Международные автомобильные перевозки

Доминирующую роль в международных перевозках груза продолжает играть автомо­бильный транспорт.

Его преимущества:

1. Манёвренность. Здесь имеется возможность обеспечить доставку грузов "от двери до двери". Сбор и доставка грузов могут быть выполнены без перегрузок, во все пункты, куда может доехать автомобиль.

2. Срочность и регулярность доставки. Ско­рость доставки грузов автомобилями, как правило, в 2-3 раза выше, чем по железной дороге. Время сбора и доставки грузов может быть назначено до­вольно точно. Это важно, когда для погрузки и выгрузки привлекают рабочую силу и когда прибытие груза синхронизировано с потребностями производства, строительных работ и клиентуры. Доставка может быть назначена на определённое время дня в определённых объёмах.

3. Упаковка. Часто упаковка требуется в меньших объёмах или даже не требуется вовсе по сравнению с перевозками другими видами транспорта.

Недостатки автомобильного транспорта:

1. Срочность разгрузки. Автомобили должны быть разгружены в сжатый срок. Незапланированное прибытие автомобилей может потребовать отвлечения работников на погрузочно-разгрузочные работы с дру­гих работ, иначе автомобиль и водитель будут простаивать.

2. Высокая стоимость. Обычно стоимость использования автомобиля оплачивается независимо от объёма загрузки по максимальной грузоподъёмности, без учёта массы и качества перевозимых грузов.

3. Ошибочная доставка. Если в одном автомобиле доставляется несколько отправок разным клиен­там, возможны ошибки в доставке грузов. Для исключения таких ошибок серьёзное внимание должно быть уделено маркировке и т.п.

4. Хищения. Грузы в автомобилях подвержены хищениям, а сами автомобили могут быть угнаны, если их оставлять без присмотра.

5. Малая грузоподъёмность. По сравнению с железнодорожным и водным транспортом грузоподъ­ёмность автомобилей мала. Это может привести к их неконкурентоспособности а случаях, когда имеются хорошие водные или железнодорожные пути.

Республика Беларусь является участницей таких международных кон­венций и соглашений, как: Конвенции о договоре международной дорож­ной перевозки грузов (КДПГ) от 19 мая 1956 г.; Таможенной конвенции о международной пе­ревозке грузов с применением книжки МДП (Кон­венция МДП) от 14 ноября 1975 г.; Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) от 30 сентября 1957 г.; Европейского соглашения о международных магистралях (СМА) от 15 ноября 1975 г.; Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 г.; Конвенции о дорожных знаках и сигналах от 8 ноября 1968г.;Таможенной конвенции, касающейся контей­неров, от 2 декабря 1972 г.; Таможенной конвенции по безопасным кон­тейнерам от 2 декабря 1972 г.; Конвенции о транзитной торговле внутриконтинентальных государств от 8 июля 1965 г.; Европейского соглашения, касающемуся ра­боты экипажей транспортных средств, производя­щих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), от 1 июля 1970г.; Европейского соглашения о важнейших ли­ниях международных комбинированных пере­возок и соответствующих объектах (СЛКП) от 1 февраля 1991 г.; Соглашению о единообразии условий офици­ального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудо­вания и частей механических транспортных средств от 20 марта 1958 г.; Конвенции о грузовой марке (LOAD LINES 1966);Таможенной конвенции о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров (Конвенция А.Т.А.) от 6 декабря 1961 г.; Конвенции о праве, применимом к дорожно-транспортным пришествиям, от 4 мая 1971 г.

Порядок взаимоотношений между грузоотправителями, перевозчиками и грузополуча­телями при осуществлении международных перевозок грузов регулируется Конвенцией о договоре международной перевозки грузов (Convention relative an contrat de transport international de Marchandises par Route) 1956 года, выработанной в рамках Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссией ООН. Конвенция опреде­ляет правовой механизм и устанавливает единообразие в условиях перевозки грузов в меж­дународном сообщении, способствующие более рациональному и эффективному их осуще­ствлению.

Положениями данной конвенции руководствуются европейские страны при заключении двусторонних соглашений о международных автомобильных перевозках. Беларусь присое­динилась к Конвенции 5 апреля 1993 года.

В соответствии со ст. 1 Конвенция CMR применяется ко всякому договору дорожной перевозки груза, если эта перевозка отвечает следующим условиям:

- возмездность, то есть осуществление перевозки за вознаграждение;

- место отправления и место сдачи груза находятся в различных государствах;

- место отправления и/или место сдачи груза находятся на территории государства – участника Конвенции.

Конвенция CMR не применяется к перевозкам, осуществляемым на основании международной почтовой конвенции, к перевозкам покойников к перевозкам мебели.

Договор перевозчика определяется междуна­родной товарно-транспортной накладной CMR, которая служит доказательством условий договора и удостоверением принятия груза перевозчиком. Накладная CMR составляется в соответствии с Конвенцией о договоре международной перевозки грузов.

Международная накладная автомобильного транспорта CMR (international consignment note) является документом, подтверждающим соглашение об автомобильных перевозках между отправителем и организацией-перевозчиком. Накладная CMR является именным доку­ментом, передача которого, а также передача прав на него, невозможны.

Первый экземпляр товарно-транспортной накладной передается грузоотправителю, второй сопровождает груз и передается грузополучателю, третий остается у перевозчика.

Согласно ст. 6 Конвенции CMR в накладной должны быть указаны: a) место и дата ее составления; b) имя и адрес отправителя; c) имя и адрес транспортера; d) место и дата принятия груза к перевозке и предусмотренное место его сдачи; e) имя и адрес получателя; f) принятое обозначение характера груза и способ его упаковки и в случае перевозки опасных грузов их обычно признанное обозначение; g) число грузовых мест, их особая разметка и номера; h) вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза; i) связанные с перевозкой расходы (провозная плата, дополнительные расходы, таможенные пошлины и сборы, а также прочие издержки с момента заключения договора до сдачи груза); j) инструкции, требуемые для выполнения таможенных формальностей, и иные; k) указание, что перевозка производится, независимо от всякой оговорки, с соблюдением порядка, установленного Конвенцией.

При принятии перевозчиком груза Конвенция возлагает на него обязанность проверить правильность данной накладной о количестве мест, их маркировке, внешнее состояние гру­за, его упаковки

Накладная оформляется как минимум в семи экземплярах. При перевозке в страны Западной Европы накладной CMR оформляется не менее чем на 12 листах. В страны Ближнего Востока (Турция Сирия, Ирак) накладная заполняется на английском языке, на другие страны – в основном на русском или на одном из иностранных языков.

В соответствии с договором о международной перевозке грузов перевозчик, грузоотпра­витель и грузополучатель несут материальную ответственность в случае нарушения своих обязательств. Перевозчик несёт ответственность за утрату, недостачу, порчу и повреж­дение груза, принятого к перевозке, а также просрочку в его доставке.

Конвенция определяет условия и пределы ответственности перевозчика[3].

Бремя доказывания того, что утрата, повреждение или просрочка произошли не по вине перевозчика, а, например, по вине грузоотправителя (грузополучателя, экспедитора), лежит на перевозчике. Однако перевозчик не может ссылаться для сложения с себя ответственности ни на дефекты автомобиля, которым он пользуется для выполнения перевозки, ни на вину лица, у которого был взят в аренду автомобиль.

Перевозчик освобожда­ется от ответственности, если несохранность груза или просрочка в доставке вызваны об­стоятельствами, которых перевозчик не мог избежать и последствия которых он не мог устранить, т.е. перевозчик не несет ответственность за нарушения, которые произошли по вине грузоотправителя или грузополучателя, вследствие особых естественных свойств груза, в результате особых обстоятельств, избежать которых или предотвратить которые он не смог.

При полной или частичной утрате груза перевозчиком размер ущерба определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его для перевозки. Стоимость груза определяется на основании биржевой котировки или, за отсутствием таковой, на основании текущей рыночной цены, или же, при отсутствии и той и другой, на основании обычной стоимости товара такого рода и качества.

В случае частичной утраты груза подлежат возмещению в пропорции, соответствующей размеру ущерба, плата за перевозку, таможенные сборы и пошлины, а также иные расходы, связанные с перевозкой груза, а в случае потери всего – за данные платежи возмещаются полностью.

Предел ответственности перевозчика ограничен установленным конвенцией максиму­мом 25 золотых швейцарских франков (10,64 доллара США) за килограмм недостающего веса брутто, если грузоотправителем не объявлена стоимость груза.

Ответственность перевозчика при просрочке в доставке груза выражается в возмещении доказанных грузовладельцем убытков, но в пределах провозной платы за груз

Сроки доставки груза определяются соглашением сторон, а если это не было сделано, таковым признаётся период времени, необходимый (с учётом всех обстоятельств, включая комплектование мелких отправок) для доставки груза разумным образом добросовестным перевозчиком. В случае просрочки доставки, если заявитель требования докажет, что просрочка нанесла ущерб, перевозчик должен возместить этот ущерб, размер которого не может превышать платы за перевозку.

Конвенцией CMR также предусмотрена обязанность перевозчика заплатить проценты на сумму, подлежащую возмещению, которая исчисляется из расчета 5 % годовых со дня направления перевозчику претензии в письменной форме или в случае, если претензия не предъявлялась - со дня предъявления иска.

Общий срок исковой давности опреде­лен в 1 год. Конвенцией не предусмотрено обязательное предъявле­ние претензии к перевозчику.

Получатель при доставке груза должен выплатить перевозчику соответствующие плате­жи. В случае спора по этому поводу перевозчик вправе задержать выдачу груза до предос­тавления ему соответствующего обеспечения



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: