| Характеристики | Человек | Машина |
| Способность интегрировать разнородные элементы в единую систему | Выраженная | Ограниченная |
| Способность к предвидению событий | Высокая | Ограниченная |
| Способность к решению нечетко сформулированных задач | Высокая | Ограниченная |
| Способность к распознаванию внешних ситуаций | Высокая | Ограниченная |
| Способность ориентироваться во времени и пространстве | Выраженная | Ограниченная |
| Диапазон способов переработки информации | Широкий | Ограничен |
| Способность формирования образов внешнего мира | Выраженная | Отсутствует |
| Способность генерировать идеи | Имеется | Отсутствует |
| Продолжительность непрерывной работы | Незначительная | Большая |
| Точность и скорость вычислений | Незначительная | Большая |
| Объем оперативной памяти | Ограничен | Значительный |
| Способность к обобщению | Имеется | Ограниченная |
| Способность к обучению | Хорошая | Плохая |
Несмотря на значительный прогресс в создании сложных технических систем, человек во многих случаях незаменим. Особенно это касается его возможностей по работе в условиях неполноты информации и использовании эвристических методов решения проблем. Кроме того, только человек обладает способностью учитывать разнокачественный, в том числе и социальный, опыт для достижения своих целей.
В то же время следует иметь в виду, что если в математико-логическом аспекте машине можно передать любую трудовую функцию, для которой составлена программа ее выполнения, то с психологической точки зрения (в отличие от этого) машине могут быть переданы только те функции, которые формализованы и психологически характеризуются тем, что они фиксированы и однозначно определены.
Возможны два основных варианта распределения функций: в первом - человек выполняет только операции контроля за машинным процессом решения задачи и утверждает решение; во втором - часть операций выполняется человеком и машиной совместно, иначе решение не может быть получено. Первый вариант - это своего рода параллельная организация взаимодействия человека с машиной, второй - его последовательная ("пошаговая") организация. Для того чтобы были реализованы все потенциальные возможности систем «человек — машина», необходим также правильный учет инженерно-психологических требований в процессе их производства и эксплуатации. Это приводит к необходимости создания единой системы инженерно-психологического обеспечения систем
«человек — машина» на всех этапах их жизненного цикла.
Инженерно-психологическое обеспечение - весь комплекс мероприятий, связанных с организацией учета человеческого фактора в процессе проектирования, производства и эксплуатации СЧМ.






