50; Аккиева 2002. С. 287). По словам Р. Джаппуева, он был переквалифицирован властями из «балкарского национал-экстремиста» в «главного балкарского миротворца, вождя и объединителя». Вокруг Беппаева группируются в основном балкарские чиновники, мобилизованные властями КБР на борьбу с «балкарскими национал-экстремистами» (Кучмезова 2001. С. 213-214). Этой организации противостоит избранный на съезде балкарского народа 17 ноября 1996 г. запрещенный властями КБР Государственный Совет Балкарии (ГСБ) во главе с Р. Джаппуевым. ГСБ не оставил мечты о создании суверенной балкарской автономии, но, в отличие от НСБН, включает и представителей русского населения, составляющего до 30% населения Балкарии (Кучмезова 2001. С. 208). При этом лидеры балкарского движения неизменно подчеркивают свою лояльность России и отвергают какие-либо сепаратистские проекты (Червонная 1999. С. 92-93). В марте 2005 г. представители балкарской интеллигенции обратились с письмом к представителю Президента России в Южном федеральном округе Дм. Козаку с жалобой на дискриминацию балкарцев. Это говорит о том, что обозначившийся на рубеже 1980-1990-х гг. конфликт продолжает тлеть и полумеры 1990-х гг. его отнюдь не упразднили.
Не менее динамично политический процесс происходил и в Карачаево-Черкесии. Многолетние требования о повышении ее политического статуса (Перечень 1989. С. 165) получили успешную реализацию в 1990-1991 гг. С весны 1989 г. там действовало национально-культурное общество «Джа-магъат» (Сообщество), важнейшей целью которого было восстановление карачаевской автономии в границах ноября 1943 г. В 1989-1990 гг. ему удалось собрать в пользу этого более 70 тыс. подписей. На II конгрессе народов Карачая 9 июня 1990 г. по инициативе «Джамагъата» была принята «Декларация о провозглашении Карачаевской республики». Под влиянием этого сугубо символического акта Чрезвычайный съезд карачаевских депутатов всех уровней принял 17 ноября 1990 г. «Декларацию о государственном суверенитете Карачаевской республики». Между тем тогда же Совет народных депутатов КЧАО вынес решение о провозглашении КЧАО Советской Социалистической Республикой. А 3 июля 1991 г. Карачаево-Черкесская автономная область вышла из состава Ставропольского края и объявила себя Карачаево-Черкесской республикой (КЧР) в составе РСФСР (Червонная 1999. С. 36). Это было узаконено Указом Президента РСФСР Б. Н. Ельцина, и в декабре 1992 г. ее новое название получило официальное подтверждение.
Однако лидеры «Джамагъата» усмотрели в этом отвлекающий маневр, предпринятый местными чиновниками для сохранения своей власти. В марте 1991 г. общество «Джамагъат» было преобразовано в карачаевскую организацию «Демократический Джамагъат», одним из сопредседателей которой стал уже известный нам профессор К. Т. Лайпанов. Подобно балкарцам, карачаевцы восприняли Закон «О реабилитации репрессированных народов» как признание их права на восстановление своего национально-государственного образования (Лайпанов, Костинский 1992; Goldenberg 1994. Р. 205). Поэтому в июле 1991 г. лидеры «Джамагъата» инициировали созыв Чрезвычайного съезда карачаевского народа, провозгласившего воссоздание суверенной Республики Карачай (РК) в границах 1943 г. и сформировавшего Национальный совет как Временное правительство РК. В ноябре 1991 г. впервые за все советские годы была отмечена скорбная годовщина депортации 1943 г. Торжественный митинг на площади Свободы в Карачаевске перерос в бессрочную демонстрацию, заставившую очередную сессию Областного совета КЧР объявить 3 декабря 1991 г. о разделении республики на две самостоятельные автономии - Карачаевскую и Черкесскую. В соответствии с этим решением президент Б.Н. Ельцин направил 5 февраля 1992 г. в Верховный Совет РФ законопроект о восстановлении Карачаевской республики. Однако, предвидя свое поражение при таком развитии событий, власти КЧР добились отсрочки рассмотрения этого законопроекта (Червонная 1999. С. 37).
Чтобы его полностью заблокировать, они включили в состав «субъектообразующих народов республики» помимо карачаевцев и черкесов также абазин, ногайцев и русских (Алиева 1993а. Т. 3. С. 389-290). Это привело к цепной реакции суверенизации, и к началу 1992 г. различными местными этническими группами были провозглашены пять республик и три автономии (Обращение 1992; Смирнова 1993. С. 19-21; Музаев 1999. С. 141; Goldenberg 1994. Р. 206; Smith 1998. Р. 89). В республике назревали межэтнические конфликты, грозившие тяжелейшими последствиями. Поэтому местные власти поспешили провести 28 марта 1992 г. референдум, показавший, что подавляющее большинство населения (78,6%) не поддерживало расчленение республики по этническому признаку. Правда, установка на единство республики не нашла отклика в районах традиционного расселения карачаевцев и русского казачества; не было единогласия и в г. Карачаевске (Опрос 1992). После этого «Демократический Джамагъат», не признавший результатов референдума, организовал несколько митингов протеста. Но с укреплением республиканской власти, поддержанной федеральным центром, радикальное крыло карачаевского национального движения потеряло массовую поддержку, а его умеренные лидеры отказались от планов восстановления карачаевской автономии. Ельцину пришлось отозвать назад свой законопроект, и сегодня мало кто из карачаевцев верит в возможность восстановления своей республики (Музаев 1999. С. 135-137; Червонная 1999. С. 38-39).
Проект «карачаево-балкарского единения» требовал своего идеологического оформления. Поэтому в 1990-х гг. карачаевские и балкарские интеллектуалы, и политические лидеры всячески культивировали среди своих народов «аланское» самосознание, полагая, что это будет способствовать их консолидации. В выходившей в 1991-1996 гг. газете «Балкарский форум» декларировалось, что она публикуется «на русском и карачаево-балкарском (аланском) языках». В 1990 г. известный карачаевский филолог С. Я. Байчоров создал малое предприятие «Карачаевский институт памятников письма и языка» (вскоре он был переименован в Карачаевский институт-музей эпиграфики «Сослан») и с 1993 г. выпускал в Карачаевске историко-филологический вестник под названием «Алания». Там он из номера в номер публиковал свою монографию «Карачай в тысячелетиях», доказывая, что основными предками карачаевцев и балкарцев были аланы и булгары, а вовсе не половцы (Байчоров 1993а; 19936).
В начале 1990-х гг. в Кисловодске карачаевцы создали культурное общество «Алан», занимающееся возрождением народных традиций. С 1998 г. в Москве выходит популярный карачаево-балкарский журнал «Ас-Алан», который выпускает карачаевский поэт, сопредседатель «Демократического Джамагъата» Билал Лайпанов. 14 марта 1998 г. в Черкесске под руководством главы строительного треста Карачаево-Черкесии А. А. Катчиева была создана Межрегиональная карачаевская ассоциация «Алан», призванная представлять интересы карачаевского народа. В нее вошли «Джамагъат», общественно-политические организации «Шохлукъ» и кисло-водский «Алан», московская Лига карачаевского народа, Фонд развития и реабилитации карачаевского народа «Алания» и ряд других организаций (Абдуллаев 1998; Червонная 1999. С. 59-60). 6 января 2001 г. она объединилась с организацией балкарского народа «Малкъар Ауазы» в Межрегиональную общественно-политическую организацию «Алан» для совместного решения общих проблем (Музаев 1999. С. 138; Губогло, Сохроков 2001. С. 293-297). Одной из задач новой организации значилось «восстановление объективной истории наших народов» (Аккиева 2002. С. 288). Наконец, на своем съезде в Нальчике 25 мая 2002 г. карачаевские и балкарские активисты объединились с дигорскими и образовали единую общественную организацию «Алан» во главе с Беппаевым, причем и он, и остальные лидеры этого движения умело демонстрируют свою лояльность местным властям. Поэтому этот съезд получил тогда поддержку президента Кабардино-Балкарии В. М. Кокова и президента Карачаево-Черкесии B.М. Семенова, друга и соратника Беппаева.
Аналогичным образом организованное в конце 1989 г. черкесами общество «Адыгэ Хасэ» вначале ставило своей задачей, прежде всего воссоздание этнокультурного единства всех адыгов. В ответ на автономистские устремления карачаевских лидеров руководители черкесского и абазинского национальных движений объявили осенью 1991 г. о своих намерениях также бороться за автономию своих народов. Большую активность проявили и казаки Краснодарского края, выступившие с требованием создать на основе Зеленчукского и Урупского районов Зеленчукско-Урупскую республику, вывести се из состава Карачаево-Черкесии и передать соседнему Краснодарскому краю [31]. Летом 1992 г. на этой почве происходили стычки между казаками и местной милицией (Алиева 1993а. Т. 3. С. 268; Леонтьева 1992; Смирнова 1993.C. 20). Подъем таких настроений пришелся на 1994 г., когда стало ясно, что ключевые посты в республике оказались в руках карачаевцев. Ростом влияния карачаевцев в республике обеспокоились, прежде всего, казачьи круги и местное общество «Русь». На своем съезде 9 июня 1994 г. они призывали к введению атаманского правления, а депутат от КЧР в Совете Федерации РФ Стригин заявил, что карачаевский народ обречен на полное уничтожение. У карачаевцев это вызвало бурю возмущения, и для предотвращения нежелательных эксцессов в Черкесск были введены войска. Тем не менее, антикарачаевские лозунги звучали и на новом съезде общества "Русь» 9 января 1995 г. (Лайпанов и др. 2001. С. 180-181).
В декабре 1994 г. по инициативе черкесских радикалов собрался I съезд черкесского народа, заявивший о невозможности оставаться вместе с карачаевцами в одной республике и необходимости воссоздания Черкесской АО в составе Ставропольского края. Тогда же свои претензии на автономию вновь высказали абазины и ногайцы. Однако к лету 1995 г. эти настроения резко пошли на убыль (Музаев 1999. С. 138-139; Лайпанов и др. 2001. С. 181).
Быстрое увеличение числа карачаевцев среди высших должностных лиц республики воспринимается с неудовольствием остальными ее жителями, и прежде всего русскими, господствовавшими во властных структурах в советское время (Музаев 1999. С. 140). Сложность политической ситуации усугублялась тем, что главой республики долгие годы оставался бывший советский чиновник, карачаевец В. И. Хубиев, назначенный на эту должность президентом Ельциным, а не избранный свободным волеизъявлением народа. Окружив себя доверенными лицами, Хубиев не только тормозил все реформы, но делал все возможное, чтобы не допустить к высшим органам власти черкесов. Так, в 1997 г. в борьбе против растущего влияния черкесского бизнесмена С. Э. Дерева Хубиев даже был готов поддержать планы местного славянского движения «Русь», потребовавшего, чтобы мэром Черкесска мог быть только русский по национальности (Леонтьева 1997). Тем не менее, Дерев эти выборы выиграл.
16 мая 1999 г. в Карачаево-Черкесии состоялись первые демократические выборы президента республики, за место которого соперничали бывший советский генерал, советник Министерства обороны РФ, карачаевец В. М. Семенов, и мэр Черкесска, черкесский бизнесмен С. Э. Дерев. Они проходили в драматической борьбе, накал которой определялся апелляцией обеих сторон к этническим идеям и символам. Борьба шла за русский электорат, и немалую роль в победе Семенова сыграло запугивание русских избирателей идеей «Великой Черкесии», чем искусно пользовался его штаб, настраивая людей против его соперника. Взрывоопасная ситуация, создавшаяся после выборов, когда лидеры черкесов и абазин открыто призывали к пересмотру результатов голосования, неповиновению властям и «возвращению в родной Ставропольский край», была преодолена с огромным трудом (Червонная 1999. С. 62-88; Шерматова 1999а; Панов 1999; Язькова 1999), Между тем некоторые обозреватели тогда полагали, что пассивность федеральной власти и ее нежелание принять радикальную административную реформу может в дальнейшем привести к распаду Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии (Балытников 1999).
Однако этого не произошло. Напротив, 31 августа 2003 г. в Карачаево-Черкесии прошли новые выборы президента, и на них незначительным большинством голосов победу одержал глава Управления Центробанка РФ по республике М. Батдыев. При нем на проходивших в марте 2004 г. выборах в Национальное собрание республики карачаевцы получили там абсолютное большинство. Похоже, власть генералов на Северном Кавказе заканчивается и им на смену приходят бизнесмены, лучше подготовленные к руководству республиками в условиях рыночных отношений. Все же по экономическим показателям КЧР значительно отстает от других республик РФ: она дотируется из федерального бюджета на 90%, безработица там составляет 57%, а зарплаты отличаются самым низким уровнем в РФ.
Приход к власти нового президента не привел к стабильности. В октябре-ноябре 2004 г. республика вновь была взбудоражена в связи с убийством семи бизнесменов-карачаевцев на даче А. Каитова, зятя президента. Преступление произошло из-за передела собственности, и 9 ноября люди даже захватили Дом правительства, требуя, чтобы Батдыев ушел в отставку. Федеральным властям потребовалось немало усилий, чтобы восстановить спокойствие в республике.