Плотность – является основным параметром, влияющим на гидравлические сопротивления при транспорте нефтепродукта.
При гидравлических расчетах применяется понятие относительной плотности. Она показывает, во сколько раз данная жидкость, взятая при температуре 20 °С, тяжелее или легче воды взятой в том же объеме при температуре 4 °С.
В лабораториях плотность нефти определяют при помощи весов Вестфаля или пикнометра, которые дают значительно большую точность, чем денсиметр.
Вязкость нефти и нефтепродуктов также влияет на давление и производительность перекачки. Различают абсолютную, кинематическую и относительную вязкость. Вязкость определяют приборами, называемыми вискозиметрами.
Вязкость сырой нефти зависит от температуры. С повышением температуры вязкость снижается и, наоборот, с понижением — увеличивается.
При гидравлическом расчете нефтепроводов приходится учитывать температурные условия перекачки, зависящие от температуры нефтепродукта в начальном пункте и температуры среды, окружающей трубопровод. Поэтому в расчеты часто вводят промежуточные значения вязкости. Эти значения удобнее всего определять по кривой вязкости, вычерчиваемой на основании лабораторных данных.
|
|
Температура перекачиваемой жидкости без путевого подогрева зависит от температуры почвы, которая, в свою очередь, зависит от климата местности и времени года.
Магистральные трубопроводы прокладывают с заглублением их в грунт, для чего роют специальную траншею. Глубина траншеи определяется в основном по соображениям защиты трубопровода от резких колебаний температуры. С увеличением глубины залегания трубопровода колебания температуры окружающего его грунта уменьшаются, и в периоды похолодания предотвращается чрезмерное возрастание вязкости нефти, а также уменьшается растяжение трубопровода, могущее вызвать его разрыв. Однако излишнее увеличение глубины траншеи ведет к непроизводительным затратам во время строительства и осложняет ремонтные работы при эксплуатации трубопровода.