1. Как представлена тема «Главные члены предложения» в школьном курсе синтаксиса? В каком классе и в каком объеме изучаются главные члены предложения?
2. Какие типы подлежащего изучаются в средней школе? Какова система упражнений при его изучении?
3. Какие типы сказуемого изучаются в средней школе? Каковы методы, приемы и упражнения при изучении сказуемого?
4. Какие второстепенные члены предложения изучаются в школе? Дайте типологию каждого второстепенного члена предложения. Какие трудности связаны с их изучением?
5. Какие типы односоставных предложения представлены в школе? Какие трудности связаны с их изучением?
6. Как представлена тема «Неполные предложения» в средней школе? В чем отличие неполных предложений от односоставных?
7. Каковы стилистические возможности односоставных и неполных предложений в русском языке и речи?
Задания
1. Изучите содержание разделов «Главные члены предложения», «Второстепенные члены предложения», «Односоставные предложения», «Неполные предложения» в действующих школьных учебниках 5, 8 классов. Заполните таблицу объема понятий, изучаемых в соответствующей теме:
Класс | Подлежащее | Сказуемое | Определение | Дополнение | Обстоятельство | Одноставные предложения | Неполные предложения |
5 кл. | |||||||
8 кл. |
- Разработайте таблицы, схемы, памятки, которые можно было бы использовать при изучении тем «Главные и второстепенные члены предложения», «Типы односоставных предложений».
- Предложите конкретные виды упражнений, которые можно было бы использовать при изучении данных тем, отработайте их на занятии.
- Подберите различные типы простых предложений для синтаксического разбора, произведите синтаксический разбор данных предложений. Подберите тексты из художественной или публицистической литературы, которые можно было бы использовать при изучении тем «Главные и второстепенные члены предложения», «Односоставные предложения», «Неполные предложения».
Литература
Архипова Е.В., Воителева Т.М., Дейкина А.Д. и др. Теория и практика обучения русскому языку: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Р.Б. Сабаткоева. – М., 2005.
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка. – М., 1991.
Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедева В.И. Методика преподавания русского языка. – М., 1974.
Блинов Г.И., Панов Б.Т. Практические и лабораторные занятия по методике русского языка. – М., 1986.
Быстрова Е.А., Львова С.И., Капинос В.И., Разумовская М.М и др. Обучение русскому языку в школе: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Дрофа, 2004.
Власенков А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. – М., 1973.
Методика преподавания русского языка / Под ред. М.Т. Баранова. – М., 2000.
Митрофанова О.Д., Костомаров В.Г. Методика преподавания русского. – М., 1990.
Напольнова Т.В., Пустовалов П.С. Практикум по методике преподавания русского языка. – М., 1976.
Основы методики русского языка в 4–8 классах / Под ред. А.В. Текучева и др. – М., 1983.
Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980.
Текучев А.В. Очерки по методике обучения русскому языку. – М., 1980.