Термин «персонология»

Учение (познание, смысл, метод, текст, слово, закон, закономерность) о личности

Проблема: может ли целостность быть предметом логоса? Область конвенций. Проглядывает нечто общее как почва для конвенций.

Создание разностилевого текста о личности. «Бесконечное сочинение»

Могут быть тексты-истолкования, которые могут применяться людьми в имплицитном поиске того, что такое личное.

«Персонологика» как логика персоны.

«Логос» как модель. Строго организованное и логически выстроенное знание.

Есть внутренняя логика, «закон во мне», «внутреннее слово», личный персональный текст. Он имеет определённость, которая присуща только мне. Это качественная определённость.

  • Есть ли профессия персонолог в психологическом сообществе? Специалист по психологии личности?

Специальность создаётся только сейчас.

  • Чем будет заниматься персонолог?

Не профессия, а призвание, о котором можно судить со стороны. Но это профессия, которая выращивается. Персонолог усматривает, как преломляются практики в психологический теориях и наоборот. Он объединяет, синтезирует, связывает, а не обобщает. Он вырабатывает образцы переходов из одной области в другую. Он воссоздаёт, хранит, передаёт знание о личности и оценивает, как оно работает, ищет формы предъявления этого знания, оживляет его. Это творческая работа (новые теории, новые синтезы теорий). Обязательно проведение исследований. Умение читать тексты, умение ловить идеи. «Большой текст» - где много смыслов. Основная идея при работе с ним – уловить идею. Назначение – вернуть личности знание о ней. Искусство обмена и передачи знания. Персонологическое сообщество. Искусство диалога, т.к. есть люди теоретически ориентированные, есть экспериментаторы, которые нуждаются в строгих концептуализациях, есть практики, которые чувствуют, что клиент перерос их практику, так как он трансформируется, а есть прекрасные учителя, которые могут передать практическое и теоретическое знание, есть практики самопознания. Новая задача – создание новых концептуальных основ новых практик.

Нет традиции трансляции знания: учитель? Провокатор? Кинопроектор? Автор текстов а ля Карнеги? Нет жанра трансляции. Нет способов координации взаимодействия исследователь-транслятор. Нет способа проверки эффективности методов оценки.

Доброжелательное отношение к тайне. Можно нечто объявить как вещь таинственная, доступная только интуиции.

Как обратить методы самопознания в методы продуктивной работы с клиентом? Это искусство. Практики зарегламентированы, имеют определённую форму. И тем не менее это будет тайной. Не всё надо рационализировать, а нужно периодически подключать интуицию.

3 уровня познания: 1) производство всеобщего знания (оно принципиально распространяемо и общезначимо) 2) знание посвящения (мы посвящены в знание, которое мы построили. Это особенное знание) 3) нечто, что испытал я и только я и я не могу это передать никому. Я могу найти слова, если обладаю коммуникативными дарами, но что-то всё равно останется непроявленными. Моё переживание не обобщаемо. Это индивидуализированное знание.

Персонолог работает со всеми уровнями знания.

Древние считали, что любое знание терапевтично, ориентировано на человека и его жизнь. У персонологии по определению терапевтическое назначение. Даже в лекции персонолога должно быть нечто такое, что влияет на аудиторию, нечто терапевтическое. Персонолог психотерапевтичен, чем бы он не занимался.

Персонолог/традиционный психолог – это соотношение такое же как художник (искусство, выходящее за пределы техники)/маляр. Единство науки и искусства. Техника + что-то ещё.

В западной науки: персонология – 1) новое физиогномическое учение, которое занимается изучением наружности. 2) психопатология личности 3) теории личности.

Персонология как реальная перспективная наука


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: