ДТЭ:понятие и характеристика

Юридические лица и граждане вступают с организациями железнодорожного, морского, речного, воздушного, автомобильного транспорта в многочисленные отношения, связанные с перевозкой грузов. Все эти отношения оформляются договорами перевозки, которые способствуют движению сданных к перевозке грузов от пункта отправления до пункта назначения. При перевозке грузов кроме собственно транспортировки необходимо выполнить целый ряд вспомогательных операций, связанных с отправкой и получением груза: доставить груз в пункт отправления, сдать его органам транспорта и оформить эту сдачу перевозочными документами, при прибытии груза в пункт назначения он должен быть принят от органов транспорта и доставлен к месту нахождения получателя груза.

Как правило, когда такие перевозки представляют собой небольшой объем хозяйственной деятельности предприятий, эти операции выполняют сами отправители и получатели грузов. Однако в тех случаях, когда объем таких перевозок значителен, осуществление операций, связанных с доставкой грузов в пункты отправления и совершение других действий, поручается специальным организациям, которые по договорам с грузоотправителями, грузополучателями принимают на себя выполнение всех или части этих операций. Такие организации существуют и именуются экспедиционными, а заключаемые ими договоры именуются договорами экспедиции.

В договоре экспедиции участвуют экспедитор и клиент. Основная функция экспедитора заключается в том, что он обязуется за определенное вознаграждение выполнить операции, связанные со сдачей груза органам транспорта в целях его отправки и принятием груза от органов транспорта по его прибытии в пункт назначения.

Основные функции клиента заключаются в предоставлении груза, принятии его от экспедитора после его прибытия и уплате экспедитору соответствующего вознаграждения за оказанные услуги.

Таким образом, по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя, грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Из приведенного определения договора транспортной экспедиции можно сделать вывод, что это договор консенсуальный, взаимный и возмездный.

Таким образом, экспедитором может быть любое юридическое либо физическое лицо, получившее статус предпринимателя.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

O заявление о выдаче лицензии, в котором следует указать наименование организационно-правовой формы и места нахождения юридического лица, реквизитов расчетного счета в банке либо фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя, данные документов, удостоверяющих его личность; вид лицензируемой деятельности (с перечислением выполняемых услуг) и срока, в течение которого она будет осуществляться;

O копии учредительных документов с изменениями и дополнениями к ним и копию свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица либо копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;

O копию справки о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;

O копию документа о квалификации руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также данные о составе и квалификации специалистов;

O документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления о выдаче лицензии.

Экспедиционные услуги подлежат обязательной сертификации. Объектами сертификации являются процессы предоставления услуг, оказываемых до приема и после выдачи груза, в пути следования при перевозке грузов на различных видах транспорта. Сертификации подлежат транспортно-экспедиторские услуги, к которым предъявляются требования обеспечения безопасности на транспорте, сохранности перевозимых грузов, охраны окружающей среды. Сопутствующие услуги, предоставляемые грузоотправителям, могут подвергаться добровольной сертификации.

Отказ экспедитора от обязательной сертификации экспедиционных услуг, отрицательный результат сертификационных услуг влекут за собой приостановление или прекращение действия лицензии на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности.

Правовое регулирование транспортно-экспедиционной деятельности опирается на гл. 41 Гражданского кодекса РФ, в которой впервые на уровне закона установлена система правовых норм, регулирующих отношения, связанные с договором транспортной экспедиции. Нормы, содержащиеся в гл. 41, носят общий характер, поэтому в соответствии с п. 3 ст. 803 Гражданского кодекса в настоящее время уже разработан и принят специальный Закон о транспортно-экспедиционной деятельности. В статье 1 этого Закона установлено, что условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные законом, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Гражданским кодексом, определяются сторонами договора транспортной экспедиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: