Порядок составления коммерческого акта и акта общей формы

В случаях обнаружения при выгрузке повреждений вагонов (контейнеров), перевозчиком составляется акт общей формы в порядке, предусмотренном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.

Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

O несоответствия наименования, массы, количества мест груза данным, указанных в транспортной железнодорожной накладной;

O повреждения (порчи) груза и возможных причин такого повреждения;

O обнаружения груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза;

O возвращения перевозчику похищенного груза;

O непередачи перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение 24-х часов после оформления документов о выдаче груза. В данном случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя.

Коммерческий акт составляется перевозчиком в трех экземплярах на бланке установленной формы. Экземпляры коммерческого акта, составленного перевозчиком на станции назначения, распределяются следующим образом:

O первый экземпляр коммерческого акта используется перевозчиком для расследования обстоятельств, послуживших основанием для его составления;

O второй экземпляр выдается грузополучателю по его требованию;

O третий экземпляр остается на хранение в делах перевозчика.

Коммерческий акт подписывает грузополучатель или его уполномоченный представитель, если он участвует в проверке груза, и перевозчик. Коммерческий акт регистрируется в книге учета коммерческих актов перевозчика.

Содержание коммерческого акта не является бесспорным доказательством обстоятельств, изложенных в нем. При рассмотрении дела в суде он оценивается наряду с другими доказательствами. Однако без составления коммерческого акта соответствующие обстоятельства не могут подтверждаться другими доказательствами, а заявленный иск не подлежит рассмотрению.

Акт общей формы составляется на станциях для удостоверения следующих обстоятельств:

O утраты документов, приложенных грузоотправителем к накладной, отказа от подписания документов, предусматриваемых соответствующими правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом;

O различных случаев задержки и неподачи вагонов, локомотива перевозчика по причинам, зависящим от перевозчика, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования на всех этапах перевозки;

O неочистки вагонов, контейнеров от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя, подачи перевозчиком неочищенных вагонов, контейнеров под погрузку средствами грузоотправителя;

O отсутствия ЗПУ на вагоне, контейнере, несоответствия его данным, указанным в накладной, неисправности, повреждения или замены ЗПУ, обнаружения в пути следования неисправности, повреждения вагонов, контейнеров, угрожающих безопасности движения и сохранности перевозимых грузов;

O самовольного занятия перевозчиком и грузоотправителем вагонов, контейнеров, принадлежащих их контрагенту или арендованных ими;

O других случаев, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Акт общей формы на станциях отправления, назначения и в пути следования составляется перевозчиком в необходимом количестве экземпляров. При составлении акта общей формы в пути следования перевозчиком составляется, как правило, два экземпляра:

O первый экземпляр акта общей формы прикладывается к перевозочному документу;

O второй экземпляр акта общей формы хранится в делах перевозчика.

О составлении акта общей формы на оборотной стороне накладной в графе «Отметки перевозчика» делается отметка с указанием номера и даты составления акта общей формы, которая заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика.

В случае обнаружения недостачи, повреждения груза может быть проведена экспертиза по инициативе перевозчика или по требованию грузополучателя.

Экспертиза не проводится, если стоимость недостачи, повреждения груза не превышает размера МРОТ, а также если стоимость экспертизы превышает размер убытков. В этих случаях размер или причина недостачи, повреждения (порчи) груза и размер убытков определяются совместно перевозчиком и грузополучателем и указываются в коммерческом акте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: