Начиная со второй половины 1980-х гг. карачаевские и балкарские версии этногенеза стали более радикальными и этноцентристскими. У этого были, очевидно, две причины. Во-первых, местные ученые стали чувствовать себя свободнее и раскованнее по отношению к столичной науке, влияние которой в республиках значительно ослабло. Во-вторых, на фоне быстрых и глубоких социально-политических изменений люди остро ощутили свою личную причастность к политическому процессу, и в республиках обострилась борьба за власть между этнократическими элитами. В Кабардино-Балкарии усилились трения между балкарским меньшинством и кабардинским большинством, а в Карачаево-Черкесии - между карачаевским большинством и черкесским меньшинством. Возникла острая нужда в легитимизации своих претензий историей, и резко возросла потребность в славных престижных предках. Помимо указанных линий конфронтации дало о себе знать давнее символическое соперничество с осетинами из-за аланского наследия.
|
|
Основу населения Кабардино-Балкарии составляют три этнические группы: кабардинцы, балкарцы и русские. За период между 1989 и 1997 гг. их доля в населении республики изменилась следующим образом: кабардинцы и балкарцы несколько усилили свои позиции - соответственно с 48,2% до 51,9% и с 9,4% до 10%, а доля русских упала с 32% до 29,3% (Музаев 1999. С. 116; Боров, Думанов, Кажаров 1999. С. 164). Большинство населения Карачаево-Черкесии также составляют три группы - русские, карачаевцы и черкесы. За тот же период их соотношение претерпело следующие изменения: доля русских упала с 42.4% до 40,6%, а доля карачаевцев и черкесов повысилась соответственно с 31,2% до 33,7% и с 9,7% до 11,6% (Музаев 1999. С. 134; Нахушев 1998. С. 5). При этом обе республики были дотационными и переживали серьезные экономические трудности. Достаточно упомянуть, что весной 1995 г. уровень безработицы составлял в Кабардино-Балкарии 17,2%, а в Карачаево-Черкесии 18,3%, при том что в целом по Российской Федерации эта цифра составляла 7,8% (Ткаченко 1996. С. 68).
С конца 1980-х гг. в республиках активно действовали политизированные этнонациональные движения. При этом кабардинцев и черкесов заботила консолидация с адыгейцами и шапсугами в единую адыгскую этническую общность и увеличение ее численности путем репатриации зарубежных адыгов. А карачаевцы и балкарцы добивались доведения до конца процесса своей реабилитации, включая полное возвращение политических и территориальных прав. Кроме того, некоторые из их духовных лидеров также мечтали о единстве тюрков на Северном Кавказе и пытались конструировать единый карачаево-балкарский этнос [25]. Одним из первых это стал подчеркивать У. Б. Алиев, полностью отказавшийся от своего прежнего представления о двух народах (см.: Алиев 1960), В начале 1970-х гг. он уже настаивал на том, что карачаевцы и балкарцы были одним народом, искусственно разделенным после Октябрьской революции. Он сожалел о том, что отсутствие единого названия мешает их сплочению. Сам он теперь писал о «карачаево-балкарцах» (Алиев 1972. С. 8). Как свидетельствуют местные специалисты, в условиях малоземелья на Северном Кавказе важнейшим компонентом современной этничности является представление о четких границах этнических территорий; иными словами, наблюдается гипертрофирование «этнотерриториальной идентичности» (Битова и др. 1996. С. 17; Боров, Думанов, Кажаров 1999. С. 72). Это - плод советской национальной политики, установившей жесткую связь между этничностью и административно-территориальными подразделениями. Ведь, как верно подчеркивают ученые, границ между кабардинцами и балкарцами в современном смысле никогда прежде не было. Напротив, между ними издавна установились симбиотическис взаимоотношения, и в различные сезоны года то кабардинцы выпасали свои табуны на высокогорных балкарских землях, то балкарские пастухи спускались со своими стадами вниз по отрогам гор (Мизиев 1998. С. 73 - 75; Кумыков, Мизиев 1995. С. 108-109; Бекалдиев 2003. С. 103-104). Нелишне напомнить, что такой хозяйственный симбиоз был типичен для живущих рядом традиционных земледельческих и скотоводческих групп; он, в частности, был характерен для земледельцев-армян и скотоводов-азербайджанцев в Нагорном Карабахе. В этих условиях строгое этнотерриториальное размежевание представляет фактически неразрешимую задачу, и стремление современного государства к ее однозначному решению неизбежно провоцирует острый этнический конфликт (Ямсков 1998; Tishkov 1997. Р. 43-76).
|
|
Опасность такого конфликта была весьма ощутима в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии в 1990-х гг. Сознавая себя этническим меньшинством, уже однажды обиженным властями, балкарские националисты с подозрением относились к установлению либеральной демократии, от которой они не ожидали ничего, кроме дальнейшего ущемления своих прав. Их опасения стали оправдываться уже в начале 1990 г., когда на выборах в Верховный Совет Кабардино-Балкарской АССР они получили меньше депутатских мест, чем это было в предшествующие годы. Недовольство грозящей ей ролью вечного политического маргинала в республике привело к консолидации балкарской элиты, и она попыталась сделать ставку на «национально-территориальный суверенитет» (Боров, Думанов, Кажаров 1999. С. 107-109), вполне допускавшийся Декларацией о суверенитете Кабардино-Балкарии, принятой верховной властью республики 30 января 1991 г. (Бабич 1994. Т. 1. С. 60).
Это казалось тем более оправданным, что в октябре 1990 г. кабардинская национальная организация «Адыгэ Хасэ» (Адыгский Совет) выдвинула задачу «формирования федерации адыгских народов Кавказа», в сентябре 1991 г. конституировалась политическая партия «Адыгский национальный конгресс», поставившая своей целью «восстановление в полном объеме государственности адыгов на всей территории их проживания в РСФСР» (Бабич 1994. Т. 2. С. 105, 164), и кабардинские и черкесские интеллектуалы заговорили о перспективе создания «единого черкесского государства», которое бы включало Кабарду, Черкесию, Адыгею и часть Черноморского побережья (Смирнова 1993. С. 7: Кажаров 1994. С. 50). Правда, начиная с осени 1992 г. это положение исчезло из программных документов кабардинских националистов, хотя они не отказались от термина «адыгская нация» (см., напр.: Бабич 1994. Т. 2. С. 96) и активно культивируют общеадыгское этническое самосознание (Программа 1992; Акиева 1998. С. 70; Адыгэ Хасэ 2001. С. 146-147). Все же идея «единого государства адыгов» не была забыта, и временами она всплывала в выступлениях отдельных кабардинских (см., напр.: Бабич 1994. Т. 2. С. 156) и других адыгских интеллектуальных лидеров.
|
|
Однако в последние годы адыгские лидеры делают ставку прежде всего на культурную консолидацию: между адыгскими народами участились культурные и научные контакты, написана единая «История адыгов», создастся Адыгская энциклопедия, предпринимаются усилия по унификации отдельных адыгских языков и созданию общеадыгского литературного языка. Например, в ноябре 1999 г. в Нальчике состоялась региональная научная конференция, принявшая проект унификации алфавита и орфографических систем адыгских языков, призванный содействовать взаимопониманию адыгских народов (Бегидов 2003. С. 131-132). Огромную символическую роль играет и установление Дня памяти адыгов, отмечаемого всеми адыгами ежегодно 21 мая начиная с 1990 г. (Аккиева 2002. С. 263). Правда, тогда же вышло постановление Верховного Совета КБАССР о проведении ежегодно 8 марта Дня памяти жертв насильственного выселения балкарцев (Зумакулов 2001. С. 794-795).
Консолидации адыгов способствует мобилизованная память о выселении значительной их части в Османскую империю как печальном итоге Кавказской войны (Ханаху, Цветков 1995. С. 60). В исторической литературе, выпускавшейся адыгами в последние 10-15 лет, постоянно подчеркивалось, что в 1859-1864 гг. пределы России пришлось покинуть полумиллиону адыгов, причем до половины этих вынужденных переселенцев погибли в пути. Эти трагические события описываются как «геноцид адыгов» (Битова и др. 1996. С. 7; Кумыков 1994. С. 10-16; 2001. С. 22; Беджанов 1997. С. 103 - 107; Коков 1997: 2001а. С. 47; Бегидов 2003. С. 32, 34). В публикациях Международной черкесской ассоциации Кавказская война регулярно фигурирует как «русско-кавказская». Память о ее ужасах культивировалась в особенности в 1994 г. накануне 130-летнего юбилея ее окончания. Тогда у адыгских активистов вызывали тревогу попытки некоторых русских историков и политических деятелей оправдать действия царской армии на Северном Кавказе (см., напр.: Азаров, Марущенко 2001). Они видели в этом шовинизм и обращались к российским парламентариям и президенту Ельцину с просьбой осудить геноцид адыгов (К правдивой оценке 1994; Обращение 1994; Кумыков 1994. С. 20; Ханаху, Цветков 1995. С. 60). Один из них даже предлагал создать в Нальчике Музей истории геноцида и колонизации адыгского народа (Дзухэ 1994).
|
|
Ради солидарности с остальными адыгами и многими другими коренными народами Северного Кавказа кабардинцы даже готовы отказаться от популярной долгие годы версии о добровольном присоединении их предков к Московскому царству в 1557 г., юбилей чего был торжественно отпразднован в 1957 г. Едва ли не первым новую интерпретацию присоединения Кабарды к России озвучил кабардинский историк В. Н. Сокуров на совещании историков в Москве в 1989 г. В его формулировке в 1557 г. произошло не «вхождение», а принятие кабардинцев на службу Московскому государству при условии оказания тем военной помощи Кабарде. Иными словами, это был взаимовыгодный договор о союзе, а вовсе не принятие в подданство (Сокуров 1995). Вслед за ним это подхватили другие авторы (Беджанов 1997. С, 336; Ибрагимбейли 1998; Дзамихов 2001. С. 57-60), и начиная с 1994 г. эта версия стала входить в кабардино-балкарские учебники по истории (Кумыков, Мизиев 1995. С. 89; Бекалдиев 2003. С. 73). Теперь местные ученые полагают, что о вовлечении адыгов в административно-политическую систему Российского государства следует говорить начиная лишь с 1820-х (Бегидов 2003. С. 19-23) или даже 1860-х гг. (Битова и др. 1996. С. 7). Правда, это не помешало властям Кабардино-Балкарской Республики устроить в 1997 г. празднование 440-летия «добровольного присоединения» к России. Впрочем, мнение президента республики В. М. Кокова на этот счет, похоже, еще окончательно не определилось. В некоторых случаях он придерживается прежнего подхода (Коков 1997; 2001а. С. 434), но иногда трактует договор 1557 г. как заключение военно-политического союза между Россией и Кабардой, будто бы не посягавшего на независимость последней (Коков 2001а. С. 42-44).
Некоторые наблюдатели подозревают, что во всем этом следует видеть подготовку к строительству Великой Черкесии. Признаки этого они усматривают в следующих действиях адыгских лидеров: в упомянутом выше лозунге единого Адыгского государства, в создании Всемирной черкесской ассоциации в мае 1991 г. на I Всемирном адыгском конгрессе, в требованиях восстановления Шапсугского национального района на территории Краснодарского края, в прозвучавших в июне 1994 г. предложениях Адыгеи к Краснодарскому краю обменяться некоторыми территориями, с тем, чтобы Адыгея подучила общую границу с Карачаево-Черкесией и Абхазией (Пачегина 1994а) [26], в создании 25 июля 1997 г. Межпарламентского совета республик Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии (Шестаков 1991; Иванова 1992; Игнатенко, Салмин 1993. С. 97; Чернов 1995; Николаев 1998; Боташев 2001. С. 98: Малашенко 2001. С. 160; Царапкина 2001; Коркмазов 2002. С. 149: Максимов, Латышев 2005). Начиная с конца 1980-х гг. адыгские общественные организации призывали к репатриации зарубежных соотечественников (Налов 1989), и определенные шаги в этом направлении были сделаны в 1998-1999 гг., когда в Адыгею переселилось несколько десятков семей адыгов из Косова. Правда, надежды на большой приток репатриантов как будто бы не оправдались в 1990-х гг. Адыгея приняла всего 1106 потомков махаджиров, а Кабардино-Балкария-630. В последние годы этот ручеек стал вообще иссякать (Аккиева 2002. С. 92. См. также: Г. Чочиев 1997. С. 429; Smith 1998. Р. 94).
Во второй половине 1990-х гг. под эгидой Черкесской Международной академии наук готовилось восьмитомное издание по истории адыгов, в котором целый том должен был быть посвящен никогда не существовавшей «Республике Адыгов в составе СССР и России». Руководитель этого проекта с горечью замечал, что «адыги могли бы образовать государство еще в XIX веке, которое ныне не уступало бы по численности населения и размерам территории таким европейским странам, как Венгрия, Болгария, Австрия или Чехия» (Аутлев 1997. С. 108).
Миф о Великой Черкесии [27] порождает у карачаевцев и балкарцев опасение в том, что речь идет о деятельности, направленной против их насущных интересов (см., напр.: От редакции 1997; Обращение 1998; Абдуллаев 1998; Аланов 1998; Чомаев 1998; Байрамкулов 1999. С. 411-413; Джаппуев 1999; Лайпанов 1999; Червонная 1999. С. 94). В ответ на это их духовные лидеры и заговорили о необходимости карачаево-балкарского единства (Журтубаев 1991. С. 8; Джаппуев 1999. См. также: Урусов 1993. С. 7; Кучинаев 2001. С. 19). Вряд ли следует удивляться тому, что такой проект порождает жгучий интерес к общей истории. Вот почему в течение последних 15 лет наблюдался расцвет исторических концепций местных ревизионистов, специалистов и дилетантов, о чем речь пойдет ниже. Одна из таких концепций содержится в вышедшей недавно книге двух карачаевских авторов, заместителя директора Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований Р. С. Тебуева и заведующего сектором истории карачаевского отдела того же института Р. Т. Хатуева, с красноречивым названием «Очерки истории карачаево-балкарцев» (Тебуев, Хатуев 2002). Так к середине 1990-х гг. идея широких коалиций на основе этнического родства получила определенную популярность как у адыгов, так и у балкарцев и карачаевцев (Крицкий 1995. С. 77).
Одновременно карачаевцев беспокоят попытки нового пересмотра проблемы депортации и оправдания действий сталинского режима. Поэтому бурю возмущения у них вызвала в 1998 г. защита докторской диссертации майором милиции А. М. Гоновым, начальником кафедры государственно-правовых дисциплин нальчикского факультета Ростовской высшей школы МВД, по теме «Проблема депортации и реабилитации репрессированных народов Северного Кавказа: 20-90-е годы XX в.». Карачаевские ученые однозначно усмотрели в этой работе стремление придать юридическую основу акту депортации и потребовали привлечь автора к ответственности за пропаганду с целью воспрепятствовать реабилитации (Абдуллаев 1998; Керейтов и др. 1998; Тебуев, Хатуев 2002. С. 177). Другой повод для возмущения им дал один из популярных вузовских учебников по истории России. Говоря о причинах депортации народов Северного Кавказа, его авторы в качестве единственного «народа-отщепенца», якобы заслужившего своей участи, назвали карачаевцев, опираясь при этом исключительно на данные, полученные от работников НКВД (Мунчаев, Устинов 1997. С. 375). Это вызвало возмущение карачаевских интеллектуалов (Абдуллаев 1998), обратившихся с письмом протеста в Министерство образования РФ и в Верховный суд РФ. Видимо, их протест дошел до авторов учебника, и в следующем его издании те, сохранив прежний текст, уже не отважились приводить конкретные примеры «отщепенцев» (Мунчаев, Устинов 2002. С. 424).
В 1990-х гг. среди балкарцев, разочарованных крушением своих политических надежд на паритетное представительство, зрело недовольство властью доминирующего большинства, представленного кабардинцами, и складывалось представление о невозможности совместного обитания с кабардинцами и черкесами (Червонная 1999. С. 93—95). Среди их интеллектуальных лидеров было распространено убеждение в том, что понятие «кабардино-балкарский народ» было искусственным, что в республике ущемляются права балкарцев и что им там грозит ассимиляция, если они не получат своей собственной автономии (Биттиров 1991). В ответ кабардинские авторы доказывали, что, напротив, в республике ущемлялись права прежде всего кабардинцев. Они отмечали, что урбанизация гораздо меньше затронула кабардинцев, чем русских и балкарцев, и что такая же диспропорция наблюдалась в интеллектуальной (в культуре, просвещении, науке) и управленческой сферах (Унежев 1991).
Как бы то ни было, возникшее в 1989 г. балкарское национальное движение «Тере» связало вопрос о политической реабилитации балкарского народа с созданием национально-территориальной автономии, причем в тех границах Балкарии, которые существовали до марта 1944 г. (Бабич 1994. Т. 2. С. 176; Атабиев 1994. С. 197). Эта идея была озвучена на I съезде балкарского народа 30 марта 1991 г. и вошла в его резолюцию (Алиева 1993а. Т. 3. С. 308). В борьбе за паритет балкарские политические лидеры напоминали о том, что в январе 1922 г. Балкария и Кабарда объединились как две равноправные политические единицы. Следовательно, рассуждали они, в республике имелись два титульных народа, что требовало реформы государственного устройства на основе федеративного договора между Балкарией и Кабардой как суверенными политическими единицами. В принципе эту позицию разделяли и лидеры Конгресса кабардинского народа (Бабич 1994. Т. 2. С. 45-49, 53-54, 92). Вначале предложение о восстановлении районов Балкарии, существовавших к началу 1944 г., было одобрено Верховным Советом Кабардино-Балкарии, причем территориальную реабилитацию балкарцев предполагалось осуществить до 1 ноября 1991 г. (Бабич 1994. С. 54, 66, 85). Однако, опасаясь того, что реализация этих планов может привести к расколу республики, некоторые кабардинские лидеры в своей программе начали подчеркивать принцип целостности территориальных границ республики и установку на формирование гражданской нации — «народа Кабардино-Балкарии». Поэтому весной 1991 г. лидеры Адыгэ Хасэ высказались против восстановления прежних балкарских районов — ведь, во-первых, существовавшие до 1944 г. районы имели, на их взгляд, сугубо административный, а не национально-территориальный характер, а во-вторых, социально-демографическая ситуация с тех пор существенно изменилась. Выступая на I конференции кабардинского народа 9 апреля 1991 г., член Президиума Совета Адыгэ Хасэ X. Б. Хоконов предупреждал, что постановка вопроса об этнических границах может вызвать непредсказуемые последствия, чего следовало бы избегать. Эта позиция и была зафиксирована в резолюции конференции (Бабич 1994. С. 132-133, 136-141, 144; Боров, Думанов, Кажаров 1999. С. 112-116, 121-122).
Осенью 1991 г. политическая ситуация в республике значительно осложнилась. К этому времени местная власть переживала кризис, прежние руководители сложили свои полномочия, на сентябрьской сессии Верховного Совета была учреждена должность Президента Республики, и в ноябре проходила кампания по его выборам. Балкарцы, ожидавшие принятия принципиальных решений по своей реабилитации до этих выборов, были разочарованы тем, что этого так и не случилось. Поэтому 17 ноября 1991 г. они провели съезд балкарского народа, провозгласивший Республику Балкарию и национальный суверенитет балкарского народа (Бабич 1994. Т. 2. С. 183—184). Следует отметить, что руководство республики вовсе не было настроено тормозить процесс территориальной реабилитации балкарцев, и поначалу Верховный Совет Кабардино-Балкарии даже поддержал решения съезда балкарского народа (Бабич 1994. Т. 1. С. 100). Вместе с тем не прошло и месяца, как власти республики заняли более осторожную позицию, осознав, что суверенизация Балкарии способна вызвать острый межэтнический конфликт (Бабич 1994. Т. 1. С. 100—103). Однако лишь 21 июля 1994 г. парламент республики отменил вынесенное прежде решение о признании Республики Балкарии (Бегидов 2003. С. 49—50). Кабардинцы воспринимали планировавшееся балкарцами территориальное размежевание как шаг к полной государственной суверенизации Балкарии и сокращение своей исторической территории, что больно ударяло по их интересам. Между тем балкарцы действовали решительно, и о серьезности их намерений говорило образование Национального Совета балкарского народа (НСБН), избранного съездом балкарского народа в качестве высшего органа власти балкарцев между съездами. 29 декабря 1991 г. НСБН провел среди балкарцев референдум, участники которого с энтузиазмом поддержали план по созданию Республики Балкарии. В ответ 10—12 января 1992 г. был проведен съезд кабардинского народа, где было решено «восстановить суверенитет Кабардинской Республики в пределах исторической территории кабардинского народа», которая определялась границами 1863 г. (Бабич 1994. Т. 2. С. 13; Бегидов 2003. С. 53). На этот раз руководство Адыгэ Хасэ поддержало решение о территориальном размежевании (Бабич 1994. Т. 2. С. 148). На съезде был избран Конгресс кабардинского народа (ККН), наделявшийся властными полномочиями среди кабардинского народа. Подобно решениям балкарского съезда, эти решения также были поначалу одобрены Верховным Советом республики, и 20 февраля 1992 г. была создана специальная комиссия для реализации требований обоих съездов (Бабич 1994. Т. 1. С. 105, 109-110).
Однако упорядочивание порядка землепользования началось с лишения ряда малоземельных балкарских колхозов тех земель, которые они получили в 1957 г. Вслед за этим возникла цепная реакция земельных требований и исков со стороны колхозов, расположенных в спорных районах, причем, как правило, споры решались не в пользу балкарцев (Бабич 1994. Т. 1. С. 107, 111-112, 132; Т. 2. С. 230. 233: 1998. С. 152). В итоге в условиях слабости республиканской власти в 1992 г. в республике фактически возник этнополитический раскол. Его следствием стало резкое обострение межэтнических отношений вплоть до столкновений на национальной почве (Бабич 1994. Т. 1. С. 22-23, 103-104. 130-131: Т. 2. С. 202-203, 227-229, 240-241: 1998. С. 149-150; Боров, Думанов, Кажаров 1999. С. 148). В течение 1992—1993 гг. республиканское руководство всеми силами стремилось избежать кровавого конфликта и ослабить этнонационалистические настроения в обществе (Бабич 1994. Т. 1. С. 158—165; Боров, Думанов, Кажаров 1999. С. 133—154; Бегидов 2003. С. 54—55).
Отделение Балкарии в качестве суверенной республики неизбежно поднимало болезненный территориальный вопрос, вот уже более 150 лет осложняющий взаимоотношения между балкарцами и кабардинцами. Дело в том, что как отмечалось, до второй половины XIX в. между кабардинскими и балкарскими землями никогда не было строго демаркированной границы. Документы того времени свидетельствуют о том, что земли пограничных областей постоянно меняли своих владельцев. Скажем, если в первой половине XIX в. под давлением русских войск кабардинцы уходили все выше в горы и в ряде случаев селились на балкарских землях, то начиная с середины XIX в. балкарцы иногда основывали свои поселения на территории кабардинцев (Думанов 1991; Карданов 1993. С. 7, 11—15). При этом для балкарцев, самых богатых скотоводов Северного Кавказа, критическую роль в их хозяйственной системе играл доступ к предгорным весенним, летним и осенним пастбищам. Традиционно они по договоренности с кабардинскими князьями использовали принадлежавшие тем предгорные и равнинные пастбища (Кудашев 1991. С. 156, 172). Однако после того, как российские чиновники попытались четко разграничить кабардинские и балкарские территории, между балкарцами и кабардинцами начались земельные споры (Кудашев 1991. С. 165—171), и в итоге балкарцам пришлось арендовать земли у кабардинцев и сванов за большие деньги (Тульчинский 1903. С. 181, 185—186: Абаев 1992. С. 25, 35-36; Даудов 1997. С. 173). Попытка четко разграничить кабардинские и балкарские земли, имевшая место в 1863 г., провалилась (Кудашев 1991. С. 137, 150—153, 177—180; Карданов 1993. С. 8—11), и спуск горцев-балкарцев вниз по горным склонам продолжался. В 1920-е гг. они находили в этом поддержку у советской власти, что не могло нравиться кабардинцам (Бабич 1998. С. 148—149).
Масла в огонь подлила насильственная депортация балкарцев в 1944 г., после которой былые балкарские земли перестали использоваться и пришли в запустение, а высокогорные села оказались разрушенными (Зумакулов 2001. С. 314, 348—350). После возвращения на родину в 1957 г. балкарцам было запрещено селиться на своих традиционных высокогорных территориях, где были устроены национальные заказники, зоны отдыха, турбазы. С тех пор возникло немало населенных пунктов со смешанным кабардинско-балкарским населением (Хамдохова 1997. С. 168—169).
До недавнего времени все это не вызывало каких-либо затруднений: между кабардинцами и балкарцами установились дружеские взаимоотношения, заключалось немало межэтнических браков. Однако, с тех пор как в конце 1991 г. НСБН выступил с требованием образования Республики Балкарии, ситуация резко изменилась. Несмотря на уверения балкарских лидеров в том, что «никаких территориальных претензий друг к другу у балкарцев и кабардинцев нет» (Ахметова и др. 1991; Кому мешает 1991), неизбежно завязался территориальный спор, в котором обе стороны заняли достаточно жесткую позицию (Карданов 1993. С. 25). С обеих сторон раздавались призывы к учету «исторических границ» между Кабардой и Балкарией. Но так как такого рода строгих границ здесь никогда не было и в каждый исторический момент «этнические территории» выглядели по-разному, то остается неясным, где именно искать точку отсчета и какие границы следует считать «историческими». В то же время кабардинцам оказывается намного проще аргументировать свою позицию чем балкарцам. Ведь в силу своей колонизационной экспансии в XIV—XVI вв. кабардинцам удалось занять доминирующее положение на Северном Кавказе, сохранявшееся ими вплоть до включения этого региона в состав Российской империи. В целом данный период достаточно хорошо освещен источниками, и это не оставляет балкарцам надежды на то, чтобы убедительно обосновать свои территориальные притязания ссылкой на исторические документы.
Как уже отмечалось, поначалу балкарский проект территориальной реабилитации апеллировал к границам начала марта 1944 г., а кабардинцы вспомнили об акте территориального размежевания, составленном специальной государственной комиссией в 1863 г. (Калмыков 1996. С. 67: Хамдохова 1997. С. 169; Smith 1998. Р. 90). Для кабардинцев важность этого акта заключалась в том, что, во-первых, возвращение к нему помогло бы им вернуть значительные земельные массивы, потерянные как в последние десятилетия Российской империи, так и в советское время, а во-вторых, показался им надежным юридическим документом в постперестроечное время, когда все советское с катастрофической скоростью теряло свою легитимность. Поэтому кабардинские лидеры и историки объявили акт 1863 г. единственным в истории правовым обоснованием этнических границ между кабардинцами и балкарцами (Думанов 1991; Сохов 1991. С. 1; О результатах 1992; Гучев 1994. С. 19; Сокуров 1994. С. 38-40; Бабич 1994. Т. 2. С. 43, 50, 99-100; Карданов 1993. С. 25-27). Между тем балкарцам невозможно с этим согласиться, ибо иначе они потеряли бы добрую половину земель, которыми обладали к 1944 г., и вновь оказались бы зажатыми в высокогорных ущельях, плохо приспособленных для круглогодичного обитания. Последнее обрекло бы их на нищету и отсталость, в особенности учитывая тот факт, что бурные события XX в. навсегда лишили их традиционной хозяйственной системы (Атабиев 1994; Мизиев 1999).
Поэтому для обоснования своих земельных прав балкарские интеллектуалы обратились к весьма своеобразному документу, якобы созданному в начале XVIII в., где четко фиксировались границы между этнической территорией балкарцев и их соседями (Об итогах 1992; Бабич 1994. Т. 2. С. 244; Хутуев 1994. С. 255). Речь идет будто бы о случайной находке в фамильной башне Киркоковых, расположенной в с. Усхур в принадлежавшем балкарцам Хуламском ущелье. Первым об этом в 1895 г. сообщил балкарский просветитель, старшина Балкарского общества М. К. Абаев (1857-1928) (Абаев 1895), принимавший тогда активное участие в отстаивании балкарских прав на землю в их споре с кабардинцами. Однако если он сообщал об обнаружении одной каменной плиты (Абаев 1992. С. 13), то хороший знаток Северного Кавказа, землемер Терской области Н. П. Тульчинский писал уже о двух плитках с балкарскими надписями, выполненными арабским шрифтом. В одной из них якобы говорилось о разграничении балкарских земель и территорий, принадлежавших крымским ханам, с одной стороны, и русским властям, с другой. На другой плитке речь шла о более локальном земельном споре между местными крупными землевладельцами (Тульчинский 1903. С. 169). Вторая плитка сохранилась в Нальчикском музее и была обнаружена в 1950-е гг. известным советским кавказоведом и специалистом по местной эпиграфике Л. И. Лавровым (Лавров 1960. С. 97, 114-115). Однако ни Лавров (Лавров 1968. С. 50), ни изучавший эту надпись карачаевский лингвист С. Я. Байчоров (Байчоров 1982) не только не смогли дать ее полного литературного перевода, но и разошлись в том, земли какого владетеля представляли предмет спора. Все это лишь свидетельствует о сложности такого рода документов, чтение которых иной раз оказывается не под силу даже специалистам.
Иной оказалась судьба другого документа. Его следов в музеях не оказалось, и в свое время Лавров посчитал, что речь идет об одном и том же документе, по-разному прочитанном разными авторами (Лавров 1968. С. 50). Вслед за ним эту версию воспроизвел в своей докторской диссертации и И. М. Мизиев (Мизиев 1991а. С. 24-25). Позднее в Центральном государственном военно-историческом архиве СССР была найдена копия этого документа с русским переводом текста. Однако остается неизвестным, кто перевел документ, кто снял с него копию и как она попала в московский архив. Между тем, в отличие от рассмотренной выше надписи, этот документ на удивление оказался хорошо читаемым, и на него опирался балкарский юрист Б. А. Шаханов, отстаивая в 1908 г. земельные права балкарских таубиев (Шаханов 1991. С. 149—150, 167). В документе якобы говорилось следующее: «Между кабардинцами, крымцами и пятью горскими обществами возник спор из-за земли. Пять горских обществ: Балкар, Безенги, Хулам, Чегем и Баксан. Горские общества избрали Кайтукова Асланбека, кабардинцы Казаниева Жабаги, крымцы Сарсанова Баяна, и они сделали Тере — определили: с местности Татартюп до Терека, оттуда до равнины Кобана, оттуда до перевала Лескенского, оттуда до кургана Наречья, оттуда до Жамбаша и на Малку. Верхняя часть принадлежит пяти горским обществам.
С Таш-каласы (Воронцовка) до Татартюпа — владение крымское. От Таш-каласы вниз — владение русских. Свидетелями при этом были: из Крыма Агалар-хан, Отаров Отар; Отарова доставили горские общества. Писал Абдул-кади Халалов. Раджаб (месяц) в последних числах, в воскресенье 1127» (Шаханов 1991. С. 243).
Между тем не изученный никем из специалистов этот документ вызвал у кабардинцев вполне справедливые сомнения [28]. Ведь в указанное время (по разным авторам, между 1708 и 1715 гг. См.; Шаханов 1991. С. 243; Тульчинский 1903. С. 169: Абаев 1992. С. 13; Лавров I960. С. 97; Байчоров 1982. С. 138), по утверждению кабардинцев, их предки вели едва ли не постоянные войны с крымскими ханами, а южные пределы России тогда еще не достигали Кавказа (Мальбахов, Дзамихов 1996. С. 204-209; Дзамихов 2001. С. 89-91). Кроме того, Асланбек Кайтукин был кабардинским князем, и было бы странным, если бы он представлял на переговорах балкарские общества. Кабардинец Жабаги Казаноко (1685-1750) был известен как его помощник и никак не мог выступать от имени другой стороны. В указанное время он был еще слишком молод, чтобы считаться авторитетом в столь серьезном споре. Что касается Агалар-хана, то в истории Крыма он неизвестен (Сокуров 1994. С. 41—42; Карданов 1993. С. 26), зато известен правитель Кази-Кумуха, Алагар-бек, умерший в 1858 г. На самом деле ситуация была еще сложнее, ибо сами кабардинцы тогда разделились на две враждующие партии — баксановскую и кашкатовскую. Именно первая владела Баксанским ущельем, а Асланбек Кайтукин был одним из руководителей второй. В начале XVI11 в. первая партия поддерживала тесные отношения с крымцами, а вторая пыталась опираться на помощь России (Кокиев 1930. С. 78-79). Все это мало соответствовало содержанию приведенного выше документа.
Правда, в исконном сообщении М. Абаева Агалар-хан назывался кумыком, а Отаров Отар отождествлялся со сванским князем Дадешкилиани. Поэтому в окончательном заключении балкарских участников спора о границах Балкарии Агалар-хан назывался дагестанцем, и утверждалось, что граница проводилась между Балкарией и Кабардой, хотя в документе фигурировали только горские (балкарские), крымские (но, как когда-то подчеркивал М. Абаев, формально земли кабардинцев числились собственностью крымского хана) и русские владения. Наконец, по этой новой версии, надпись была вырезана на каменной стене, а не на плитке (Журтубаев 1991. С. 7; Хутуев 1994. С. 255). Позднее И. М. Мизиев утверждал, что она была нанесена на «межевую каменную плиту». Чтобы избежать уже возникшей путаницы, он произвольно датировал одну надпись 1709 годом, а другую 1715-м, не сообщая, что обе они имели одну и ту же дату - 1127 г. по хиджре (Мизиев 1998. С. 5, 84). Не сообщал он и того, почему в своей более ранней публикации он счел два этих документа за один и тот же письменный памятник, относившийся к 1715 г. (Мизиев 1991а. С. 24-25. Рис. 2). Одним словом, имеются все основания с подозрением относиться к рассматриваемому «документу» и допускать факт фальсификации. Между тем, карачаевские ученые продолжают демонстрировать хуламскую плитку как свидетельство своей давней письменной традиции и документ для изучения традиционной социальной структуры (Малкондуев 2001. С. 47-49; Тебуев, Хатуев 2002. С. 128). Сведения об этой плитке даже попали в выпущенный недавно школьный учебник по истории Кабардино-Балкарии (Бекалдиев 2003. С. 86). Любопытно, что в своей последней книге, стремясь обосновать максимальные пределы Балкарии в XVIII в., Мизиев утверждал, что «каких-либо узаконенных в документах границ между балкарцами и кабардинцами никогда не было». О хуламской находке он предпочел промолчать (Мизиев 1995. С. 54-57). Правда, в его посмертной публикации, отстаивавшей права балкарцев на спорные территории, снова упоминалась хуламская надпись как «серьезный исторический документ» (Мизиев 1999. С. 169-170).
Эта последняя из статей Мизиева интересна тем, что она окончательно открывает тайну его концепции. Ведь в очередной раз доказывая, что предки карачаевцев и балкарцев жили на Северном Кавказе с IV тыс. до н. э. и что кабардинцы появились там не ранее рубежа XV-XVI вв., он использовал эти построения для того, чтобы изобразить первых, безусловно, коренным населением, а последних-относительно недавними пришельцами. Это представлялось ему убедительным аргументом, позволявшим отстаивать права балкарцев на обширные территории лесистых предгорий, составлявшие предмет векового спора. И он доказывал, что балкарские земли простирались на север вплоть до Нальчика, и само название этого города он пытался связывать не с кабардинским, а с балкарским языком (Мизиев 1999. С. 146-148, 154-155, 170-171).
Как бы то ни было, идея о Балкарской Республике оказалась нереализованной. Социологический опрос населения в мае 1993 г. показал, что подавляющее большинство (87% кабардинцев, 79% балкарцев, 98% русских) поддержало идею единства республики (Хамдохова 1997. С. 170). В ноябре 1994 г. власти Кабардино-Балкарии провели выборочный опрос населения, оформленный как референдум. В селах его проведения проживала лишь треть общего балкарского населения республики. Под определенным нажимом 95,7% участников референдума высказались против разделения Кабардино-Балкарии и подписали воззвание о нелегитимности НСБН. После этого в ноябре 1994 г, был принят закон, по которому территория республики объявлялась неделимой, что должно было положить конец настроениям суверенизации. А 1 сентября 1997 г. была принята новая Конституция Кабардино-Балкарии, которая не только полностью исключала право народа на самоопределение, но даже не содержала упоминаний о «кабардинском народе» и «балкарском народе» как титульных этнических группах (Конституция 2001). По словам президента республики, это отражало принцип приоритета прав человека и гражданина независимо от национальности (Коков 1997).
Балкарские националисты усмотрели в таком решении дискриминацию и ушли в жесткую оппозицию к властям Кабардино-Балкарской Республики. Во второй половине 1990-х гг. они постоянно жаловались на ухудшение положения балкарского народа, и в их риторике звучали такие идеологемы, как «право народа на свою территорию», «балкарская государственность», «битва за собственный дом», «двуединая карачаево-балкарская нация». Они сетовали на замораживание реализации федерального Закона «О реабилитации репрессированных народов», на потерю балкарцами «правосубъектности титульного народа», на низкое представительство балкарцев во властных структурах, на нецелевое использование властями республики средств, выделенных на реабилитацию балкарского народа, на потерю балкарцами в ходе приватизации доступа к природным ресурсам и к приносящим большой доход предприятиям, лечебницам и туристическим организациям, расположенным на их этнической территории, на отсталость инфраструктуры в балкарских районах и высокую безработицу среди балкарцев (Городецкая 1996; Коваленко, Ибрагимбейли 1997; Обращение 1998; Музаев 1999. С. 124; Червонная 1999. С. 26; Джаппуев и др. 2001). Наконец, по словам балкарского лидера, Председателя Государственного Совета Балкарии Р. Джаппуева, балкарцев задевало то, что официальные представители власти перестали называть их «балкарским народом» и начали включать в категорию «кабардино-балкарцев» или использовали термин «балкарское население». Балкарцы видели в этом опасный знак, сигнализирующий о начале наступления против их собственной идентичности и превращение их в «политического изгоя и нищего на своей земле» (Джаппуев 1997; 1999; Джаппуев и др. 2001).
Между тем к середине 1990-х гг. республиканская власть усилила свои позиции и отказалась от обещаний, данных в начале 1992 г. Правда, некоторые меры по реабилитации балкарского народа были приняты: например, указом президента от 25 марта 1994 г. был учрежден «День возрождения балкарского народа» (28 марта), объявленный нерабочим, а в 2002 г. в Долинске был открыт мемориал жертвам политических репрессий (Зумакулов 2001. С. 6; Бекалдиев 2003. С. 289). Однако об образовании Балкарской Республики было прочно забыто, а те балкарские движения и организации, включая НСБН, которые продолжали на этом настаивать, подвергались гонениям. Балкарцы вновь подняли вопрос об образовании Балкарской Республики на съезде балкарского народа 17 ноября 1996 г., где был даже избран Государственный совет. Его возглавил отставной генерал-лейтенант С. У. Беппаев, бывший (с 1991 г.) командующий Закавказским военным округом, уволенный в запас после скандала, связанного с передачей Грузии запасов советских вооружений (Городецкая 1996). После съезда лидеры балкарского движения были обвинены в экстремизме, и все формальные балкарские организации были распущены. Тогда 18 ноября 1996 г. с помощью ОМОНа был разгромлен Общественно-политический центр балкарского народа и запрещена деятельность НСБН, общественно-политического объединения «Тере», Союза женщин Балкарии, Совета старейшин. В следующем году был закрыт печатный орган «Тере», газета «Балкарский форум». Многие руководители балкарского движения были арестованы и привлечены к суду (Гритчин 1997; Червонная 1999. С. 44-46, 50; Думанов 20016. С. 283-285; Кучмезова 2001. С. 209-212; Аккиева 2002. С. 285-286; Бегидов 2003. С, 59; Cornell 2001. Р. 267).
Обстановка накалилась до предела, и, по словам С. У. Беппаева, казаки Пятигорска и отряд из представителей репрессированных народов Северного Кавказа готовы были оказать балкарцам вооруженную помощь. Регион оказался на пороге серьезного вооруженного конфликта. В этих условиях Беппаев решил не рисковать и, заручившись поддержкой президента В. М. Кокова, выступил 28 ноября по местному телевидению с заявлением об отказе от решений недавно прошедшего съезда балкарского народа (Червонная 1999. С. 49).
В итоге балкарское движение оказалось расколотым и потеряло поддержку значительной части балкарской элиты (Аккиева 2002. С. 284). Другая часть чувствует себя обделенной и представляет нынешнюю ситуацию как превращение Кабардино-Балкарии демократическим путем в «реальную Кабарду», где отныне власть будет навсегда в руках кабардинцев (Джаппуев 1999; 2002; Червонная 1999. С. 40-41) [29]. Справедливости ради следует отметить, что еще в апреле 1996 г. судом была приостановлена деятельность Конгресса кабардинского народа.
После переизбрания 12 января 1997 г. президента В. М. Кокова на новый срок власти Кабардино-Балкарии подчеркнуто отмежевывались от поддержки, каких бы то ни было этнических движений и делали ставку на единство «народа Кабардино-Балкарии» и нерушимость границ республики. На эти цели была направлена вся пропагандистская машина, и в своих выступлениях высшие государственные чиновники старались делать акцент на исторических фактах, способных сплотить местные народы в единую нацию [30]. Именно по этой причине создатели новой конституции республики, принятой 1 сентября 1997 г., сознательно не включили в нее названия отдельных этнических групп. Большую роль сыграло и назначение председателем Кабинета министров X. Д. Чеченова, пользующегося высоким авторитетом у балкарцев.
Между тем в марте 1998 г. бывшему председателю НСБН С. У. Беппаеву при поддержке властей КБР удалось восстановить балкарское национальное движение под вывеской Общественной организации балкарского народа «Малкъар Ауазы» (Голос Балкарии) (Червонная 1999. С.