Меры государственного воздействия на рынок труда

В новых условиях хозяйствования роль государства в регули­ровании занятости заметно повышается и усложняется. Растет зна­чение государственного прогнозирования сдвигов на рынке тру­да для своевременного воздействия на возможные от проведения структурной, научно-технической, региональной политики по­следствия, ведущие к массовой безработице.

Существуют и универсальные ключевые элементы, лежащие в основе механизма государственного регулирования занятости. К ним относятся:

a) экономические методы (льготное кредитование и налогооб­ложение, бюджетная политика стимулирования предприни­мателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров и т.п.);

b) организационные методы (создание службы занятости и трудоустройства, информационной системы, обслуживаю­щей рынок труда, государственной системы профориента­ции, подготовки и переподготовки кадров и т.п.);

c) административно-законодательные методы (регламентация порядка заключения трудовых договоров, продолжительно­сти рабочего времени, сверхурочных работ, введение обяза­тельных отчислений предпринимателей в национальные фонды по обеспечению занятости, определение квот на тру­доустройство, регулирование периода трудовой жизни и др.).

Меры государственного воздействия на рынок труда: в зависи­мости от области воздействия различают меры косвенного и пря­мого влияния.

Меры прямого, непосредственного воздействия осуществляют­ся путем реализации государственных программ, направленных на отдельные, специфические точки рынка труда, т.е. имеют выбо­рочную направленность и воздействуют в основном на динамику предложения труда.

Меры косвенного влияния направлены на поддержание или изменение условий хозяйствования и предполагают использова­ние макроэкономических рычагов воздействия.

В зависимости от выбора мер государственного воздействия в политике занятости можно выделить три варианта политики в об­ласти регулирования трудовых отношений: активный, умеренно-пассивный и пассивный.

Активный вариант политики занятости предполагает интенсивное использование инвестиционной, фи­нансовой, кредитной, налоговой и бюджетной политики.

Пассив­ный вариант политики занятости сводится в основном к содей­ствию в заполнении вакантных рабочих мест и выплате пособий по безработице в пределах, ограниченных финансовыми возмож­ностями органов занятости.

Основными путями решения проблемы занятости в регионе яв­ляются:

Ø регулирование развития системы рабочих мест;

Ø регулиро­вание спроса на рабочие места;

Ø развитие системы профессиональ­ной подготовки и переподготовки кадров.

Специфическим для современной России фактором является снятие административных, правовых и экономических ограниче­ний, препятствующих свободной продаже рабочей силы, а имен­но: отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодо­ление монополизма государственной собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: