Изучение темы «Обособленные члены предложения»

Тема в школьном курсе изучается в 8 классе наряду с однородными членами, обращениями, вводными словами и предложениями, междометиями. Тема включается в понятие осложнение простого предложения.

В школьных учебниках нет чёткого определения понятия обособленных членов предложения. Обособление определяется как «один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания» (В.В. Бабайцева). Его следует связывать с понятием пунктуационно-смысловой отрезок, то есть пунктуационная единица речи, выделяемая соответствующими знаками препинания на письме и интонацией в устной речи.

Объясняя природу обособления второстепенных членов предложения, следует показать, что по своей структуре пунктуационно-смысловые отрезки бывают: 1) словными (У забора, у калитки, в ноябре расцвели маргаритки), 2) словосочетательными (У забора, у самой калитки, в ноябре расцвели маргаритки).

История вопроса. Существовали следующие взгляды на трактовку понятия обособленных членов предложения: у А.Х.Востокова – сложносокращённые придаточные предложения; у А.А.Потебни – особая синтаксическая категория, отличная от второстепенных членов и от придаточных предложений; у А.А.Шахматова – атрибутивно-предикативные члены предложения, совмещающие в себе функцию и второстепенных членов предложения и неких уточняющих конструкций; у А.М.Пешковского – разновидность второстепенных членов предложения, занимающих обособленное место в предложении. Последняя точка зрения была принята в практике школы.

Группы обособленных членов:

1) обособленные определения (согласованные/несогласованные; распространённые/нераспространённые) (По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою застенчивость);

2) обособленные приложения (разновидность определения) (Могучий лев, гроза лесов, лишился силы);

3) обособленные обстоятельства (выражаются деепричастиями и деепричастными оборотами и группами существительных с предлогами) (Лось стоял на дороге, высоко подняв свою красивую голову).

Примечание: обособленные дополнения рассматриваются как разновидность уточняющих обособленных членов предложения, как отдельная группа изучаются сравнительные обороты. Я ничего не слышал, кроме шума листьев.

Обособленные члены по школьному учебнику – это члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно. В этом определении отсутствует учёт грамматической структуры предложения.

При изучении обособленных членов следует учитывать единство между ними: 1) им свойствен оттенок добавочного сообщения, дополняющего главные члены предложения; 2) они выделяются интонационно и пунктуационно, благодаря чему приобретают большую самостоятельность в предложении; 3) в предложении они выполняют полупредикативную функцию, то есть при определённой коммуникативной задаче их легко переделать в главный член предложения или в придаточное предложение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: