В зависимости от состава диагностируемых узлов и агрегатов различается диагностирование по критериям экономичности и безопасности эксплуатации.
По критериям экономичности эксплуатации диагностируют узлы и системы двигателя (цилиндро-поршневую группу, работу цилиндров, клапаны, системы питания, зажигания и др.), трансмиссии, установку управляемых колес, перекос мостов, электронные системы автоматического управления в конструкциях агрегатов и систем, колесные подшипники, систему пуска, узлы электрооборудования и специальное оборудование, применяемое на транспортных средствах. Для диагностирования используют нормативы, установленные изготовителями транспортных средств в эксплуатационной документации, и рекомендации специалистов-эксплуатационников, содержащиеся в руководствах, типовых технологиях выполнения ТО и ремонта конкретных моделей транспортных средств или рекомендациях изготовителей средств технического диагностирования.
Диагностирование по критериям экономичности эксплуатации проводят при ТО и ремонте указанных систем и агрегатов для поиска места или характера неисправности, для выполнения регулировок и заключительного контроля качества выполненных работ. Глубину диагностирования заранее не устанавливают и проверки продолжают до обнаружения неисправной детали, группы деталей или узла, подлежащих замене в процессе ремонта. После обнаружения неисправной детали или узла их заменяют и повторяют диагностирование.
Конструкция транспортного средства с учетом его категории и назначения с точки зрения критериев безопасности должна обеспечивать:
- эффективное действие тормозной системы;
- эффективное действие рулевого управления, управляемость и устойчивость;
- минимизацию травмирующих воздействий на находящихся в транспортном средстве людей и возможность их эвакуации после дорожно-транспортного происшествия;
- минимизацию физического воздействия на других участников движения;
- пожарную безопасность;
- обзорность внешнего пространства для водителя;
- измерение, регистрацию и ограничение скорости транспортного средства;
- защиту транспортного средства от несанкционированного использования;
- минимизацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ, а также энергетическую эффективность, которая выражается в минимизации потребления топлива транспортными средствами с двигателями внутреннего сгорания и потребления электроэнергии электромобилями;
- минимизацию внешнего и внутреннего шума;
- устойчивость к воздействию внешних источников электромагнитного излучения и электромагнитную совместимость;
- безопасное для здоровья состояние микроклимата в кабине водителя и пассажирском помещении и минимизацию содержания вредных веществ в воздухе кабины водителя и пассажирского помещения транспортного средства;
- необходимое и достаточное количество, месторасположение, характеристики и действие светотехнических и звуковых сигнальных устройств;
- необходимое расположение и идентификацию органов управления и средств контроля транспортного средства;
- соблюдение габаритных и весовых ограничений, определяемых особенностями национальной дорожной сети.
По критериям безопасности эксплуатации диагностируют тормозное и рулевое управления, правильность пространственного светораспределения внешних световых приборов, состав выхлопных газов двигателя, а состояние ещё ряда других узлов проверяют органолептически. Диагностирование по критериям безопасности должно проводиться при выпуске (возврате) на линию транспортных средств, при проведении диагностирования № 1 и при проведении государственного технического осмотра.
Диагностирование по критериям безопасности колёсных транспортных средств в эксплуатации регламентировано положениями Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения», технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного постановлением Правительства РФ 10.09.2009 г. № 720 (с изменениями) и Правилами ЕЭК ООН.
Диагностирование технического состояния по критериям безопасности как количественными (с помощью средств технического диагностирования), так и органолептическими методами носит допусковый характер. Пределы допустимых значений показателей (предельно допустимые значения или эталоны технического состояния составных частей) транспортных средств задают нормативные документы. Эти документы регламентируют:
- состав объектов диагностирования (показателей работоспособности, диагностических параметров, составных частей);
- нормативы работоспособности и (или) неработоспособности проверяемых составных частей;
- методы проверки технического состояния;
- допустимость альтернативных методов и показателей.
Нормативные документы задают глубину и достоверность диагностирования, необходимость и методы применения средств измерения или технического диагностирования, их метрологические характеристики. Для каждого из узлов, систем и агрегатов транспортных средств, проверяемых по критериям безопасности, нормативными документами установлена разная глубина диагностирования. Это достигается разработкой нормативов (эталонов) их предельного технического состояния. Технологически проверка заключаемся в проведении измерений и наблюдений, последующем сравнении полученных результатов (в отдельных случаях - после их предварительного обобщения посредством вычисления производного параметра) с нормативом, установленным в количественной или качественной форме.
После получения результатов для одного объекта проверки (агрегата, системы, узла) независимо от их соответствия эталону проверка переключается на показатели других систем и узлов.
1. Каков принцип измерения дымности отработавших газов?
2. Как проверяется работоспособность аккумуляторных батарей?
3. Как диагностируется техническое состояние агрегатов трансмиссии?
4. Какие существуют виды дисбаланса колес?
5. Какие существуют требования к эффективности тормозной системы автомобиля?






