Вопросы, включенные в экзаменационные билеты

1. Педагогика как наука: объект и предмет, структура, функции, связь с другими науками.

2. Методология педагогики. Категории педагогики.

3. Методы педагогических исследований.

4. Понятие о целостном педагогическом процессе: состав, структура, функции, движущие силы и сущностные характеристики.

5. Педагогические цели: классификации, типы, виды. Понятие о педагогической задаче.

6. Логика развития и принципы организации целостного педагогического процесса.

7. Педагогический процесс: содержание, закономерности, формы организации, методы осуществления.

8. Понятие об образовании. Функции образования. Образование как процесс. Состав и структура системы образования РФ.

9. Аксиология образования. Образование как фактор развития личности.

10. Парадигмы личностно ориентированного образования.

11. Концепция личностно ориентированного образования И.С. Якиманской.

12. Дидактическая модель личностно ориентированного образования.

13. Проективная модель личностно ориентированного обучения.

14. Понятие о содержании образования. Концепции отбора содержания образования.

15. Критерии и принципы отбора содержания образования. Требования, предъявляемые к содержанию образования. Уровни представления содержания образования.

16. Механизмы и факторы социализации. Современное понимание сущности воспитания. Аксиологическая концепция личностного воспитания.

17. Сущностные свойства, структура, единица и логика процесса воспитания. Типы воспитательных систем.

18. Коллектив. Типология коллективов. Коллектив и личность.

19. Стадии, условия, противоречия развития коллектива.

20. Процесс обучения: состав и структура.

21. Функции и логика процесса обучения. Взаимосвязь преподавания и учения. Управление процессом обучения.

22. Сущность педагогической технологии.

23. Модели процесса обучения. Понятие о дифференциации обучения.

24. Концепция процесса обучения.

25. Ассоциативно-рефлекторная и деятельностная теории обучения.

Противоречия социально-педагогического уровня:

1. между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни;

2. между сложными явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их понимания;

3. несоответствие реальных возможностей воспитуемых требованиям, которые предъявляются к ним со стороны общества, школы, учителей, родителей.

4. между общественными интересами и интересами личности;

Противоречия организационно-педагогического уровня:

5. между целями (учащегося, педагога) и содержанием их деятельности;

6. между задачами (учащегося, педагога) и средствами их решения.

7. между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического процесса;

8. между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебного процесса;

9. между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками преимущественно на словесное воспитание;

10. между избранными педагогом средствами, формами, методами педагогического взаимодействия и принятием их воспитанниками;

11. Между требованиями, предъявляемыми поставленной учебно-познавательной задачей (при наличии мотивов учения), и уровнем подготовки (т.е. реальными возможностями) обучаемых к решению поставленной задачи;

12. между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса;

13. между преимущественно фронтальным способом предъявления учебного материала на уроках и индивидуальным способом усвоения содержания учебного материала;

14. между увеличением потока фактологических знаний и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения;

15. между целями и результатами педагогического процесса.

Противоречия психологического, личностного уровня:

16. между сознанием (учащегося, педагога) и их поведением; сознанием (учащегося, педагога) и их чувствами;

17. между долгом (учащегося, педагога) и их поведением;

18. между притязаниями (учащегося, педагога) и их реальными возможностями;

19. между задачами, выдвигаемыми педагогом, и реальным стремлением воспитанника к их осуществлению;

20. между оценкой (учащегося, педагога) и их самооценкой.

21. между коллективом и личностью;

22. между коллективом и его отдельными членами или группами, опережающими его в своем развитии либо, наоборот, отстающими;

23. между перспективами коллектива и отдельных воспитанников;

24. между нормами поведения в коллективе и в стихийно сложившихся в нем группах;

25. между отдельными группами воспитанников.

Рекомендуемая литература:

1. Бордовская Н.В. Педагогика: учебное пособие для студентов и преподавателей высших учебных заведений. – СПб., 2007.

2. Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2007.

10. Борытко Н.М. Педагогические технологии: учебник для студентов педагогических вузов. – Волгоград. – 2006.

11. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие для студентов вузов. – 3-е издание, исправленное. – М., 2006.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М., 2004.

12. Краевский В.В. Методология педагогики: Новый этап: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2006.

4. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. – М., 2005.

13. Патрушева Л.К. Дидактика образовательной области «Технология»: в таблицах и схемах. – Киров, 2006.

5. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под редакцией П.И. Пидкасистого. – М., 2004.

6. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М., 2007.

7. Педагогика: учебное пособие. Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2007.

8. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 4-е издание, переработанное и дополненное. – М., 2007.

14. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебное пособие. – 2-е издание, переработанное. – М., 2007.

Критерии оценки:

Ø Качества знаний: осознанность, прочность, полнота, глубина.

Ø Уровень коммуникативной культуры.

Ø Профессионально-педагогическая позиция по отношению к рассматриваемому вопросу.

Баллы Критерии оценки
0 – 10 отсутствие ответа или полностью неверный ответ. Отсутствие ответов на дополнительные вопросы.
11 – 20 неполный ответ на первый вопрос с грубыми ошибками. Отсутствие ответа на второй вопрос. Студент не владеет библиографией по рассматриваемому вопросу. Студент не демонстрирует наличия своей профессионально-педагогической позиции. Необоснованно и неграмотно применяет понятийный аппарат. Низкий уровень коммуникативной культуры. Отсутствие грамотной литературной речи. Отсутствие ответов на дополнительные вопросы.
21 – 30 теоретический материал по первому вопросу излагается логично и последовательно. Студент не способен проиллюстрировать теорию практическими примерами, не демонстрирует наличия своей профессионально-педагогической позиции. Студент не способен сформулировать собственные обоснованные оценочные суждения. Студент не владеет библиографией по рассматриваемому вопросу. Недостаточно обоснованно и грамотно применяет понятийный аппарат. Низкий уровень коммуникативной культуры. Грамотная литературная речь. Ошибки при ответах на дополнительные вопросы.
31 – 40 теоретический материал по первому вопросу излагается логично и последовательно. Студент подтверждает теоретические положения практическими примерами. Студент не способен сформулировать собственные обоснованные оценочные суждения. Студент не владеет библиографией по рассматриваемому вопросу. Грамотная литературная речь. Низкий уровень коммуникативной культуры. Недостаточно обоснованно и грамотно применяет понятийный аппарат. Ошибки при ответах на дополнительные вопросы.
41 – 50 теоретический материал по первому раскрывается достаточно полно и глубоко (логично и последовательно), представляется характеристика изучаемого вопроса с различных точек зрения (социальных, психологических, философских и др.). Студент подтверждает теоретические положения практическими примерами. Студент допускает ошибки при высказывании собственных обоснованных оценочных суждений. Грамотное применение понятийного аппарата. Студент не владеет библиографией по рассматриваемому вопросу. Низкий уровень коммуникативной культуры. Грамотная литературная речь. Незначительные ошибки при ответах на дополнительные вопросы.
51 – 60 полный, развернутый, правильный ответ на первый вопрос. Студент подтверждает теоретические положения практическими примерами. Студент допускает ошибки при высказывании собственных обоснованных оценочных суждений. Студент не в полной мере владеет библиографией по рассматриваемому вопросу. Низкий уровень коммуникативной культуры. Грамотная литературная речь. Грамотное и обоснованное применение понятийного аппарата. Незначительные ошибки при ответах на дополнительные вопросы.
61 – 70 полный, развернутый ответ с незначительными ошибками на первый вопрос. Студент подтверждает теоретические положения практическими примерами. Студент формулирует собственные обоснованные оценочные суждения с незначительными ошибками. Студент не в полной мере понимает сущность противоречия, студент затрудняется в определении отдельных путей, форм, методов его разрешения в практике. Студент не в полной мере владеет библиографией по рассматриваемому вопросу. Грамотное и обоснованное применение понятийного аппарата. Грамотная литературная речь. Студент демонстрирует средний уровень коммуникативной культуры. Незначительные ошибки при ответах на дополнительные вопросы.
71 – 80 полный, развернутый ответ на первый вопрос. Студент подтверждает теоретические положения практическими примерами. Студент формулирует собственные обоснованные оценочные суждения. Наличие собственной профессионально-педагогической позиции. Студент понимает сущность противоречия, студент затрудняется в определении отдельных путей, форм, методов его разрешения в практике. Студент владеет библиографией по рассматриваемому вопросу. Грамотное и обоснованное применение понятийного аппарата. Студент демонстрирует средний уровень коммуникативной культуры. Грамотная литературная речь. Незначительные ошибки при ответах на дополнительные вопросы.
81 – 90 полный, развернутый, аргументированный ответ на первый вопрос. Студент подтверждает теоретические положения практическими примерами. Студент формулирует собственные обоснованные оценочные суждения. Наличие собственной профессионально-педагогической позиции. Студент понимает сущность противоречия, студент допускает незначительные ошибки в определении отдельных путей, форм, методов его разрешения в практике. Студент владеет библиографией по рассматриваемому вопросу. Грамотная литературная речь. Грамотное и обоснованное применение понятийного аппарата. Студент демонстрирует высокий уровень коммуникативной культуры. Полные, развернутые, аргументированные ответы на дополнительные вопросы.
91 – 100 1. Студент демонстрирует ПОЛНОТУ ЗНАНИЙ: демонстрирует полный, развернутый, аргументированный ответ. 2. Студент демонстрирует ОСОЗНАННОСТЬ ЗНАНИЙ: подтверждает теоретические положения практическими примерами; понимает сущность противоречия; определяет отдельные пути, формы, методы его разрешения в практике. Осознанное владение понятийным аппаратом. Полные, развернутые, аргументированные ответы на дополнительные вопросы. 3. Студент демонстрирует ПРОЧНОСТЬ ЗНАНИЙ: знает сущность основных категорий педагогики. владеет библиографией по рассматриваемому вопросу. 4. Студент демонстрирует ГЛУБИНУ ЗНАНИЙ: владеет библиографией по рассматриваемому вопросу; выделяет основные педагогические закономерности; устанавливает межпредметные связи. 5. Коммуникативная культура: высокий уровень коммуникативной культуры. Грамотная речь. 6. Профессионально–педагогическая позиция по отношению к рассматриваемому вопросу: формулирует собственные обоснованные оценочные суждения, формулирует собственную профессионально-педагогическую позицию.

Результирующая оценка за освоение курса «Теоретическая педагогика» определяется через шкалу перевода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: