- Постановка или не постановка личностью жизни в фокус собственного сознания.
- Отделение или неотделение себя от собственной жизни.
- Занятие или незанятие личной позиции по отношению к жизни.
- Соотношение СЗ и БСЗ в жизненном процессе.
- Соотношение самоопределения и определения другим.
- Принадлежность времени личности или принадлежность личности времени.
- Широта или узость охвата миров или пространств жизни личности.
- Соотношение внешней и внутренней жизни.
- Насыщенность или бедность связей жизни с культурой.
- Соотношение внешней и внутренней деятельности (акцент на деятельной жизни).
- Высокая или низкая степень авторства в своей жизни.
- Жизненная поглощенность и жизненная трансценденция.
В подгруппах:
Раскрыть и описать, пользуясь выделенными критериями и интуицией, следующие формы жизни:
- Жизнь-поток
Нерефлексивный способ проживание, неотделение себя от жизни, не воспринимает себя как соавтора жизни, преимущественно «здесь-и-сейчас» (более полно проживает жизнь), расширяет пространство личности, они размыты. Вечное движение, которое не может быть на месте, всегда будет что-то новое. Можно слышать себя в потоке. Можно сэкономить силы. Человек не сценарист, но режиссёр: не придумывает события, но может создавать направление. Двойственность: поток может защищать, можно доверять ему, но можно и разбиться. Постоянное горение.
|
|
- Жизнь-путь
- Жизнь-опыт
- Жизнь-усилие
Общее: поглощенность делом, высокая степень самодистанцирование, внутреннее напряжения, направленность на свершения.
Положительный полюс: Художник или творец. Направленность на результат, которые оправдывает усилия. Жертва ради результата. Геройство. Духовная направленность. Усилие не обременяет.
Негативный полюс: цель есть, но она несовсем корректна, адекватна или он её не достигает. Бесконечная борьба, бег в шорах, растрачивание себя, выгорание.
Жизнь борьба.
- Жизнь-произведение
- Жизнь-текст
В полном смысле – после смерти. Желание канонизировать жизнь. Застывание насекомого в янтаре. В тексте гиперболизирует. Акцентирование ценностей. Автор (виден большой замысел) и герой (ограничен рамками конкретной реальности, проживает больше событий и впечатлений) одновременно. Страсть к бессмертию. Желание заарканить время. Текст как замысел, но появляется после проживания в рефлексии. Рождается из культуры. Интенсивная связь с культурой, с которой он не соглашается. Пронзить максимальное количество жизненных миров. Начинается и заканчивается точкой.
- Жизнь-путешествие
Кто живёт жизнь? Личность.