Критерии различения и сравнения форм жизни

  1. Постановка или не постановка личностью жизни в фокус собственного сознания.
  2. Отделение или неотделение себя от собственной жизни.
  3. Занятие или незанятие личной позиции по отношению к жизни.
  4. Соотношение СЗ и БСЗ в жизненном процессе.
  5. Соотношение самоопределения и определения другим.
  6. Принадлежность времени личности или принадлежность личности времени.
  7. Широта или узость охвата миров или пространств жизни личности.
  8. Соотношение внешней и внутренней жизни.
  9. Насыщенность или бедность связей жизни с культурой.
  10. Соотношение внешней и внутренней деятельности (акцент на деятельной жизни).
  11. Высокая или низкая степень авторства в своей жизни.
  12. Жизненная поглощенность и жизненная трансценденция.

В подгруппах:

Раскрыть и описать, пользуясь выделенными критериями и интуицией, следующие формы жизни:

  • Жизнь-поток

Нерефлексивный способ проживание, неотделение себя от жизни, не воспринимает себя как соавтора жизни, преимущественно «здесь-и-сейчас» (более полно проживает жизнь), расширяет пространство личности, они размыты. Вечное движение, которое не может быть на месте, всегда будет что-то новое. Можно слышать себя в потоке. Можно сэкономить силы. Человек не сценарист, но режиссёр: не придумывает события, но может создавать направление. Двойственность: поток может защищать, можно доверять ему, но можно и разбиться. Постоянное горение.

  • Жизнь-путь
  • Жизнь-опыт
  • Жизнь-усилие

Общее: поглощенность делом, высокая степень самодистанцирование, внутреннее напряжения, направленность на свершения.

Положительный полюс: Художник или творец. Направленность на результат, которые оправдывает усилия. Жертва ради результата. Геройство. Духовная направленность. Усилие не обременяет.

Негативный полюс: цель есть, но она несовсем корректна, адекватна или он её не достигает. Бесконечная борьба, бег в шорах, растрачивание себя, выгорание.

Жизнь борьба.

  • Жизнь-произведение
  • Жизнь-текст

В полном смысле – после смерти. Желание канонизировать жизнь. Застывание насекомого в янтаре. В тексте гиперболизирует. Акцентирование ценностей. Автор (виден большой замысел) и герой (ограничен рамками конкретной реальности, проживает больше событий и впечатлений) одновременно. Страсть к бессмертию. Желание заарканить время. Текст как замысел, но появляется после проживания в рефлексии. Рождается из культуры. Интенсивная связь с культурой, с которой он не соглашается. Пронзить максимальное количество жизненных миров. Начинается и заканчивается точкой.

  • Жизнь-путешествие

Кто живёт жизнь? Личность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: