Задача о распределении специалистов, как пример альтернативной экономической интерпретации транспортной задачи

Рассмотрим пример использования транспортной модели в ситуации, не связанной с перевозкой продукции.

Например, рассмотрим следующую экономическую ситуацию:

Специалистов n различных групп нужно распределить наиболее эффективным образом по m видам работ. Задана матрица эффективности использования специалиста i-й группы на j-м виде работ cij. Кроме того, задано общее количество специалистов каждой группы ai, и общая потребность в работниках по каждому виду работ bj, .

Введем переменные хij - количество специалистов i-й группы, занятых на j-м виде работ. Тогда модель строится следующим образом:

(8)

Например, НИИ разрабатывает 2 научные программы для молодых ученых, к которым необходимо привлечь соответственно 10 и 7 человек. На участие в них претендуют выпускники аспирантуры 4 учебных заведений, по 5 человек из каждого. Экспертная комиссия пришла к выводу, что эффективность использования одного выпускника каждого учебного заведения в программе № 1 может быть оценена по 5-балльной шкале соответственно в 2, 3, 5 и 1 балл. Для программы № 2 эти оценки составят 3, 1, 5 и 2 балла. Необходимо распределить молодых ученых по научным программам наиболее эффективным образом.

Для построения модели введем переменные xij - количество выпускников i-го учебного заведения, направляемых на j-ю программу. Модель примет вид:

min (2x11 + 3x12 + 3x21 + x22 + 5x31 + 5x32 + x41 + 2x42)

x11 + x12 5

x21 + x22 5

x31 + x32 5

x41 + x42 5

x11 + x21+ x31 + x41 10

x12 + x22+ x32 + x42 7

Задача (8) разрешима при тех же условиях, что и модель (1). Действительно, если общая потребность в работниках не превышает общего числа специалистов, то ее ОДП не пуста (система ограничений здесь такая же, как в модели (1)). Однако целевая функция здесь не минимизируется, а максимизируется. Может ли она быть не ограничена сверху? Нет, не может. Если выбрать в матрице коэффициентов целевой функции самый большой элемент {cij} и предположить, что каждого специалиста каким-то образом удалось устроить на работу с этой самой большой эффективностью, то мы получим суммарную величину эффективности путем умножения {cij} на общее число специалистов . Значение целевой функции не может быть больше этой величины. В рассмотренном примере самая большая оценка – 5 баллов, а молодых ученых – 20 человек. Следовательно, суммарная эффективность не может превысить 20 * 5 = 100.

Взяв коэффициенты целевой функции с противоположным знаком, эту задачу можно поставить на min, и тогда очевидна ее эквивалентность транспортной задаче (1).

Транспортная задача в традиционной интерпретации (о перевозках) также может быть поставлена на максимум. Предположим, что коэффициенты целевой функции cij представляют собой не затраты на перевозку единицы продукции от i-го поставщика к j-му потребителю, а прибыль от реализации единицы продукции i-го поставщика у j-го потребителя. Целью операции будет получение наибольшей прибыли, т.е. max .

Особый класс транспортных задач представляют собой задачи о назначениях*.

3.5 Опорный план транспортной задачи

Метод решения транспортной задачи представляет собой развитие идеи симплекс-метода [3] и тоже основан на переборе опорных планов этой задачи. Опорный план должен включать столько базисных переменных, сколько в задаче линейного программирования независимых уравнений.

Если бы система ограничений закрытой транспортной задачи была линейно независимой, то базисных переменных было бы m+n. Но из задач (6) и (7) видно, что такая система линейных уравнений является линейно зависимой (например, если сложить все ограничения из первой и все из второй группы, а затем вычесть из одной суммы другую, в левой части получится ноль). Можно доказать, что если удалить из системы одно ограничение, то она станет независимой (одно ограничение является лишним, оно следует из остальных). Следовательно, базисных переменных должно быть m+n-1.

Для построения опорного плана транспортной задачи разработано несколько способов, наиболее распространенным является метод северо-западного угла.

3.5.1 Метод северо-западного угла построения опорного плана транспортной задачи

Этот метод принято сокращенно обозначать МСЗУ.

Представим опорный план транспортной задачи в виде таблицы, строки которой будут соответствовать поставщикам (с их запасами ai), столбцы – потребителям (с их потребностями bj), а ячейки – компонентам опорного плана (например, в первой строке первого столбца будет стоять значение переменной x11). Будем заполнять лишь те ячейки, которые будут соответствовать базисным компонентам, переменные в незаполненных ячейках равны нулю.

  x11         a1
            a2
             
            an
  b1 b2     bm  

Применение метода начинают с того, что рассматривают левый верхний («северо-западный») угол таблицы, который соответствует переменной x11, т.е. перевозкам от первого поставщика к первому потребителю. Сравнивают их запас и потребность - a1 и b1.

1). Если a1 < b1, то x11 = a1, т.е. всю продукцию первого поставщика отправляют к первому потребителю.

После этого первую строку исключают из рассмотрения (все остальные x1j = 0). В самом деле, ведь запасы первого поставщика уже закончились. Следовательно, больше никому ничего везти от него нельзя.

Первому столбцу вместо b1 ставят в соответствие b1`= b1 - a1, поскольку потребность первого потребителя снизилась (она уже частично удовлетворена).

Затем снова рассматривают левый верхний угол оставшейся части таблицы (без первой строки), т.е. х21.

2). Если a1 > b1, то x11 = b1., т.е. первого потребителя полностью удовлетворяют за счет запасов первого поставщика, после чего этого потребителя (первый столбец) исключают. Запасы первого поставщика уменьшаются a1`= a1 - b 1.

Затем рассматривают левый верхний угол оставшейся части таблицы (без первого столбца), т.е. х12.

3). Если a1 = b1, то можно исключить либо столбец, либо строку.

Далее действуют аналогично, т.е. либо принимают х21 = min {b1`;a2}, либо принимают х12 = min {b2; a1`}. Процесс продолжается до тех пор, пока не будут исключены из рассмотрения все ячейки. При этом окажется заполненной m+n-1 клетка таблицы.

Рассмотрим применение данного метода к задаче о холодильных установках. Для этого необходимо построить таблицу из трех строк и столбцов, соответствующих шести центрам производства и сбыта (включая дополнительный). Чтобы построить опорный план, необходимо заполнить
3 + 3 – 1 = 5 клеток этой таблицы.

Ее левый верхний угол будет соответствовать поставкам холодильных установок из Стокгольма в Лейпциг (переменной x11). Так как в Стокгольме производится меньше установок, чем необходимо поставить в Лейпциг
(a1 < b1, 120 < 150), то направим все эти 120 установок в Лейпциг (x11 = 120). После этого Стокгольм (первую строку таблицы) можно исключить из рассмотрения, так как холодильных установок в этом центре сбыта больше не осталось. В Лейпциг же необходимо поставить еще 150 – 120 = 30 установок, поэтому Лейпцигу (первый столбец) ставится в соответствие новое значение потребностей – 30:

  Лейпциг Лион дополнительный центр сбыта  
Стокгольм        
Триест        
Руан        
  150 30      

Левый верхний угол новой таблицы соответствует поставкам продукции из Триеста в Лейпциг. Так как min{30; 40} = 30, в Лейпциг направляется 30 установок (x21 = 30), после чего потребности Лейпцига удовлетворены полностью, и второй столбец можно исключить из рассмотрения. В Триесте осталось 10 установок:

 
 

  Лейпциг Лион дополнительный центр сбыта  
Стокгольм        
Триест       40 10
Руан        
  150 30      

Аналогично поставки продукции из Триеста в Лион принимают равными 10 (x22 = 10), а из Руана в Лион – 80 (x32 = 80). После этого в Руане остается еще 10 установок, которые следует перевезти в дополнительный центр сбыта (т.е. потребность в них в рамках данной модели на самом деле отсутствует) - x33 = 10. После этого можно будет исключить из рассмотрения и последний столбец:

       
   
 

  Лейпциг Лион дополнительный центр сбыта  
Стокгольм        
Триест       40 10
Руан       90 10
  150 30 90 80    

Итак, заполнены пять клеток таблицы, соответствующие базисным переменным. Остальные четыре переменные являются небазисными и равны нулю (x12 = x31 = x13 = x23 = 0), т.е. при таком плане перевозок из Стокгольма в Лион и из Руана в Лейпциг холодильные установки не перевозятся, при этом из Стокгольма и Триеста вывозятся все установки, излишков не остается.

Получен допустимый план, который можно использовать в качестве опорного и начать с него решение задачи. Впоследствии от этого плана мы будем переходить к другим, более дешевым. Чтобы наглядно убедиться, что впоследствии мы получим более выгодные планы перевозок, можно подсчитать, во сколько обойдется оплата перевозок по плану, построенному МСЗУ. Для этого подставим его в целевую функцию задачи: 25x11 + 14x12 +
+ 18x21 + 8x22 + 12x31 + 6x32 = 25*120 + 18*30 + 8*10 + 6*80 = 4100 (ф.ст.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: