействия. Посредник в построении своей активности. Существуют культурные средства самовоздействия. В консультативной персонологии факты и положения фундаментальной науки становятся психологическим орудием для изменения жизни консультируемого.

Теоретизация удачных опытов в консультативной персонологии становится полем для возрождения общества.

Проблема методов экспериментальной психологии: необходимость реформирования традиционного метода классического эксперимента? Появляются другие методы: например, герменевтика (к примеру, улавливание психологического факта в литературном произведении). Предполагается расширение научной методологии и практической базы исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: