Шаг в непознанное

ДЛЯ ПРОНИКНОВЕНИЯ В НЕПОЗНАННОЕ НУЖНО УМЕТЬ МАНИПУЛИРОВАТЬ ИНТЕНСИВНОСТЬЮ. ПОКА НЕ ЗАТРАГИВАЕТСЯ ИНТЕНСИВНОСТЬ, ТОЧКА СБОРКИ ОСТАЕТСЯ ЖЕСТКО ЗАКРЕПЛЕН­НОЙ, А ПЕРЕХОД К ЛЕВОЙ СТОРОНЕ ОСОЗНАН­НОСТИ И ВХОД В НЕПОЗНАННОЕ — НЕВОЗМОЖ­НЫМИ.

После того как воин разработал стратегию, ее следует приме­нить на практике, чтобы она принесла тот или иной резуль­тат. Однако правило сталкера в действительности представляет собой лишь определение параметров выбранного направления импровизации. Это очень важное соображение, о котором ни­когда не следует забывать, так как, имея дело с силой, человек не может заранее предугадать развитие предстоящей битвы и ее последствия. Можно быть уверенным лишь в том, что рано или поздно битва нахлынет на человека, словно волна океана жизни, и тогда разработанная стратегия позволит ему оседлать эту волну и держаться на ее гребне. Что произойдет после этого, куда поне­сет его волна — все это надежно скрыто в царстве непознанного. По этой причине Толтеки называли практическое применение стратегии шагом в непознанное.

Следует осознать, насколько подход воина отличается от подхода обычного человека. В течение своей жизни люди плани­руют ход своих действий так, как если бы могли в точности пре­дугадывать реальное течение событий; в тот миг, когда действи­тельность начинает развиваться совсем не так, как они ожидали или надеялись, люди немедленно бросаются искать способ выз­вать результат, совпадающий с их чаяниями. Такие люди счита­ют это надежностью своего образа жизни, но с точки зрения во­ина попытки воздейстовать на руку силы — откровенная глупость, опирающаяся на иллюзорное представление о том, что люди в силах управлять течениями в океане жизни.

Предаваться таким мыслям означает полностью лишиться здравого смысла. Человек не в состоянии повелевать силой — ведь это всеобщая сила; с другой стороны, поскольку сила являет­ся продуктом восприятия, человек действительно способен уп­равлять собственным уровнем восприятия, то есть его настрой­кой, а это, разумеется, определяет и его уровень личной силы. Таким образом, хотя человек не в состоянии управлять силой непосредственно, он вполне может выбирать любое восприятие событий своей жизни. Именно этим люди и занимаются; такое действие лежит в самой основе явления социальной обусловлен­ности, поскольку, несмотря на присущее человеку грубое ощу­щение отделенное™ от всего окружающего, все человеческие су­щества инстинктивно склонны к групповому сознанию — в ре­зультате им нравится подчиняться единодушию группы и, в осо­бенности, добиваться одобрения своих собратьев. Конечным ре­зультатом такого поведения становится то, что люди цепляются за всеобщий сон, словно это и есть окончательная реальность, и при этом навсегда приспосабливают свое восприятие к ограни­чениям этого сна. По этой причине люди не только ограничива­ют свое восприятие и сводят свое существование к жизни в рам­ках иллюзии, но и, хуже того, уменьшают свою личную силу, то есть сами лишают себя сил.

Поддержка всеобщего сна без затрагивания основ социаль­ной обусловленности требует относительно жесткого закрепле­ния точки сборки каждого человека на одном и том же уровне восприятия. Более того, поскольку человек постоянно стремится к ощущению надежности своего жизненного опыта, та позиция, в которой закрепляется точка сборки, всегда должна находиться в рамках познанного. С учетом того, что нам уже известно, мож­но сделать вывод, что всеобщий сон — и, следовательно, соци­альная обусловленность —зависит от той интенсивности, кото­рая закрепляется и поддерживается большей частью человечес­ких существ. Именно поэтому обычные люди склонны совер­шенно не замечать непознанного; при любом столкновении с ним они ведут себя так, словно это часть познанного, которая по каким-то причинам складывается «неправильным образом» и потому должна быть подчинена или отброшена, причем как можно скорее. Очевидно, что при таком отношении люди пос­тоянно мешают самим себе сознательно шагнуть в непознанное,

а их жизни превращаются в одностороннюю рациональность, в пределах которой непредвиденные проявления непознанного воспринимаются как полный беспорядок «удач» и «невезений».

Воин, однако, не относится к числу тех, кто цепляется за всеобщий сон или социальную обусловленность. По этой причи­не любая его стратегия нацелена на то, чтобы позволить ему сот­рудничать с проявляющимися в его жизни силами и скользить на гребне волне непознанного к своим потенциальным способ­ностям и своему предназначению. Вследствие этого для воина, который жаждет проникнуть в непознанное, основной целью разработки и применения стратегии является изменение своей интенсивности. В этом смысле следует напомнить о том, что предназначение воина заключается в полном и разумном сотруд­ничестве с целями его сновидящего; поскольку сновидящий уже жестко контролирует цель своего воплощения с помощью нап­равленного намерения, логично предположить, что воину необ­ходимо сделать свое восприятие достаточно подвижным для то­го, чтобы безупречно справляться со всеми возникающими испы­таниями.

Еще более важным является тот факт, что человек сам соз­дает себе жизненные испытания, пользуясь линиями напряжения в паутине своей жизни, а линии напряжения, в свою очередь, воз­никают в результате той интенсивности, которую человек выра­батывает при взаимодействии с окружающими во время акта восприятия. Таким образом, хотя человек не в силах избежать своей судьбы в том смысле, что не в силах изменить намерение своего сновидящего, он тем не менее способен властвовать над качеством своих испытаний, если научится управлять вырабаты­ваемой интенсивностью.

Власть над качеством своих испытаний не означает попытки предопределять течение своей жизни. Для пояснения этой раз­ницы я часто прибегаю к одной аналогии, сравнивая судьбу с путешествием. Если в этой жизни человеку суждено побывать в Риме, он так или иначе попадет туда, но то, как именно это слу­чится, целиком зависит от него самого. Осознает человек это или нет, но для того, чтобы оказаться в Риме, он создаст самые разно­образные испытания, которые направят его в нужную сторону. Одни из этих испытаний покажутся ему «хорошими», так как они обеспечат радостное и приятное путешествие; другие будут выглядеть «плохими», поскольку сделают путешествие неприят­ным и горестным. Человек в состоянии превратить свою дорогу в Рим либо в захватывающее приключение, либо в сущий кош­мар, когда ему будет казаться, будто его, брыкающегося и вопя­щего, тащат туда за волосы. Именно эта разница и означает уме­ние повелевать качеством своих испытаний.

И все же необходимо понимать, что интенсивность предс­тавляет собой лишь следствие того или иного уровня восприя­тия. Таким образом, если вы хотите изменить свою интенсив­ность и тем самым научиться управлять ею, вам следует стре­миться к изменению уровня восприятия и контролю над ним. Это непосредственно возвращает нас к принципу необходимос­ти иметь подвижную точку сборки, так как без такой текучести человек не в состоянии управлять своим уровнем восприятия и, соответственно, своей интенсивностью. Самый простой способ сделать свою точку сборки, подвижной заключается в том, чтобы учиться выслеживать свое восприятие; с другой стороны, луч­ший способ научиться этому сводится к умению толковать линии напряженности, проявляющиеся в вашей повседневной жизни, так как эти линии порождаются только интенсивностью. Научившись выявлять линии напряжения, вы можете перейти к изменению своего уровня восприятия и интенсивности — это достигается просто применением щита воина и практическими занятиями неделанием. Иными словами, если вы хотите истолко­вать линии напряжения своей обыденной жизни, а не доволь­ствоваться поверхностным значением событий, вы невольно на­чинаете принимать, не принимая, и верить, не веря; в результате ваше восприятие уже не закрепляется одержимостью, а точка сборки становится подвижной.

Однако для того, чтобы выявить линии напряженности обы­денной жизни, не говоря уже об их истолковании, воин должен быть бдительным, бесстрашным, полным уважения и очень спо­койным. Разумеется, это предполагает применение щита воина и одновременно возвращает нас к тому, что воин живет на грани, и в этом смысле вся его жизнь опирается на третий аспект прави­ла сталкера, а именно на то, что воин всегда готов сразиться нас­мерть прямо здесь и прямо сейчас. Следствия этого аспекта прави­ла сталкера выходят далеко за рамки данной книги, но самыми важными из них для текущего изложения являются тесно взаи­мосвязанные принципы шага в непознанное и жизни в текущем мгновении.

На примере Шона должно быть понятно, что, приступая к применению разработанной стратегии, он немедленно шагнет в непознанное в самом буквальном смысле этого слова, так как ис­ход этого события невозможно предугадать. Шон может быть уверен только в том, что в результате этого действия его жизнь изменится навсегда, а вместе с ней изменится и его восприятие как самого себя, так и своей жизни. Достаточно немного заду­маться, и становится ясно, что для обычного человека подобное непредсказуемое положение вещей равнозначно кошмару, но для воина все обстоит совсем иначе. Поскольку воин живет сво­ими испытаниями, такое положение дел является великолепным и представляет собой подтверждение того факта, что он стал дос­таточно текучим, чтобы суметь жить на грани, и достаточно сильным, чтобы выдержать трудности составления карты непоз­нанного. В случае Шона этот момент отмечает его проход к сво­боде, но для того, чтобы войти в этот проход, Шону следует об­думать следствия третьего постулата сталкинга во всей их глу­бине.

В третьем постулате сталкинга подчеркивается, что мир и события жизни человека совсем не такие, какими кажутся, — на самом деле они представляют собой бесконечную загадку. Более того, поскольку ощущение этой загадочности меняется при из­менении восприятия, сам человек также является частью этой тайны благодаря тому, что загадочность присуща самому акту восприятия. Вследствие этого для человека, подобного Шону, единственный практически осуществимый способ подхода к собственной жизни, начиная с такого мгновения, заключается в том, чтобы принимать, не принимая, и верить, не веря. Шон уже не может позволить себе относиться к событиям поверхностно и довольствоваться этим. Теперь для него чрезвычайно важно жить с надежным пониманием того, что каждый день, каждый миг его жизни придется провести на неизведанной территории, а каждый рассвет будет открывать перед ним новые горизонты непознанного.

Шаг в непознанное отнюдь не похож на обыкновенную про­гулку, — любое проникновение в непознанное представляет со­бой бесповоротное действие, навсегда изменяющее жизнь человека. Только те заблудшие души, которые хотят обрести силу во­ина, но не обладают необходимыми для этого самодисциплиной, уважением к себе и достоинством, мечтают врываться в непоз­нанное и покидать его по собственной воле. Иными словами, такие люди желают переходить в непознанное из контекста сво­ей текущей жизни, узнавать в непознанном нечто новое, а затем возвращаться к прежней жизни с этими знаниями. Хотя подоб­ные практики действительно возможны, они чрезвычайно опас­ны, так как таким людям не хватает ни трезвости, ни безупреч­ности. Шаг в непознанное в чем-то похож на близость к атомному реактору, так как в тот же миг, когда человек оказывается в не­познанном, все его существо заряжается невероятной энергией, которая приводит в действие необратимую цепную реакцию. Единственный способ справиться с этой цепной реакцией заклю­чается в том, чтобы отдаться ей и устремить свое намерение на полное преобразование. Благодаря такому преобразованию че­ловек становится неуязвимым к разрушительному воздействию «радиации», однако при отсутствии желания измениться не мо­жет быть и стремления стать по-настоящему безупречным вои­ном, и тогда практикующий в буквальном смысле слова подстав­ляет себя невероятно губительному влиянию «радиоактивнос­ти». В связи с этим читателю рекомендуется перечитать предс­тавленный в «Крике Орла» рассказ об искушениях силы в облике одного из четырех естественных врагов.

Итак, шаг в непознанное представляет собой акт, приводя­щий в действие процесс смерти, и сделать его безопасным поз­воляет только подчинение смерти. В этот момент своей подго­товки воин должен быть готовым расстаться со своей прежней жизнью во имя процесса трансформации. Воин должен прийти к знаниям полностью подготовленным к смерти, и ученик будет готов сделать все, что необходимо для превращения в воина, только в том случае, если эта трансформация становится актом выживания.

К принципу подчинения смерти не следует относиться по­верхностно, так как это совсем не то, что могут представить себе обычные люди. Подчинение смерти не только чрезвычайно важ­но для процесса трансформации, но и совершенно необходимо для достижения свободы. В конечном счете подчинение смерти является всего лишь естественным следствием умения жить на грани; поэтому его часто называют танцем на грани. Однако жизнь и танец на грани — не одно и то же. Жить на грани озна­чает, что воин достиг в своей жизни той стадии, когда его стре­мительно выталкивает в непознанное либо благодаря собствен­ным усилиям, либо в силу жизненных обстоятельств.

Оказавшись в непознанном, воин обнаруживает, что там его со всех сторон подстерегает целый ряд неведомых испытаний, требующих новых знаний, и любое небезупречное поведение оз­начает физическое, умственное или эмоциональное уничтоже­ние. С другой стороны, умение танцевать на грани означает при­обретенную способность воина уравновешивать трезвостью страх перед гибелью; эта способность позволяет ему оседлать лю­бую встретившуюся волну и скользить на ее гребне, так как неу­мение сделать это также означает уничтожение в той или иной форме. Иными словами, танец на грани представляет собой уме­ние, которое воин приобретает в результате того, что относится к смерти как к своему лучшему советчику, —ведь воин прекрас­но понимает, что поступать иначе означает отказаться признать существование стрелков Вселенной, чьи удары могут принести мгновенное уничтожение.

Таким образом, отношение к смерти как к лучшему советчи­ку сводится к признанию того, что у человека нет иного выбора, кроме освоения танца смерти, позволяющего танцевать на гра­ни.

Одним из глубочайших следствий принципа жизни на грани является то, что жизнь вечно нова, вечно обновляется. Вследс­твие этого воину, который живет на грани, жизнь никогда не кажется застывшей, повторяющейся или скучной — напротив, каждый миг его жизни наполнен благоговейным удивлением и захватывающими чудесами. Ученику не очень легко постичь это, так как большая часть учеников склонна считать слово «грань» чем-то вроде «внешнего края жизни», если читатель позволит мне использовать такое странное выражение. Я могу попытаться пояснить это только одним способом: путем аналогии, которая использовалась для этого с незапамятных времен. В ней жизнь сравнивается с огромным колесом — колесом жизни.

Кроме широкого обода, у колеса жизни есть множество спиц, отходящих от центральной ступицы. Большую часть чело­вечества следует отнести к ободу этого колеса, тех, кто продви­нулся несколько далее обычных людей, — к его спицам; одни из них ближе к ободу, а другие — к ступице. Те читатели, которые бывали в парках развлечений, знают, что центробежной силы на внешнем крае вращающегося колеса достаточно, чтобы вызвать у человека головокружение; обычно она настолько велика, что в буквальном смысле слова приковывает человека к одной точке. Иными словами, положение на ободе колеса жизни не только приводит в замешательство, но и удерживает человека на месте.

Однако следует понимать, что большая часть колес враща­ется под воздействием той круговой силы, которую сообщает им ступица, и поэтому то, что Толтеки называют гранью, достаточ­но буквально означает внутренний край ступицы колеса, то есть тот ее край, который находится ближе всего к ведущему валу; в рамках нашей аналогии он соответствует источнику проявлен­ной жизни. Там, в центре колеса, при твердом сосредоточении на ведущем вале, жизнь вовсе не выглядит вращающейся с такой головокружительной скоростью. На самом деле, по сравнению с внешним ободом и даже спицами, внутренний край ступицы ка­жется почти неподвижным и спокойным. С другой стороны, центробежная сила вдали от ступицы колеса вызывает такое впе­чатление, словно яростный ветер не дает человеку дышать; един­ственный способ остаться в живых заключается в том, чтобы противопоставить этой силе соответствующую центростреми­тельную силу. Это выражается следующим изречением:

В ЦЕНТРЕ КОЛЕСА ЖИЗНИ БУШУЕТ МОГУЧИЙ ВЕТЕР. И ЕДИНС­ТВЕННОЙ ЗАЩИТОЙ ВОИНА ОТ НЕГО ЯВЛЯЕТСЯ НЕСГИБАЕМОЕ НАМЕРЕНИЕ ДОСТИЧЬ ПОЛНОТЫ СВОЕЙ СУЩНОСТИ И СОХРА­НИТЬ ЕЕ. ТАК КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА ЭТОГО КОЛЕСА —ДУХ ЧЕЛО­ВЕКА.

Как подчеркивает приведенное изречение, именно намере­ние, нацеленное на достижение полноты сущности, позволяет воину отдалиться от обода колеса по направлению к ступице и удержаться в центре колеса. Следует помнить о том, что полнота сущности подразумевает такое состояние осознания, в котором нагваль, сновидящий и тональ воспринимаются как одно целое или, иными словами, тот уровень осознания, который лучше всего характеризуется словом «единение». Однако, как мы уже убедились, единение, или полнота сущности, возвращает нас не­посредственно к принципу группового сознания, в котором, впрочем, тоже есть только один нагваль, единый дух человека. Обращаясь ко второй главе данной книги, можно вспомнить и о том, что полнота сущности позволяет воину отправиться к цен­тру вращения трех колец и проникнуть в третье кольцо силы. Настоящему воину важно стремиться не только к безупречности,

но и к свободе —и того, и другого можно достичь только дости­жением полноты сущности.

Полноты сущности не достигнуть быстро и легко, но вопло­щение на практике всех фрагментов учений, изложенных к нас­тоящему моменту, будет приносить читателю все большую сте­пень безупречности и повысит его личную силу, а эти два качества приближают воина к возможности сбросить человеческую форму при переходе к полноте сущности. Что же именно называют жизнью на грани?

Извечная новизна жизни на грани заставляет воина жить в непрерывном состоянии движения и изменений, то есть непрес­танно подправлять свое восприятие жизни и мира в целом. Именно в этом заключается смысл понятия текучести воина и подвижности точки сборки, и все же сама по себе текучесть явля­ется не целью, а лишь средством достижения более великой цели — полноты сущности. Как уже известно из третьего постулата сталкинга, человек представляет собой загадку. Хотя благодаря второму постулату нам ясно, что долг человека заключается в том, чтобы разгадать эту тайну, не следует надеяться, что это когда-нибудь удастся сделать. Следствия этого вполне очевидны, но одновременно и потрясающи, так как необходимо осознать, что полнота сущности — не цель, но только необходимый ка­мень для перехода, с которого начинается еще более грандиозное путешествие и приключение познания самого себя.

Именно по этой причине с точки зрения настоящих Толтеков подлинное путешествие, то есть окончательное путешествие воина, начинается только после перехода к третьему вниманию и достижения воином полноты сущности. Вплоть до этого мо­мента путешествие заключается в изучении того, как из челове­ческого существа стать человеком. Тогда и только тогда, когда это существо становится человеком, оно способно пуститься в окон­чательное путешествие воина, чтобы постичь, что значит быть человеком в противоположность человеческому существу. Толь­ко после этого воин может стать Толтеком, то есть человеком знания. Этот факт с легкостью упускают из виду те беззаботные ученики, которые часто склонны забывать о том, что подлинным человеком является человеческое существо, сбросившее челове­ческую форму, по этой причине такие ученики ошибочно полага­ют, что смогут стать Толтеками, сохраняя человеческую форму.

Превращение в воина — не конечная цель, и любой, кто вступает на Путь Воина с желанием узнать, сколько времени потребуется ему для достижения такой «цели», обречен на неудачу. Подлинного состояния воина можно достичь, только научив­шись безупречно танцевать на грани и одновременно жить на этой грани. Признаком настоящего воина является определен­ный уровень осознания, а также свойство управлять этим осоз­нанием с таким умением, какого можно достичь только продол­жительным практическим опытом. Иного пути к знаниям и лич­ной силе воина попросту нет. То, какое время потребуется чело­веку для достижения такого уровня осознания и мастерства, за­висит только от самого человека, однако в любом случае подлин­ный прогресс возможен лишь после того, как ученик прекращает беспокоиться о своей воображаемой цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: