Ответственность перевозчика за просрочку доставки грузов, за несохранность принятого к перевозке груза

Ответственность перевозчика за просрочку в доставке грузов наступает при нарушении правил, изложенных в ст. 792 ГК РФ, согласно которым перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, указанные транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок. Мерами гражданско-правовой ответственности за просрочку в доставке груза являются штраф или пени.

Согласно КВВТ РФ за несоблюдение сроков доставки груза перевозчик уплачивает по требованию грузополучателя пени в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если он не докажет, что несоблюдение сроков доставки груза произошло вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Просрочка в доставке груза приобретает особое значение при перевозке скоропортящихся грузов. Срок транспортабельности таких грузов определяется грузоотправителем в зависимости от качественного состояния груза в момент отправки, его индивидуальных свойств и условий перевозки. Правила перевозок запрещают прием скоропортящихся грузов, срок транспортабельности которых менее срока доставки, а также если срок доставки превышает предусмотренные правилами предельные сроки перевозки таких грузов, поскольку иначе не может быть обеспечена сохранность перевозимого груза. Если в результате нарушения перевозчиком этих правил груз окажется испорченным, ответственность должна возлагаться на железную дорогу.

При морских перевозках перевозчик признается просрочившим доставку груза, если груз не выдан в порту выгрузки, предусмотренном договором морской перевозки груза, в срок, который определен соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения — в разумный срок, который требуется от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств. КТМ РФ не определяет конкретных мер ответственности. Стороны могут самостоятельно урегулировать вопросы ответственности за просрочку в доставке груза, размер которой не может превышать размера фрахта.

За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения воздушный перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом МРОТ за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 1|20ВКРФ).

Ответственность за несохранность груза. Под несохранностью понимают утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза.

Под утратой груза понимается невозможность перевозчика его выдать грузополучателю в течение установленных сроков. Согласно УЖТ утраченным считается не выданный грузополучателю груз по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки либо 4 месяцев со дня приема груза к перевозке в прямом смешанном сообщении. Факт утраты груза носит негативный характер. Он не фиксируется составлением коммерческого акта либо акта общей формы, а удостоверяется отметкой в квитанции о неприбытии груза, которая и служит основанием для предъявления требования к железной дороге о возмещении стоимости груза Утрата груза не означает его фактической гибели, поскольку он может быть ошибочно выдан другому лицу, задержаться в пути следования или затеряться на складе перевозчика.

Недостача груза означает разницу между количеством (массой) груза, указанным в транспортном документе, и фактическим количеством (массой) груза, прибывшим в пункт назначения.

Повреждение груза - такое понижение его качества, которое вызвано механическим нарушением его целостности (например, поломка, погнутость, потертость, бой и т.д. перевозимых предметов). Под повреждением может пониматься также утрата какой-либо части груза, составляющей одно целое с перевозимым предметом (например, утрата отдельных частей механизмов при перевозках сельскохозяйственной техники).

Порча груза - несоответствие качества груза, прибывшего в пункт назначения его первоначальному качеству, полная или частичная утрата грузом его полезных свойств. Это может быть вызвано химическими, биологическими или иными изменениями свойств груза в процессе перевозки (например, порча (гниение) яблок, рыбы и т.п.). Разделение несохранности по видам имеет практическое значение для документального оформления, предъявления претензий и исков к перевозчику и возмещения ущерба.

Следует обратить внимание на тот факт, что ст. 796 ГК РФ не предоставляет право транспортным уставам и кодексам предусматривать иные правила об освобождении перевозчика от ответственности за несохранность груза.

Так, железнодорожный перевозчик освобождается от ответственности за несохранность груза, если докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие следующих обстоятельств:

O причин, зависящих от грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя);

O особых естественных свойств перевозимых груза, грузобагажа;

O недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре груза, грузобагажа при приеме груза, грузобагажа для перевозки, либо применения тары, упаковки, не соответствующих свойствам груза, грузобагажа или принятым стандартам, при отсутствии следов повреждения тары, упаковки в пути.

Вместе с тем, если перевозчик, принимая груз, мог обнаружить при наружном осмотре тары и упаковки их дефекты, он не может быть освобожден от ответственности за несохранность груза.

O сдачи для перевозки груза (например, сахара, зерна), влажность которых превышает установленную норму.

КВВТРФ полностью воспроизводит требования ст. 796 ГК РФ об освобождении перевозчика от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза.

Автоперевозчики освобождается от ответственности за несохранность, если докажут, в частности, что причиной несохранности явились следующие обстоятельства: вина грузоотправителя (грузополучателя); особые естественные свойства перевозимого груза; недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке, или применение тары, не соответствующей свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути; сдачи груза к перевозке без указания в товарно-транспортных документах его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении; сдачи к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму.

Помимо перечисленных выше общих оснований освобождения перевозчика от ответственности за несохранность перевозимого груза, транспортные уставы предусматривают еще и специальные случаи. Например, КТМ РФ освобождает перевозчика от ответственности за утрату или повреждение принятого для перевозки груза, прибывшего в порт назначения: в исправных грузовых помещениях с исправными пломбами отправителя; доставленного в исправной таре без следов вскрытия в пути; перевозившегося в сопровождении представителя отправителя или получателя, если получатель не докажет, что утрата или повреждение принятого для перевозки груза произошли по вине перевозчика.

В соответствии с ГК РФ ущерб, причиненный при перевозке ГРУ за или багажа, возмещается перевозчиком:

O в случае утраты или недостачи груза — в размере стоимости утраченного или недостающего груза;

O в случае повреждения (порчи) груза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного — в размере его стоимости;

O в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза.

За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, принятого к воздушной перевозке без объявленной ценности, воздушный перевозчик несет ответственность в размере его стоимости, но не более чем в размере 2 установленных федеральным законом МРОТ за килограмм веса груза.

На морском транспорте общая сумма, уплачиваемая перевозчиком за несохранности груза, исчисляется исходя из стоимости груза в месте и в тот день, в которые груз был выгружен с судна в соответствии с договором морской перевозки груза. Стоимость груза определяется исходя из цены на товарной бирже или, если нет такой цены, исходя из существующей рыночной цены, а если нет ни той, ни другой цены — исходя из обычной стоимости грузов того же рода и качества (п.2 ст. 169 КТМРФ).

Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, возвращается отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость груза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: