Основополагающей работой немецкого экономиста и социолога А.Вебера является: " О размещении промышленности: чистая теория штандорта" (1909 г.).
Задача размещения, по мнению Вебера, является минимизация общих издержек производства изолированного предприятия, а не только транспортных издержек.
Для решения этой задачи была создана классификация факторов размещения производства. Вебер исключил элементы производственных издержек, не зависящие от местоположения, и оставил в результате три фактора — издержки на рабочую силу, транспортные издержки, включая издержки на сырые материалы, и все остальные условия, влияющие на размещение предприятия, которые представляют объединенную агломерационную силу. Соответственно выделяются и три основные ориентации в размещении - транспортная, рабочая и агломерационная:
1. Транспортная ориентация. Согласно А.Веберу, величина транспортных издержек зависит от веса перевозимого груза и расстояния перевозки. Под влиянием транспортных издержек промышленное предприятие будет притягиваться к тому пункту, в котором с учетом местоположения центра потребления и источников сырья имеются минимальные транспортные издержки. Этот пункт — транспортный штандорт. Производства с высокой материалоемкостью тяготеют к пунктам производства сырья и материалов, а производства с низкой материалоемкостью - к центру потребления.
|
|
2. Рабочая ориентация. Рабочий пункт определяется с учетом различий в издержках на рабочую силу. Перемещение производства из транспортного пункта в рабочий пункт может произойти тогда, когда экономия на рабочих издержках в данном пункте перекрывает перерасход в транспортных затратах из-за перемещения производства.
3. Агломерационная ориентация. Анализ влияния агломерационных факторов на размещение промышленного предприятия заключается в оценке эффекта экономии за счет укрупнения производства. Слияние мелкого производства с крупным происходит, если величина экономии от слияния предприятий больше перерасхода транспортных затрат из-за переноса мелкого производства.