Опорное решение транспортной задачи

Опорным решением транспортной задачи называется любое допустимое решение, для которого вектор-условия, соответствующие положительным координатам, линейно независимы.

Ввиду того, что ранг системы векторов-условий транспортной задачи равен m+n-1, опорное решение не может иметь отличных от нуля координат более m+n-1. Число отличных от нуля координат невырожденного опорного решения равно m+n-1,а для вырожденного опорного решения меньше m+n-1

Любое допустимое решение транспортной задачи можно записать в ту же таблицу, что и исходные данные. Клетки таблицы транспортной задачи, в которых находится отличные от нуля или базисные нулевые перевозки, называются занятыми, остальные – незанятыми или свободными. Клетки таблицы нумеруются так, что клетка, содержащая перевозку , т.е. стоящая в i-й строке и j-м столбце, имеет номер (i,j). Каждой клетке с номером (i,j) соответствует переменная , которой соответствует вектор-условие .

Для того чтобы избежать трудоемких вычислений при проверке линейной независимости вектор-условий, соответствующих положительным координатам допустимого решения, вводят понятие цикла. Циклы также используются для перехода от одного опорного решения к другому.

Циклом называется такая последовательность клеток таблицы транспортной задачи (i1,j1), (i1,j2), (i2,j2), …, (ik,j1), в которой две и только две соседние клетки расположены в одной клетке или столбце, причем первая и последняя клетки также находятся в одной строке или столбце.

Цикл изображают в таблице транспортной задачи в виде замкнутой ломаной линии. В любой клетке цикла происходит поворот звена ломаной линии на 900. Простейшие циклы изображены на рис1, где звездочкой отмечены клетки таблицы, включенные в состав цикла.

* * * * * *

* * * *

* * * * * *

рис1.

Теорема3. (о взаимосвязи линейной зависимости векторов-условий и возможности образования цикла). Для того чтобы система векторов-условий транспортной задачи были линейно зависимой, необходимо и достаточно, чтобы из соответствующих клеток таблицы можно было выделить часть, которая образует цикл.

Доказательство. Необходимость. Пусть система, состоящая из n векторов линейно зависима. Тогда существует такой ненулевой набор чисел что справедливо равенство

. (10)

Пусть . Вектор имеет две равные единице координаты с номерами и m+ , остальные координаты равны нулю. В равенство (10) должен также входить вектор, у которого одна из этих координат равна единице и который следует умножить на коэффициент - , чтобы обеспечить равенство нуля этой координаты в линейной комбинации векторов. Пусть таким вектором будет вектор . Однако он имеет, кроме того, координату с номером m+ , равную единице. Следовательно, в равенство (10) должен также входить вектор с такой же единичной координатой и т.д.

В выбранной подобным образом последовательности векторов должен найтись вектор , у которого второй индекс совпадает со вторым индексом первого вектора. Данной последовательности векторов соответствует совокупность клеток таблицы транспортной задачи (i1,j1), (i1,j2), (i2,j2), …, (ik,j1), которая образует цикл.

Достаточность. Пусть из соответствующих векторов клеток (i,j) выбрана последовательность клеток, образующих цикл (i1,j1), (i1,j2), (i2,j2), …, (ik,j1). Нетрудно видеть, что .

Отсюда следует линейная зависимость рассматриваемой системы векторов. Теорема доказана полностью.

Следствие. Допустимое решение транспортной задачи Х=(), i=1,2,,…,m, j=1,2,…,n является опорным тогда и только тогда, когда из занятых им клеток таблицы нельзя образовать ни одного цикла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: