Современное состояние развития транспортной отрасли

Транспортная стратегия России до 2025 г. определяет основные направления развития транспортной отрасли, в том числе железных дорог. В условиях развивающихся рыночных отношений остро стоят задачи повышения эффективности работы транспорта, снижения издержек, уменьшения стоимости перевозок и др. Необходимость их решения выдвигает принципиально новые требования к системе управления перевозками на железных дорогах. Информационные технологии становятся одним из важнейших элементов их инфраструктуры и требуют оптимизации управления.

Железные дороги страны являются лидером во внедрении автоматизированных систем управления транспортом, спутниковых систем управления всеми сторонами деятельности отрасли, интеллектуализации технологических процессов и комплексов. Применение инновационных технологий в управлении перевозочным процессом предусматривает, в частности, переход к интеллектуальному управлению основной деятельностью компании «РЖД» на основе современных интеллектуальных систем. Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) должны стать главным направлением развития транспорта. Сердцевину ИТС составляют спутниковые технологии. Среди направлений их применения – создание инфраструктуры высокоскоростного интеллектуального железнодорожного транспорта. Основой построения высокоскоростного движения является автоматизация принятия решений в различных ситуациях. Создание высокоскоростных магистралей вызовет к жизни принципиально новые системы управления, сформулирует запрос на интеллектуальные железнодорожные транспортные системы.

Работу по интеллектуализации применительно к железнодорожному транспорту можно охарактеризовать как переложение на компьютер наблюдаемых и фиксированных действий человека-оператора, которые нельзя отнести к творческим процессам. Примером может служить Комплексная система автоматизации станционных процессов с применением с применением динамической модели на основе спутниковой навигации (ИТАУР), в которой автоматизированы и улучшены практически все «ручные операции».

Объектом для внедрения ИТАУР выбрана внеклассная сортировочная станция Ярославль-Главный Северной дирекции управления движением. К станции прилегают три перегона. Наряду с формированием и расформированием составов грузовых поездов на станции выполняются операции с транзитными, пассажирскими и почтово-багажными поездами, а также проводится технический и коммерческий осмотр, формирование составов пригородных и местных поездов и др. Установленные на маневровых локомотивах приемники (ГЛОНАСС) не только контролируют точное местонахождение локомотивов, соответственно маневровых составов, но и отражают достоверную информацию об их использовании и качество работы.

Эффект от интеллектуализации в этом случае может быть получен за счет ускорения информационных процессов и повышения качества информации без затрагивания эксплуатационной сути процессов управления. В железнодорожной отрасли в выполнении станционных операций ставятся следующие цели:

- «управление работой станции» - для автоматизированного рабочего места (АРМа) станционного диспетчера;

- «управление сортировочной работой» - для АРМа маневрового диспетчера;

- «управление поездной и маневровой работой» - для АРМа дежурного по станции поста централизации.

Развиваемая информатизация железнодорожного транспорта способствует выполнению важнейшей социально-экономической задачи повышения производительности труда железнодорожников, исключению потерь рабочего времени, более рациональному использованию трудовых ресурсов. Этого невозможно достичь без человеческого фактора.

Под влиянием научно-технического прогресса происходят качественные изменения в содержании и условиях труда, преображаются устоявшиеся структуры профессиональной деятельности людей, видоизменяются роль и функции человека при его взаимодействии с техникой.

Создание оптимальных человеко-машинных технологий существенно расширяет использование технических средств для облегчения и оздоровления труда, снижает число ошибок, допускаемых человеком в процессе трудовой деятельности. Быстрое развитие и усложнение техники, расширение условий эксплуатации ведут к возрастанию количества оперативных ошибок и их цены. Крупные аварии и катастрофы последних лет связаны с деятельностью операторов.

При изучении операторского труда в транспортных системах на первый план выдвигаются не процессы информационного обмена между машиной и человеком, а человек как субъект деятельности (носитель потребностей, мыслей, восприятий, чувств). Инженерная психология изучает и преобразует труд оператора, выполняющего функции управления сложной системой «человек-машина», его профессию в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: