double arrow

Тема 2.3. Организация городских территорий



Жилая застройка является основным элементом селитебной территории города.

Наиболее распространенным планировочным элементом жилой застройки является микрорайон.

Микрорайон - это часть селитебной территории, состоящая из нескольких групп жилых зданий, объединенных комплексом культурно-бытовых объектов повседневного пользования. Границами микрорайона, как правило, являются магистральные или жилые улицы.

Жилая территория - это территория, на которой размещаются дома. Кроме того, жилая территория включает в себя площад­ки: для игр детей и отдыха взрослого населения; для занятий физкультурой; для хозяйственных целей и выгула собак; для временной тки автомашин, а также проезды и придомовое озеленение.

Территория общественной застройки включает в себя участки образовательных школ; детских дошкольных учреждений; учреждений здравоохранения (аптеки); физкультурно-спортивных сооружений; учреждений культуры и искусства; предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания; предприятий коммунального обслуживания; жилищно-эксплуатационных организаций; гаражей и открытых стоянок для постоянного хранения личных автомашин.




Основным элементом застройки микрорайона является жилой дом, т. е. отдельное здание, в котором жилыми помещениями занято более половины площади. Жилое помещение - квартира, отдельная комната или несколько комнат в квартире, используемая для жилья. Совокупность жилых помещений называют жилым фондом.

Характер взаимного размещения жилых зданий определяетсистему застройки: периметральная с разрывами и без разрывов, строчная, свободная, групповая.

В градостроительстве для оценки проектных решений жилой застройки используется две группы показателей.

Первая группа - показатели, характеризующие жилые и обще­ственные здания:

жилая площадь, м2 - сумма площадей жилых комнат без учета встроенных шкафов, утепленных террас или веранд, оборудованных для постоянного проживания;

общая площадь, м2 - сумма площадей всех жилых и вспомога­тельных помещений, включая площадь кухонь, коридоров, ванных комнат, прихожих, встроенных шкафов и внутренних кладовых, теплыхуборных;

планировочный коэффициент - отношение жилой площади к общей площади; его значение изменяется в зависимости от с планировки квартиры;

градостроительный коэффициент - отношение общей площади одного этажа к площади застройки;



средняя этажность застройки - определяется по формуле взвешенной гармонической:

Эср- средняя этажность, этаж;

Sобщ ~ общая площадь жилых зданий, м2;

Sn - общая площадь в зданиях п-й этажности, м2;

п - количество этажей, от 1 до т;

вместимость общественных зданий - в соответствующих еди­ницах емкости. ^

Вторая группа - показатели, регламентирующие использование территорий:

плотность жилой застройки, % - отношение площади жилой и территории микрорайона под жилыми домами ко всей жилой территории:

р - плотность застройки, %;

SД- площадь под жилыми домами, га;

Sжил - площадь жилой территории, га;


плотность населения микрорайона, чел./га - количество жителей, где

- плотность населения микрорайона, чел./га приходящихся на 1 га микрорайона:

Нм - численность населения микрорайона, чел.;

Тм - территория микрорайона, га.

Общественно-деловая застройка

В городах общественно-деловая застройка включает в себя объекты здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, коммерческой деятельности, а также образовательные учреждения среднего профессионального и высшего образования, административные, научно-исследовательские учреждения, культовые здания, центры деловой, финансовой и общественной активности.

В настоящее время согласно СНиП 2.07.01-89* учреждения и предприятия обслуживания по функциональному назначению под­разделяются на следующие группы:

-учреждения образования (детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, средние специальные, профессиональ­но-технические и высшие учебные заведения, специализированные учебные заведения);

-учреждения здравоохранения, социального обеспечения, спортивные и физкультурно-оздоровительные сооружения (поликлиники, диспансеры, аптеки, стационары, станции скорой помощи, дома интернаты, бассейны, спортивные площадки и залы);

учреждения культуры и искусства (клубы, библиотеки, кинотеатры, Татры, цирки, спортивно-зрелищные залы);

предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания (магазины, рыночные комплексы, предприятия обще-иного питания, прачечные, химчистки, бани);

- организации и учреждения управления, проектные организации кредитно-финансовые учреждения и предприятия связи (отде-мня связи; организации и учреждения управления; проектные ор-ми нации и конструкторские бюро; юридические консультации; конторы, отделения банков);

- учреждения жилищно-коммунального хозяйства (жилищно-эсплуатационные организации; пункты приема вторичного сырья;
комплексы; бюро похоронного обслуживания; кладбища).

Объекты обслуживания размещают на территории города, учи­тывая частоту посещения населением: чем чаще возникает потреб­ность в этих учреждениях, тем ближе к потребителю их располагают, Поэтому структура культурно-бытового обслуживания в городах обычно строится по ступенчатой схеме:

- повседневное обслуживание - детские ясли-сады, школы, ма­газины повседневного пользования (например, булочные), спортивные площадки, аптеки, клубные помещения (встроенные), приемные
пункты прачечной и мастерских по мелкому ремонту одежды, обуви,
парикмахерские;

- периодическое обслуживание - торговый центр, магазины,
предприятия бытового обслуживания, ресторан, кафе, клуб, киноте­атр, поликлиника, спортивный центр с бассейном и спортивными за­лами, дом творчества школьников, библиотеки, отделения связи;

- эпизодическое обслуживание - здания городской администра­ции, городских общественных организаций, торговые центры, спе­циализированные магазины, рестораны, кафе, гостиницы, библиоте-1ки, театры, концертные залы, вузы, выставки, музеи, цирки, дома
культуры, универсальные спортивно-зрелищные залы, больницы,
специализированные поликлиники, медицинские центры, почтамты,
телефонные станции и др.

Система озеленения города

Важное место в планировке города занимают зеленые насаждения. Для создания комфортных и здоровых условий проживания го­родского населения при застройке городов должна создаваться сеть озелененных территорий, различающихся величиной, функциями и сферой влияния.

Зеленые насаждения имеют большое санитарно-гигиеническое значение

Зеленые насаждения имеют важное эстетическое значение. Они являются полноправным компонентом эстетики и архитектуры города. С помощью озеленения можно объединить в единое целое Пчельные здания, создать пространственную композицию, заметно обоогатить облик города, придать черты индивидуальной выразитель­ности любому району города.

Утилитарную роль зеленые насаждения играют при формировании разделительной полосы на транспортных магистралях, при издании санитарно-защитных зон, ограждении участков, укрепле­нии откосов, прекращающих процессы оврагообразования.

По функциональному назначению зеленые насаждения подразделяют на три категории:

-общего пользования - загородные лесопарки, городские и районные парки, сады, скверы, бульвары, насаждения на улицах и площадях;

- ограниченного пользования - внутриквартальные насаждения
(за исключением садов микрорайонов), придомовое озеленение, на-
Овждения на территории учреждений и предприятий (например, при
учебных заведениях, детских садах, больницах);

- специального назначения - санитарно-защитные и водоохранные зоны, ботанические и зоологические сады, питомники, кладбища.

Насаждения общего, ограниченного и специального назначения имеете составляют систему озеленения города.

Согласно требованиям СНиП 2.07.01-89 площадь озелененных территорий общегородского значения составляет от 7 до 10 м2 на че­ловека в зависимости от величины города, а площадь озелененных территорий жилого района - 6 м2 на человека. С уменьшением численности населения города обеспеченность зелеными насаждениями уменьшается, что связано с приближением городской застройки к зеленым массивам.

Общая площадь озелененных территорий различного назначе­ния в пределах застройки городов должна быть не менее 40%, а в i р.шицах территории жилого района не менее 25% (включая суммар­ную площадь озелененной территории микрорайона).

Территориальное развитие города должно предусматривать мпкеимальное сохранение и использование в застройке всех ценных объектов естественных ландшафтов - естественных лесов, берегов рек, морей, водоемов, возвышенностей и т. п., их органичное вклю­чение в планировочную структуру.

Транспортно-планировочная организация

Транспортная инфраструктура города включает в себя транс­портные коммуникации и другие транспортные сооружения (вокза­лы, терминалы, станции и т. д.), а также систему городского транс­порта.

Городские пути сообщения формируют планировочную струк­туру города.

Транспортная система города оказывает влияние на размеще­ние всех остальных видов деятельности в городе.

Транспортная инфраструктура обеспечивает связь города с другими населенными пунктами, входящими в состав групповой сис­темы населенных мест.

Городские пути сообщения можно разделить на две основные группы:

- внеуличные пути, включающие в себя железную дорогу, мет­рополитен, скоростной трамвай на обособленном полотне, моно-рельс, фуникулер, подвесные канатные дороги, водные виды транс­порта и воздушный транспорт (трассы, воздушные коридоры и уст­ройства для полетов вертолетов и малых самолетов);

-улично-дорожная сеть, включающая в себя пути движения швейного пассажирского транспорта, автомобилей и пешеходов.

В соответствии со СНиП 2.07.01-89* улицы и дороги городов разделяются на категории:

-магистральные дороги

-скоростного движения (расчетная скорость движения Vv = 120 км/ч) для связи между удаленными районами в крупнейших, крупных го­родах, а также с аэропортами, зонами массового отдыха; между го­родами в системах группового расселения; пешеходный тротуар отсутствует; число полос движения от 4 до 8; ширина полос 3,75 м;

-регулируемого движения (Vp~ 80 км/ч) для связи между рай­онами города на отдельных направлениях и участках, преимущест­венно грузового движения, осуществляемого вне жилой застройки; пешеходный тротуар отсутствует; число полос движения от 2 до 6; ширина полос 3,5 м;

магистральные улицы общегородского значения - непрерывного движения (Fp = 100 км/ч) для связи между жи­лыми, промышленными районами и общественными центрами в крупнейших, крупных и больших городах, с другими магистральны­ми улицами, городскими и внешними автомобильными дорогами; число полос движения от 4 до 8; ширина полос 3,75 м; пешеходная часть тротуара 4,5 м;

-регулируемого движения (Vp= 80 км/ч) для связи между жилыми, промышленными районами и центром города, центрами пла­нировочных районов, между жилыми и промышленными районами, выхода на магистральные улицы и дороги, внешние автомобильные дороги; число полос движения от 4 до 8; ширина полос 3,5 м; пешеходная часть тротуара 3,0 м;

магистральные улицы районного значения

- транспортно-пешеходные (Fp = 70 км/ч) для транспортной и
пешеходной связи между жилыми районами, жилыми и промышлен­ными районами, общественными центрами; число полос движения от
2 до 4; ширина полосы движения 3,5 м; пешеходная часть тротуара

до 2,25 м;

- пешеходно-транспортные (Vp= 50 км/ч) для транспортной и
пешеходной связи в пределах планировочного района; 2 полосы
движения; ширина полосы движения 4,0 м; пешеходная часть тро­
туара 3,0 м;

улицы и дороги местного значения (Vp до 40 км/ч) для транс­портной и пешеходной связи на территории жилой застройки, в про­мышленных и коммунально-складских районах, на территориях Парков; число полос движения от 1 до 4; ширина полосы движения от I м до 3,75 м; пешеходная часть тротуара до 1,5 м.

2. Транспортная сеть города должна обеспечивать скорость, нимфорт и безопасность передвижения между функциональными зонами города и в их пределах, связь с объектами внешнего транспорта и йитомобильными дорогами региональной и общероссийской сети.

Согласно СНиП 2.07.01-89* нормативные затраты времени в городах на передвижение от мест проживания до мест работы в один
Конец для 90% работающих не должны превышать 30 минут в малых и средних городах, 35—45 минут в больших, крупных и крупнейших.

Инженерная подготовка территорий

Инженерная подготовка территории - это осуществление комплекса инженерных работ по преобразованию территории и подго­товке к выполнению определенных функций. Перечень мероприятий по инженерной подготовке территории весьма многообразен.

Мероприятия по инженерной подготовке террито­рии можно распределить на три группы.

I группа - работы, которые проводятся в том или ином объеме
ил любой территории, так как любая самая благоприятная по при­
родным условиям территория лишь частично отвечает требованиям,
необходимым для осуществления строительства населенного пункта;
|о всех случаях размещения жилой или промышленной застройки на
вновь осваиваемых площадках приходится осуществлять вертикаль­ную планировку, организацию поверхностного стока, а также регу­лирование водотоков, благоустройство берегов рек и водоемов.

II группа - работы, вызываемые местными условиями, к кото­рым можно отнести понижение уровня грунтовых вод, защиту терри­тории от затопления паводковыми водами и подтопления грунтовы­ми водами, укрепление и благоустройство оврагов, противооползневые мероприятия и т. д.

III группа - работы, связанные с освоением территорий в ис­ключительно трудных природных условиях.

Важным элементом инженерной подготовки территории является вертикальная планировка. Вертикальная планировка территории - это разновидность земляных работ для изменения естественного рельефа местности. Она проводится путем срезки и подсыпки грунта, смягчения уклонов и другими способами применительно к требова­ниям планировки и застройки городов.



Сейчас читают про: