Метод анализа иерархий

Простейший способ принятия решения при многих критериях.

Пусть каждая альтернатива оценивается баллами от 0 до 1 по каждому из критериев. Суммируя и нормализуя результаты получаем, что Y выглядит наиболее предпочтительно.

Критерии | Альтернативы Альтернатива X Альтернатива Y Альтернатива Z
Критерий A 0.2 0.8  
Критерий B 0.192 0.697 0.495
Критерий C   0.5 0.75
Критерий D 0.4 0.75 0.4
Сумма 0.792 2.747 2.645
Нормализованная оценка 12.8% 44.4% 42.8%

Однако, нередко бывает, что важность критериев не одинакова. Пусть в нашем примере критерии B и C в 2 раза важнее, чем D, критерий A в 3 раза важнее B. Нормализуем наши субъективные предпочтения

  Критерий A Критерий B Критерий C Критерий D Сумма
Важность (уровень)          
Важность (вес) 54.5% 18.2% 18.2% 9.1% 100.0%

Теперь, мы можем умножить оценку каждой альтернативы по одному из критериев, взятые из первой таблицы на вес этого критерия. Суммируя и нормализуя результат, получаем

Критерии | Альтернативы Вес Альтернатива X Альтернатива Y Альтернатива Z
Критерий A 54.5% 0.109 0.436 0.545
Критерий B 18.2% 0.035 0.127 0.090
Критерий C 18.2% 0.000 0.091 0.136
Критерий D 9.1% 0.036 0.068 0.036
Сумма 100.0% 0.180 0.722 0.808
Нормализованная оценка   10.5% 42.2% 47.2%

Теперь уже более предпочтительной выглядит альтернатива Z. Оценка Y уменьшилась из-за того, что высокая оценка по критерию B теперь не так существенна.

Способ действительно прост, но остается много вопросов. Например:

Как мы сравнивали альтернативы? (абсолютная или относительная оценки?)

Как мы переводили наши результаты в числа? (что означают эти баллы?)


Метод анализа иерархий

Метод анализа иерархий (Analytic Hierarchy Process, AHP) один из методов принятия решений в ситуации, когда для оценки предпочтений используется много критериев. Он предложен профессором Томасом Саати (Thomas L. Saaty) в 1970-х гг., и является одним из наиболее популярных методов в своей области. Вкратце, он выглядит так:

1. Задача формализуется в виде иерархической структуры с несколькими уровнями: цели—критерии—альтернативы.

2. ЛПР сравнивает попарно элементы каждого уровня. Результаты сравнений переводятся в числа.

3. Вычисляются вектор приоритетов для элементов каждого уровня. При этом проверяется согласованность суждений ЛПР.

4. Подсчитывается количественный индикатор привлекательности каждой из альтернатив и определяется наилучшая альтернатива.

Теперь об этом поподробнее. Начнем с пункта 2.

Парные сравнения. Это сравнение пары альтернатив между собой. Например, есть два вида фруктов — яблоки и бананы — и вас спрашивают, что вам больше нравится: яблоко или банан. Давайте построим относительную шкалу, чтобы сравнить «вкусность» одного фрукта по сравнению с другим.

Если вам больше нравится яблоко, сделайте отметку в левой части шкалы (ближе к яблоку), между цифрами 1 и 9, а если вы предпочитаете бананы, то — в правой части. Какую отметку?

Если:

· A и B оцениваются одинаково (одинаково вкусны, важны и т.п.) - ставим оценку 1; «Запорожец» и «Запорожец»)

· A незначительно лучше B, ставим 3; («Таврия» немного лучше «Запорожца»)

· A значительно лучше B, ставим 5; («Лада» лучше «Таврии» и значительно лучше «Запорожца»)

· A явно лучше B, ставим 7; («Nissan Primera» лучше «Лады» и явно лучше «Запорожца»)

· A абсолютно превосходит B, ставим 9. («Porsche Cayenne» абсолютно превосходит «Запорожец»)

· Если оценка, по вашему мнению, превосходит, например, «значительно лучше», но не дотягивает до «явно лучше», то ставится промежуточная оценка (6, в данном случае).

Допустим, вы предпочитаете бананы — для вас они значительно вкуснее каких-то там яблок. Отметим это

Теперь предположим, что нам нужно сравнить три вида фруктов. Для этого нужно провести такие парные сравнения

Видно, что с увеличением числа объектов, растет и число сравнений, которые необходимо провести. Для двух — 1, для трех — 3. Таблица ниже показывает зависимость числа сравнений от количества сравниваемых объектов.

Количество объектов              
Количество сравнений              

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: