Благоустройство и озеленение территории предприятия

После размещения промышленных зданий и сетей на генеральном плане предприятия необходимо запроектировать благоустройство и озеленение территории.

Работы по благоустройству территории предусматривают создание надежных покрытий дорог и тротуаров, устройство ограждений, сброс поверхностных стоков и т. д.

Озеленение территории – посадка деревьев и кустарников, разбивка газонов создает защитные полосы, которые очищают атмосферу от производственных вредностей и препятствуют распространению шума, а также распространению пожаров; защищает пешеходные пути от пыли и шума со стороны проезжей части дорог, а здания и тротуары – от излишнего перегрева солнечными лучами;улучшает условия труда рабочих и служащих предприятий; создает удобные места отдыха на открытом воздухе в теплый период года; является средством эстетического назначения по декоративному оформлению промышленного предприятия.

Площадь озеленения должна составлять не менее 15% от площади территории предприятия и зависит от коэффициента застройки. При коэффициентах застройки более 50% и использования территории более 70% озеленяют не менее 10%.

Рациональное и экономное размещение зеленых насаждений следует проводить, используя местные виды растений с учетом окружающего ландшафта, климатических и почвенных условий, санитарно-защитных и декоративных свойств растений, а также устойчивости древесно-кустарниковых пород против вредного воздействия газов, дыма, пыли и других особенностей химических предприятий.

На территории промышленного предприятия озеленяют: предзаводские площадки и у главных проходных; внутризаводские магистральные проезды и вдоль ограждения предприятия; участки, свободные от застройки и у зданий бытовых помещений, столовых, медпунктов, заводоуправлений, лабораторий, мест отдыха; между отдельными цехами и группами цехов, которые выделяют много газов и пыли; участки водозаборных сооружений, артезианских скважин, насосных станций, воздухозаборных сооружений, вентиляционных шахт, у прудов, бассейнов, резервуаров для воды, кислородных установок и т. п.

Древесно-кустарниковые насаждения проектируют так, чтобы они не мешали расстановке осветительных фонарей, прокладке инженерно-технических сетей и подъездным дорогам.

При размещении отдельных цехов с большим выделением вредностей разрыв от них до соседних промышленных зданий следует максимально использовать под зеленые насаждения. В местах противопожарных разрывов запрещается посадка деревьев хвойных пород. Все свободные участки без твердого покрытия, а также прилегающие полосы вдоль ограждения промышленного предприятия рекомендуется использовать под газоны с посевом травосмесей, что защищает почву от разрушения и пылевыделения.

Наименьшая ширина полос зеленых насаждений при однорядной посадке деревьев – 2 м, двухрядной –5 м; для низкорослого кустарника – 0,8 м, среднего – 1 м, крупного– 1,2 м, а для газонов – не менее 1 м.

Для того чтобы не заслонять оконные проемы кронами деревьев, рекомендуется вдоль окон промышленных зданий производить посадки невысоких кустарников.

Зеленые насаждения на территории предприятий высаживают в различных комбинациях, чередуя по возможности деревья с кустарниками и газонами. Благотворно влияют на микроклимат территории промышленного предприятия открытые водоемы, фонтаны и брызгальные бассейны.

Для отвода атмосферных и талых вод с территории предприятия и защиты ее от затопления выполняют вертикальную планировку с последующим созданием надежных искусственных покрытий на дорогах, проездах, тротуарах и площадях. Не следует асфальтировать значительные части территории предприятия, так как асфальтовое покрытие удорожает строительство и ухудшает микроклимат за счет избыточного тепловыделения в летний период.

Конструктивный вид покрытия дорог, проездов, тротуаров и площадей на территории предприятия зависит от характера и напряженности движения, наличия местных материалов, геологических, гидрогеологических и климатических условий.

Толщина элементов одежды для цементно-бетонных покрытий может быть 20-50, а для асфальтобетонных – 20-60 см, включая и толщину подстилающего слоя.

Покрытие тротуаров выполняют из асфальтобетона, цементобетона, железобетона (сборного и монолитного), асфальтовых, бетонных или каменных плиток. Толщина покрытия тротуаров с одеждой из горячих асфальтобетонных смесей составляет 2,5 см. Основанием для таких тротуаров служит шлак, щебень, галька, тощий бетон, строительный мусор и т.п. У тротуаров из цементобетона толщину покрытия принимают 8-10 см, а основанием для них может служить непосредственно грунт или песчаный подстилающий слой. Для всех конструктивных типов тротуаров поперечный уклон принимают 2-2,5 % в сторону дороги.

Качественная оценка генерального плана

Для того чтобы сделать качественную оценку разработанному проекту генерального плана промышленного предприятия, выявить его достоинства и целесообразность принятых решений, необходимо воспользоваться технико-экономическими показателями.

Оптимальное решение генерального плана и основных его элементов достигается путем сопоставления технико-экономических показателей проекта с показателями аналогичных по мощности действующих предприятий, как в процессе проектирования, так и при окончательной оценке принятых проектных решений.

В целях применения единой методики в оценке качества составленного проекта генплана промышленного предприятия следует пользоваться номенклатурой основных технико-экономических показателей:

Площадь (в га): территории, занимаемые проектируемым промышленным предприятием; предприятия в ограждении, в том числе резервные площади застройки территории; то же, с учетом расширения открытых складов, автомобильных дорог (проезжей части) и замощенных участков промышленной площадки; под внутризаводскими железнодорожными путями колеи размером 1524 мм 750 мм; тротуаров и отдельно отмосток; озеленения (деревья, кустарники, газоны); используемой территории;

Протяженность (в км): внутризаводских железных дорог колеи размером 1524 и 750 мм; внутризаводских автомобильных дорог; ограждений по внешней границе площадки;

Коэффициенты: застройки (первой очереди и перспективной); использования территории; озеленения.

Не всегда возникает необходимость пользоваться всем вышеуказанным перечнем технико-экономических показателей. В каждом частном случае степень детализации технико-экономических показателей зависит от назначения и целей в разрешении тех вопросов, которые имеют принципиальное значение на основании этих показателей. Например, оценка сравнительных вариантов при выборе схемы генерального плана, вида транспортных устройств, коммуникаций, местоположения площадки и др.

Некоторые технико-экономические показатели можно определить непосредственно из законченного проекта генплана (площади проектируемого предприятия, застройки, складского хозяйства, железных и автомобильных дорог, тротуаров, озеленения и др.). Из числа общих приведенных технико-экономических показателей наиболее важное значение имеют коэффициенты застройки и использования территории, которые отражают экономичность принятых решений запроектированного генерального плана.

Коэффициент застройки определяют как отношение площади, занимаемой всеми зданиями и открытыми складами, к общей площади территории промышленного предприятия в ограждении. Величина этого коэффициента равна 0,22-0,5.

Коэффициент использования территории определяют как отношение площади всех зданий и сооружений, в том числе железнодорожных путей, автодорог, подземных, надземных и наземных инженерно-технических коммуникаций, к общей площади территории предприятия в ограждении и он равен 0,5-0,75.

Среднюю ширину полотна железнодорожного пути колеи 1524 мм принимают 5 м на ровных участках, а площадь, занимаемую автомобильными и железнодорожными дорогами на насыпях или в выемках, исчисляют по бровке выемки или по подошве насыпи.

Общая площадь озеленения равна сумме площадей организованных зеленых насаждений (древесно-кустарниковых пород, газонов и цветников).

Окончательную оценку проектных решений по генеральному плану промышленного предприятия получают посредством сравнения полученных данных с наиболее экономичными и принятыми технико-экономическими показателями для пищевой промышленности.

РАЗДЕЛ 3 ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: