double arrow

ФРАНЦУЗСКОЕ СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ТЕАТР ФРАНЦУЗСКОЙ КОМЕДИИ: ТРАГИЧЕСКИЕ АКТЕРЫ

Основным театром, на сцене которого получали воплощение произведения французской драматургии, 'был театр Француз­ской Комедии (Comedie Francaise). Он сохранял в течение всего XVIII века до самой революции положение монопольного коро­левского драматического театра Парижа, тесно связанного с двором и аристократией. Его актеры именовались «ординарны­ми актерами короля» и были подчинены четырем придворным сановникам, так называемым камер-юнкерам, которые по.оче­реди управляли театром, сменяясь каждый месяц. Власть камер-юнкеров в театре значительно возросла после смерти Людовика XIV. В 1719 году камер-юнкеры ввели предвари­тельный просмотр всех пьес, намеченных к постановке, стали 'вмешиваться в распределение ролей, в вопросы приема в труп­пу новых членов и т. д. Помимо камер-юнкеров в работу театра Французской Комедии вмешивались другие придворные санов­ники и министры, имеющие в труппе своих фаворитов и особен­но фавориток. Эта система протекционизма порождала у акте­ров королевского театра угодливость по отношению к высшей знати.

Несмотря на привилегированное положение театра Фран­цузской Комедии, его актеры по-прежнему были фактически лишены гражданских прав. Хотя уже в 1641 году Людо­вик XIII снял «бесчестие» с актерской профессии, церковь за­частую отказывалась хоронить и даже венчать актеров по цер­ковному обряду.

Вся жизнь актеров королевского театра представляла со­бой цепь унижений. Унизителен был, например, укоренившийся с середины XVII столетия обычай отводить места для знатных зрителей по бокам авансцены. Нахальное поведение аристокра­тов, которые позволяли себе во время спектакля шуметь, дви­гать стулья, разговаривать вслух о своих делах и отпускать презрительные замечания, глубоко оскорбляло актеров. Когда же актеры не выдерживали и давали отпор «золотой молодежи», они же оказывались виноватыми. Так, однажды актер Кино-Дюфрен призвал к порядку расходившихся зрителей авансце-

ны; в ответ на это во время следующего спектакля зрители шумно потребовали, чтобы он попросил у них извинения. Кино-Дюфрен повиновался и так начал свою речь: «Господа, никогда я так не ощущал униженность актера, как в эту минуту». Демо­кратические зрители партера не дали ему окончить и покрыли его слова аплодисментами.

Актерский коллектив театра Французской Комедии был. далеко не однородным. Наряду с актерами, заискивавшими пе­ред двором и аристократией, были также актеры, настроенные независимо и тяготевшие к просветителям.

Лучшие представители французского театра эпохи Просве­щения поднимали голос протеста против униженного положения актеров. Начал эту борьбу ученик Мольера Барон. Еще боль­шее значение имела борьба за гражданскую эмансипацию акте-ров, проведенная Клерон, которая пыталась добиться претворе­ния в жизнь указа Людовика XIII о снятии бесчестия с актерской профессии. Все французские просветители во главе с Вольтером поддерживали Клерон. Однако из этих хлопот Кле-рон ничего не вышло. В 1765 году она уговорила своих това­рищей Лекена и Моле бойкотировать актера Дюбуа, уличенного

в жульничестве. Но Дюбуа пользовался покровительством двора и потому остался в труппе, а строптивые актеры были заключены в тюрьму. Выпущенная из тюрьмы Клерон заявила, что уйдет из театра, если актеры не будут уравнены в правах с другими гражданами. Условие это было отвергнуто, и в каче­стве вызова знаменитая актриса ушла со сцены в момент выс­шего расцвета своих творческих сил.

Передовая критика постоянно выражала недовольство ре­пертуаром королевского театра и добивалась постановки на его сцене новой, просветительской драматургии. Просветители боролись за театр Французской Комедии как за трибуну, с ко­торой они могли пропагандировать новые идеи. Постановка пьесы в театре Французской Комедии приносила ее автору общеевропейское признание. Вот почему в течение XVIII века все передовые драматурги Франции — Лесаж, Вольтер, Бо­марше и М.-Ж. Шенье — добивались постановки своих пьес именно на сцене этого театра.

Таким образом, в жизни официального правительственного театра абсолютистской Франции наблюдалась борьба двух идейных течений, из коих одно стояло за сохранение феодально-монархических традиций, другое же ратовало за общественный прогресс, за решительное обновление французской жизни.

Борьба этих двух идейных течений отразилась в художе­ственной жизни театра, в борьбе его актерских школ и напра­влений. Театр Французской Комедии ставил, с одной стороны, трагедии эпигонов Расина — Прадона, Жене, Лонжепьера, Кампистрона и Кребильона, а с другой стороны — антидеепоти-ческие и антиклерикальные трагедии Вольтера^ и его последова­телей, -В спектаклях театра, в противовес преобладавшей в пер­вой трети XVIII века галантности и изысканности, присущей искусству рококо, начинает складываться мужественный стиль гражданского классицизма, пронизанный отчетливыми реали­стическими тенденциями. Столкновение в одном театральном организме таких разнородных художественных явлений отра­жало в конечном итоге классовую борьбу, кипевшую во Фран­ции XVIII века и захватывавшую в свою орбиту также и театр Французской Комедии.

С самого возникновения театра Французской Комедии в нем сосуществовали и боролись две актерские школы, сложившиеся во второй половине XVII века, которые принято было называть «расиновской» и «мольеровской?», по именам двух великих дра­матургов, принимавших участие в их создании. Расиновская школа была школой классицистской игры в собственном смысле этого слова; актеры этой школы играли по преимуществу или.даже исключительно классицистскую трагедию; их искусство слагалось из напевной, «псалмодирующей» декламации, сопро­вождаемой условно-стилизованными жестами. Наиболее круп­ной представительницей расиновской школы являлась любимая ученица Расина и лучшая исполнительница его трагедий Мари, Шанмеле, проработавшая в театре до 1697 года. При Расине такое исполнение было доведено до высокого совершенства и было признано даже строгим Буало, величайшим авторитетом всех классицистов.

В отличие от расиновской мольеровская школа была прежде всего школой исполнения классицистской комедии и отличалась реалистическими тенденциями как в речевом исполнении, так и во всем сценическом поведении актеров. В основу творческого метода мольеровской школы был положен принцип вниматель­ного наблюдения и изучения жизни. Если актер расиновской школы в сущности всегда оставался самим собой и не перево­площался, то актер мольеровской школы зачастую создавал на сЦене образы, совершенно не схожие с его индивидуальностью, и потому должен был перевоплощаться в исполняемый им образ. Крупнейшим актером мольеровской школы был Барон, последний по времени из учеников великого комедиографа.

Мишель Барон (1653—1729) был одним из наиболее про­грессивных театральных деятелей, живших на грани XVII и XVIII веков. Он был единственным из учеников Мольера, по­святившим себя главным образом трагедии. Он развил в своем творчестве те приемы реалистического исполнения, которые впервые пытался применять в своем театре сам Мольер, но ко­торые при жизни Мольера еще не имели успеха у публики, привыкшей к исполнению трагедии актерами расиновской шко­лы. Искусство Барона было мужественным и страстным; герои­ческое содержание и глубокая мысль сочетались в нем со стремлением к простоте и естественности. Это стремление все более возрастало у Барона по мере накопления им жизненного и актерского опыта. Особенно возросло оно на склоне актерской жизни Барона, когда он после 29-летнего пребывания вне те­атра возвратился на сцену (Барон по неизвестным причинам ушел из театра в 1691 году и вернулся на сцену только в 1720 году, когда ему было уже 67 лет).

Барон новаторски подходил к основному элементу актер­ского исполнения трагедии — к трагедийной декламации. Он выдвигал на первое место в читке стихов не мелодическую сто­рону стиха, а заключенную в нем мысль. Во имя естественности игры он затушевывал рифму, ломал ритм александрийского стиха, приближая его к прозе, выдерживал в середине тирады большие паузы, прибегал к таким недопустимым с точки зрения классицистской декламации приемам, как шепот, рыдание, всхлипывание и т. д. Он нарушал чинность и церемонность по­ведения трагического героя, навлекая на себя упреки в непри­стойности, вульгарности поведения. Но все отмечаемые совре­менниками «вульгаризмы» в игре Барона на самом деле поро­ждались настойчивым исканием жизненной правды. Во имя правдивости исполнения он вводил невиданный до него во фран­цузском театре принцип общения с партнером. Он был одним из первых французских актеров, слушавшим своих партнеров и реагировавшим на их речь. Выйдя на сцену, Барон включал­ся в действие, даже если у него не было слов. Подобными при­емами исполнения он добивался такой правдивости и естествен­ности, что создавал на сцене иллюзию настоящей жизни. Тако­го же эффекта он добивался, помимо трагедии, в высокой коме­дии, которую охотно играл, исполняя роли Альцеста и Ар-нольфа в комедиях Мольера, а также главные роли в собствен­ных комедиях («Удачливый волокита», «Кокетка и притворная скромница»—обе в 1686 г.).

Однако при всем своем стремлении к правдивости и естест­венности Барон не выходил еще за пределы классицизма как узаконенного традицией стиля трагедийного исполнения. Он не

отвергал придворной пышности и помпезности трагического спектакля, питал пристрастие к узаконенному традицией услов­но-стилизованному «римскому» костюму. Он вводил в представ­ления трагедий придворный церемониал и, играя роли королей, выпускал впереди себя восемь или десять статистов, одетых в «римские» костюмы.

Но, если Барон, при всем своем искании правдивости и есте­ственности, не мог полностью изжить условности классицист-ского стиля, все же он в течение всей своей жизни вел борьбу против той наиболее ортодоксальной разновидности классициз­ма, которая называлась «расиновской» школой. Его главным противником была «сладкозвучная» Шанмеле, которая лиши­лась в 1677 году помощи своего учителя, прекратившего рабо­ту в театре. Лишенная надежного руководства такого крупнейшего художника, обладавшего безупречным вкусом, как Расин, Шанмеле быстро начала деградировать, возвращая трагедий­ную декламацию назад, к той примитивной и грубоватой «псал-модирующей» читке, которой пользовался некогда Монфлёри и с которой вел борьбу сам Расин. Таким образом, хотя Шанмеле и продолжала клясться именем «своего великого учителя», но не смогла сохранить в своем исполнении ту высокую культуру поэтической речи, то величавое благородство и изящество, ко­торому учил ее Расин. После ухода Расина из театра так назы­ваемая «расиновская» школа вскоре перестала быть достойной его имени. А между тем приемы исполнения Шанмеле и ее уче­ниц Кристины Демар и Мари Дюкло вполне устраивали совре­менников, ибо они соответствовали тому вырождению класси-цистской трагедии, ее превращению в узкопридворный жанр, лишенный гуманистических идей, которое началось во француз­ском театре сразу после ухода из него Расина.

Итак, между Бароном и Шанмеле происходила непрерывная борьба, отражавшая борьбу двух школ исполнения трагедии, двух направлений, существовавших внутри классицистского сти­ля. Вот как внешне сложились обстоятельства работы этих двух знаменитых актеров. Сразу после смерти Мольера (1673) Ба­рон ушел из его труппы, игравшей в отеле Генего, в Бургунд­ский отель, являвшийся цитаделью классицистской трагедии. Здесь он столкнулся с Шанмеле, царившей в этом театре. Меж­ду ними началась борьба, которая закончилась на первом сво­ем этапе уходом Шанмеле из Бургундского отеля в отель Гене-го по приглашению Лагранжа (1679). Но, перейдя в отель Генего, Шанмеле перенесла в этот театр также свой, расиновский репертуар. Теперь этот репертуар стал исполняться в Париже двумя театрами — Бургундским отелем и отелем Генего, при­чем в каждом из этих двух театров трагедию исполняли по-разному— в манере игры, присущей ведущим актерам обоих театров. Такое положение продержалось недолго — всего один год, ибо в 1680 году был основан театр Французской Комедии, труппа которого составилась путем слияния трупп обоих конку­рирующих театров. Барон и Шанмеле снова очутились в одной труппе и вновь вступили в борьбу. Борьба эта продолжалась Целых одиннадцать лет—до 1691 года, когда Барон неожидан­но покинул сцену в полном расцвете своей славы. Теперь поле битвы осталось за Шанмеле. Она поспешила этим воспользо­ваться и в течение тех шести лет, что она оставалась еще на сцене (до 1697 г.), постаралась закрепить свои установки и подготовить себе смену. Сначала это была ее племянница Кри­стина Демар (1682—1753), исполнявшая при жизни Шанмеле роли субреток, а после ее смерти перешедшая на трагические

роли. При этом Демар унаследовала из репертуара Шанмеле роли лирических героинь, а роли драматических героинь полу­чила другая ученица Шанмеле — Дюкло. В 1721 году Демар в полном расцвете сил и таланта покинула сцену. С этого момен­та началось единодержавное господство Дюкло в театре Фран­цузской Комедии.

Мари Дюкло (1672—1748) была наиболее типичной и удач­ливой актрисой того периода безвременья, каким является в театре Французской Комедии промежуток между уходом Ра­сина и появлением Вольтера. Это была актриса с хорошими внешними данными. Она отличалась крупным сложением, высо­ким ростом, величавой осанкой и энергичными чертами лица. Дюкло обладала большим актерским темпераментом и сильным голосом, которому она, в сущности, и была обязана всеми свои­ми успехами. В то же время она была лишена всякой женствен­ности, мягкости, вкуса и чувства меры, постоянно переигрыва­ла. По словам Лесажа («Жиль Блаз», кн. III, гл. VI), «ее можно было заподозрить в недостаточном понимании того, что она го­ворит». Выражение «глупа, как Дюкло» стало поговоркой в теа­тральном мире Франции. Дюкло довела до предела напевную декламацию Шанмеле, обессмыслив те приемы читки стихов, ко­торым Расин некогда научил ее наставницу. Она знала только два вида сценической речи — трескучую пафосную декламацию с завываниями и выкрикиваниями заключительных стихов и унылое, монотонное распевание любовных излияний, приближав­шее трагедийные монологи к сентиментальным романсам.

Партнером Дюкло был актер Бобур (1662—1725), заменив­ший Барона после его ухода из театра и работавший во Фран­цузской Комедии до 1718 года. Как и Дюкло, он вернулся к старинной, дорасиновской сценической манере, заменяя траги­ческую декламацию унылым, монотонным пением, временами прерывавшимся дикими выкриками, которые должны были обозначать взрывы страсти трагического героя. Бобур был во­площением изысканной галантности, слащавости и манерности, присущих великосветским салонам. Чрезвычайно характерен анекдот о том, как этот актер однажды, исполняя роль корне-левского Горация, раньше чем заколоть Камиллу, роль которой играла Дюкло, галантно подал руку поскользнувшейся партнер­ше, а затем уже устремился к ней с обнаженным мечом. Худож­ник Ватто изобразил Бобура среди персонажей французской трагедии одетым в пышный «римский» костюм с расшитой парчо­вой кирасой и такой же юбочкой — «тоннеле», в парике с длин­ными волосами и придворной шляпе, украшенной копной перь­ев. Это был законченный тип придворного лицедея, копировав­шего облик и манеры знатных господ.

Однако условно-декламационное исполнение Дюкло и Бобу-ра сравнительно недолго господствовало в театре Французской Комедии. В 1717 году в труппу этого театра вступила новая ак­триса, составившая себе до этого прочную репутацию в провин­ции,— Адриенна Лекуврёр (1692—1730). Она с огромным успехом дебютировала в роли Монимы в «Митридате» Расина. Дюкло пришлось потесниться и уступить часть своих ролей но­вой трагической героине, которая, в отличие от нее, играла не­обычайно просто, правдиво, искренне и была, по словам Воль­тера, «так трогательна, что заставляла проливать слезы». Если Дюкло была актрисой на сугубо трагические роли, где она мог­ла давать волю своему сильному голосу, то Адриенна, напро­тив, по словам современника, «преуспевала более в местах, тре­бовавших тонкости исполнения, нежели в местах, допускавших силу». Подобно Барону, она стремилась в первую очередь пе­редать идею пьесы. Адриенна Лекуврёр обращала большое вни­мание на отделку деталей роли, стремясь к ее психологическому осмыслению. Подобно Барону, она развивала новое для француз­ского театра искусство общения с партнером и умела, как ни од­на другая актриса, слушать партнера. Она обращала большое внимание на мимику и жест, которые были до нее в загоне, и стремилась к естественности поз и жестов. В отличие от дру­гих трагических премьеров она очень часто выступала на сце­не и весьма упорно работала над собой.

Хотя Адриенна и не была прямой ученицей Барона, она яви­лась продолжательницей его новаторских начинаний. И, когда престарелый трагик неожиданно для всего театрального Парижа вернулся на сцену в 1729 году, он воспринял Адриенну как свою преемницу в искусстве, поддерживал молодую актрису своим авторитетом, любовно растил ее чудесное дарование. Это творческое общение актеров двух разных поколений вскоре прекратилось: в 1729 году скончался семидесятишестилетний Барон, а в следующем году трагически рано оборвалась жизнь Адриенны Лекуврёр, причем весь Париж упорно говорил о том, что она была отравлена великосветской дамой-соперницей (имен­но так изображена причина смерти Лекуврёр в мелодраме Скри-ба «Адриенна Лекуврёр»). Безвременную кончину Адриенны горько оплакал Вольтер, считавший ее «неподражаемой в искус­стве изображения страстей». Вольтер посвятил памяти великой актрисы стихотворение, в котором выразил свое возмущение на­шумевшим в Париже запрещением духовенства хоронить ее. «Жестокие люди,— восклицал он,— лишают погребения ту, ко­торой в Греции воздвигали бы алтари».

С именем Адриенны Лекуврёр связана одна из первых по­пыток реформы костюма в трагическом театре. Исполняя в «Смерти Помпея» Корнеля роль вдовы Помпея Корнелии, Ад­риенна надевала черное платье, лишенное модных в то время вышивок, и выступала без парика, с распущенными волосами. В этом костюме она изображена на гравюре Древе по рисунку Куапеля. До Адриенны Лекуврёр трагические актрисы всегда выступали в пышных придворных платьях, не обращая внима­ния на то, что подобный наряд часто не соответствовал душев­ному состоянию героини трагедии.

Смерть Барона и Адриенны Лекуврёр на время приостано­вила начатую этими двумя выдающимися артистами борьбу за реалистическую реформу трагического искусства. В театре Французской Комедии временно побеждает линия, связанная в какой-то степени со стилем рококо в живописи и архитектуре. Четкость композиции, благородное величие и монументальность, свойственные классицизму, в искусстве рококо уступили место галантной эротике, изысканной декоративности и орнаменталь-ности. Типичными представителями этого стиля в театре были Кино-Дюфрен, Гранваль, м-ль Госсен и м-ль Данжевиль.

Кино-Дюфрен (1693—1767), работавший в театре Фран­цузской Комедии с 1712 по 1741 год, был красивым, изящным и пластичным актером, у которого современник отмечал «не­сколько чересчур аффектированные позы» и «блестящий пыл» в декламации, часто заставлявший его «переходить границы». Кино-Дюфрен любил сценические эффекты и в погоне за ними не всегда проявлял достаточно вкуса. Ему выпало на долю ис­полнение главных ролей в комедиях Детуша и Лашоссе, а также в девяти трагедиях Вольтера, в том числе ролей Эдипа, Тита («Брут»), Оросмана («Заира») и Замора («Альзира»). Одна­ко ему был чужд публицистический пафос трагедий Вольтера, их психологическая индивидуализация; на первое место в его исполнении выдвигались эффективность, внешняя динамичность и пылкая риторика.

Преемником Кино-Дюфрена после его ухода в отставку явил­ся Шарль Гранваль (1710—1784). Безукоризненные манеры Гранваля, изысканность всего его сценического облика сделали его идеальным исполнителем образов петиметров. Он в совер­шенстве владел секретом «мариводажа», этого галантного великосветского жаргона XVIII века, и перенес на сцену атмос­феру аристократических салонов. Гранваль исполнял роли комедийных любовников и одновременно играл в трагедиях Воль­тера роли Нерестана («Заира»), Брута («Смерть Цезаря»), Эгиста («Меропа») и Магомета. В этих ролях Гранваль не про­извел особого впечатления на современников, так как его искус­ство было совершенно лишено той внутренней силы, которая присуща всякому подлинно трагическому характеру.

Партнершей Гранваля была Жанна Госсен (1711—1767), дебютировавшая в 1731 году в ролях Химены, Андромахи, Ифигении и Агнесы («Школа жен») и занявшая в труппе те­атра Французской Комедии место, остававшееся вакантным после безвременной кончины Адриенны Лекуврёр. Через год после своего дебюта Госсен имела огромный успех в роли Заи-ры, а затем довольно удачно сыграла еще роль Альзиры.

Наибольший успех Госсен имела в «слезных комедиях»; она была главной исполнительницей всех пьес Нивеля де Лашос-се, в которых ей особенно удалась роль Меланиды. Зрителям нравились трогательные, задушевные интонации Госсен; по свидетельству Мармонтеля, «слезы придавали невыразимую прелесть» чарующему и томному взгляду актрисы. Госсен иг­рала и роли комедийных инженю в различных пустячках, вы­ступала в галантных пасторалях вроде «Собрания Амуров» Мариво (1731), где она исполняла роль Амура. Роли героинь в трагедиях Вольтера не вполне соответствовали актерским данным и склонностям Госсен, и успехом в них она была обя­зана прежде всего своей наружности. Сам Вольтер признавал, что красивые черные глаза Госсен сыграли решающую роль в успехе «Заиры». Успехи Госсен в трагическом жанре прекрати-

лись вместе с молодостью актрисы. После 1745 года она уже не находила прежних откликов у зрителей.

Говоря о Гранвале и Госсен, нельзя не упомянуть об их не­изменной партнерше Анне Данжевиль (1714—1796), исполни­тельнице ролей субреток во всех комедиях первой половины XVIII века. Это была актриса, в совершенстве владевшая специфической французской легкостью речи, не имевшая се­бе равных в искусстве отделки деталей. Современники говори­ли о простоте и безыскусственности игры Данжевиль, но это была простота в духе Мариво. Более прав был Гаррик, хва­ливший Данжевиль не за простоту, а за тонкость ее игры. Та­кой же точки зрения на Данжевиль держался и Вольтер.

Таким образом, трагедия Вольтера, составлявшая основу репертуара театра Французской Комедии в первой половине XVIII века, не получила в это время адекватного художест­венного воплощения на театральных подмостках. Актеры, вос­питанные на чувствительной «слезной комедии», были бессиль­ны ощутить и передать гражданское содержание, мужественный, суровый стиль трагедии Вольтера, язык страстей, пере­живаемых ее героями. Актерское искусство театра Французской Комедии в целом явно отставало от драматургии, выражавшей идеологию более прогрессивных общественных кругов. Только у Барона и Адриенны Лекуврёр можно было найти элементы то­го нового стиля актерского исполнения, которого властно тре­бовала просветительская драматургия Вольтера. Этот стиль слагается в середине XVIII века в результате совместных уси­лий трех актеров вольтеровской школы — Дюмениль, Клерон и Лекена, которые развивают далее реалистические традиции Мольера, Барона и Адриенны Лекуврёр.

Первой актрисой, возобновившей борьбу Лекуврёр за ре­алистическое переосмысление классицистской трагедии, была Мари Дюмениль (1713—1803). Она начала свою актерскую ра­боту в провинции. В 1737 году она дебютировала в театре Французской Комедии в ролях Клитемнестры (в «Ифигении» Расина) и Федры. Успех ее в этой второй роли был настолько велик, что она повторила ее пять дней подряд. Вопреки обычаю, Дюмениль уже через два месяца была принята в число пайщи­ков театра, после чего работала в нем в течение тридцати девя­ти лет, совмещая первое время два амплуа — «трагических ма­терей» и «трагических принцесс», а с 1743 года, когда в труппу была принята Клерон, оставила за собой только первое амплуа. Из исполненных Дюмениль ролей «трагических матерей» на­иболее удачными были: Клеопатра (в «Родогуне»), Гофолия, Меропа, Семирамида, Клитемнестра (в «Оресте» Вольтера). Кроме того, она с успехом выступала в «слезных комедиях» и особенно в «Гувернантке» Лашоссе. Покинув сцену в 1776 го­ду, она прожила последние четверть века своей долгой жизни в состоянии тяжелой нужды, граничившей с нищетой. В 1779 го­ду Дюмениль напомнила о себе обществу выпуском своих ме­муаров, в которых она защищалась против нападок своей сценической соперницы Клерон, враждовавшей с ней в течение всей жизни.

Дюмениль была актрисой демократического склада, за что ее высоко ценили просветители. В отличие от большинства акт­рис театра Французской Комедии она вела уединенный образ Жизни, не поддерживала связей с двором и аристократией, не занималась саморекламой. Особенностью исполнительской ма­неры Дюмениль было отсутствие внешней техники, столь харак­терной для актеров французского классицистского театра. Она была актрисой стихийного темперамента, вдохновения, интуи-

ции. Она мало заботилась об отделке своих ролей, не изучала их подолгу, как Клерон, а приступала к роли без подготови­тельной работы и играла ее, полагаясь на свою интуицию и актерский опыт; при этом она часто использовала банальные приемы игры старой школы: крики, подчеркивания тирад и т. д. •рала она неровно; моменты подъема и вдохновения чередова­лись у нее с моментами упадка, когда ее игра казалась холодной, вялой и бледной. Зато если роль нравилась Дюмениль и вдох­новляла ее, она играла с таким огнем, таким жаром, таким самозабвением, какого до нее не было видано на французской сцене.

Ни одна актриса во Франции XVIII века не могла срав­ниться с Дюмениль по силе ее воздействия на самые широкие слои зрителей. Она одна умела заставить весь зрительный зал плакать горькими слезами над материнскими страданиями Ме-ропы или Семирамиды. Она первая показала, что в моменты больших страданий и больших страстей отпадают все аристо­кратические условности и нарушаются правила придворного этикета. Если до нее трагические королевы двигались по сцене всегда размеренно и чинно, то Дюмениль, исполняя роль цари­цы Меропы, выполнила требование Вольтера показать «дья­вольскую силу» Меропы в ее борьбе за сына. Играя в этой тра­гедии сцену, где злодей Полифонт заносит кинжал над Эгистом, она бегом пересекала сценическое пространство и, бросившись между ними, останавливала руку убийцы, восклицая со слеза­ми на глазах: «Остановись, варвар, это мой сын!» В последней сцене «Семирамиды» она, нарушая все правила придворного этикета, ползла по ступеням гробницы царя Нина, слабым, прерывающимся голосом произнося стихи, в которых она про­щалась с заколовшим ее любимым сыном.

Созданные Дюмениль образы «трагических матерей» имели глубокое гуманистическое содержание. Актриса показывала женщин, защищающих своих детей от всякого рода произвола, насилия и фанатизма, и этим утверждала величие и силу «естест­венной морали», которая лежала в основе просветительской эти­ки. Впервые раскрыв эту гуманистическую тему в образе Кли­темнестры («Ифигения» Расина), Дюмениль особенно широко развернула ее в трагедиях Вольтера, для которых эта тема является наиболее существенной.

Наряду с образами «трагических матерей» Дюмениль соз­давала образы «жестоких цариц», в которых она раскрывала те­му властолюбия, вступающего в конфликт с законами человеч­ности. Так, образы Клеопатры (в «Родогуне» Корнеля) и Гофо-лии получали в истолковании Дюмениль глубочайшее антитира­ническое содержание, потому что она срывала с них покров придворной благопристойности, внушая зрителям отвращение к этим коронованным чудовищам.

Об актерской технике Дюмениль хорошо писал Арно в сво­их «Воспоминаниях и сожалениях старого любителя театрам (1829): «В ее игре не было присущей прежним актрисам, вроде Шанмеле или Дюкло, почти нотной точности интонаций, не бы­ло регламентированности каждого жеста, каждого шага, зара­нее рассчитанного. Дюмениль играла инстинктом; именно по­тому она была превосходна во всех ситуациях, в которых царш страсть». В том же духе высказывался об игре Дюмениль Гар-рик: «Ее глаза, не будучи красивыми, высказывали все то, что страсти хотели заставить их высказать. Голос ее почти глухо­ват, но гибко подчиняется правдивому изображению высоких чувств и всегда соответствует размаху страстей. Речевое испол­нение ее, пылкое и незаученное, восхитительные периоды, лег­кая речь, красноречивые движения без затверженных правил и тот естественный душераздирающий крик, которому напрасно пытается подражать искусство и который повергал душу зри­теля в страх, в ужас, в скорбь и в восхищение, — столько кра­сот, соединенных вместе, вызвали во мне удивление и уваже­ние к ней». Великий английский актер увидел в Дюмениль единомышленницу в проводимой им борьбе за реализм актерско­го исполнения трагедии. Однако реалистические тенденции в искусстве Дюмениль уживались с пережитками старой, услов­ной трагической школы.

Хотя Дюмениль была далека от сознательного новаторст­ва, она сыграла большую роль в подготовке просветительской реформы французского театра. Она была первой актрисой, от­ветившей на требования, предъявленные Вольтером к акте­рам,— увеличить масштабы трагических образов, усилить тра­гическую экспрессивность игры.

В том же направлении, что Дюмениль, развивала свою дея­тельность ее прославленная соперница Ипполита Клерон (на­стоящее имя — Лерис де Латюд, 1723—1803). Она тоже была актрисой вольтеровской школы, работавшей под руководством великого просветителя. Она тоже создавала образы сильных, волевых женщин, непреклонных в своем стремлении к постав­ленным целям. Клерон была активным и сознательным борцом за просветительскую реформу театра, проявившим новаторскую инициативу в разных областях театральной культуры. По сво­ему творческому методу Клерон являла полную противополож­ность Дюмениль. Если Дюмениль была актрисой вдохновения и интуиции, то Клерон была актрисой мастерства и техники.

Клерон происходила из низов третьего сословия и в детстве сильно нуждалась. Рано увлекшись театром, она брала уроки у

одного актера театра Итальянской Комедии. Она успешно дебю­тировала в этом театре в возрасте тринадцати лет в комедии Мариво «Остров рабов» (1736), после чего получила ангаже­мент в провинцию на роли субреток с пением и танцами. В те­чение шести лет Клерон с успехом подвизалась в Руане, Лилле и Гавре. Возвратившись в Париж в 1743 году, она сначала была принята в оперный театр, а затем перешла в театр Фран­цузской Комедии, где с огромным успехом дебютировала в роли Федры. Принятая в труппу театра Французской Комедии, Кле­рон исполняла первое время роли субреток (например, Дорины в «Тартюфе»), но вскоре перешла на роли «трагических прин­цесс», оттеснив Дюмениль, которая с этого времени перешла на исполнение ролей «трагических матерей».

Клерон работала в театре Французской Комедии около двадцати трех лет. В течение этого времени она несла на своих плечах весь основной трагедийный репертуар этого театра. Осо­бенно большие победы Клерон одержала в драматургии Воль­тера, который считал ее лучшей исполнительницей своих траге­дий. Из вольтеровских ролей Клерон, исполненных ею впервые, наиболее прославлены были Электра («Орест»), Идаме («Ки­тайский сирота»), Аменаида («Танкред») и Олимпия (в тра­гедии того же названия). Кроме того, она играла роли Заиры, Альзиры, Электры (в трагедии Кребильона) и всех драмати­ческих героинь в трагедиях Корнеля и Расина. Клерон отлича­лась большим честолюбием и высокомерием, что приводило ее к постоянным столкновениям с товарищами по труппе. Имея большие связи в аристократических кругах, Клерон пользова­лась в театре властью, какой До нее не имел ни один актер.

Болезненно ощущая унизительное, бесправное положение французских актеров, Клерон начала описанную нами выше борьбу за гражданское равноправие актеров •— борьбу, закон­чившуюся неудачей и приведшую ее к уходу со сцены в 1766 го­ду. Этот уход из театра великой актрисы в момент высшего расцвета ее таланта является таким актом общественного про­теста, который не имеет никаких аналогий в театральной исто­рии предреволюционной Франции.

Весь творческий путь Клерон был заполнен неустанной ра­ботой над собой, о которой она рассказала в своих «Мемуарах» и в приложенных к ним «Размышлениях о театральной дек­ламации». Из этого труда Клерон отчетливо выступает ее наиболее характерная творческая особенность — полная созна­тельность ее творческого процесса. Клерон предъявляет к искус­ству требования ясности, точности, достоверности; она настаи­вает на строгом логическом анализе, на кропотливом изучении и непрестанном размышлении. Основу актерского творчества,.

по ее мнению, составляет глубокая работа ума, а не вдохнове­ние, фантазия.

Являя пример тщательной повседневной работы над собой, Клерон требовала такой работы от всякого актера. На первых порах в ее исполнении была искусственность, она играла с на­пряжением и нажимом, «как автомат» (Дидро). Впоследствии актриса избавилась от погони за вдешними эффектами, начала декламировать более натурально и отказалась от однообразно размеренных жестов, приблизившись в своем искусстве к тому, что критики-просветители считали соответствием «природе».

Клерон выдвигала на первое место отделку деталей и точ­ный расчет сценических эффектов. Ни у одной французской ак­трисы XVIII века декламация, мимика и жест не были так вир­туозно отделаны, как у Клерон. Отличаясь хорошими внешни­ми данными — красивым лицом, прекрасной фигурой, звучным голосом,— она искусно маскировала свой единственный, но очень ощутительный для трагической актрисы недостаток — невысокий рост. Высокие каблуки, длинные платья и, главное, величественная осанка совершенно преображали ее на сцене.

Клерон обладала весьма разнообразными знаниями. Она изучала историю и анатомию, географию и психологию, жи­вопись и литературу, музыку и скульптуру — все, что могло ей пригодиться в процессе ее работы над ролью. Так, например, она отлично знала, какие мускулы лица надо приводить в дви­жение для выражения того или иного чувства. Она умела отте­нять тончайшие нюансы мимики; в одном чувстве страха она нашла шесть последовательных градаций, которые использова­ла при исполнении различных ролей. Столь же тщательно она разрабатывала дикцию, тонко разграничивая произношение ко­ротких и долгих звуков, мужских и женских окончаний и т. д.

Мельчайшие детали своей игры Клерон фиксировала столь же точно, как и слова. При этом она добивалась полного соот­ветствия деталей исполнения идее созданного ею образа. Пос­ледний имел у нее социально-конкретный характер. В своих мемуарах она подчеркивает различия в поведении людей раз­ных сословий: «Поведение наемного рабочего отличается от по­ведения буржуа, который нанимает его, буржуа же держится робко перед знатным вельможей». Она заявляет, что «выраже­ние чувств меняется в зависимости от характера», характер же складывается под влиянием среды, воспитания, общественного положения героини. Так, анализируя образ Роксаны в «Баязе-те», она находит ключ к этой роли в анализе психологии рабы­ни: «Женщина, вечно живущая в страхе деспотизма, при­обретает привычку к страху, скрытности, лжи». Родогуна в ее трактовке лишается трафаретного обличил «нежной» героини; она—«парфянка, фурия, которая требует у своих возлюблен­ных головы их матери и королевы»; она произносит слова люб­ви «с досадой гордой женщины, которая вынуждена сознаться, что она подвластна чувству».

Метод психологической индивидуализации сценических об­разов, намеченный Клерон, получил дальнейшее углубление в ее работе над трагедиями Вольтера. Первоначально Клерон играла в.трагедиях Вольтера только второстепенные роли. Пер­вой ее крупной вольтеровской ролью была Электра в «Оресте». Работая над этим образом, она стремилась придать ему ту стро­гость, которая была присуща его прототипу — героине трагедии Софокла. Она сняла с себя украшения, отказалась от условной манеры изображения образа «юной принцессы», нашла совер­шенно новые интонации и мимику. Исключительно смело для французского театра она разрешила сцену плача Элект­ры над урной с прахом Ореста, завершив ее стремительным па­дением навзничь с урной в правой руке.

Реформа декламации, осуществленная Клерон под воздейст­вием писателя-энциклопедиста Мармонтеля, была начата ею в 1752 году, когда она во время своих гастролей в Бордо впервые испробовала «простую, серьезную и соразмеренную деклама­цию». Зритель, сначала удивленный непривычной натурально­стью речи, затем с восторгом принял ее, после чего Клерон по­казала новую манеру декламации в Париже, где она тоже была встречена широкой публикой с восторгом. Это новшество Кле­рон было подготовлено в первой трети XVIII века реформами Барона и Адриенны Лекуврёр, а затем закреплено совместной работой Клерон с актером-новатором Лекеном.

Клерон продолжила также реформу трагического костюма, начатую Лекуврёр. Она повела борьбу против условности ко­стюма трагических героинь, против фижм, пудреных париков, драгоценных колье и головных уборов из перьев «райских птиц», которые надевали актрисы, совершенно не считаясь ни с эпохой действия трагедии, ни с характером или положением ге­роини. Клерон устранила особенно вопиющие несообразности костюма. Так, в роли Электры актриса надевала простое черное платье без фижм, распускала волосы, а на руки надевала длин­ные цепи, чтобы создать у зрителя представление о царской до­чери, пребывающей в неволе.

Еще более смелой была попытка Клерон сыграть роль Идаме («Китайский сирота») в «китайском» костюме. В причудливом костюме Клерон с двойной юбкой из белой материи, из-под которой виднелись шаровары, с зеленым корсажем, украшен­ным золотыми сетками и кисточками, с газовым платьем огнен­ного цвета, подбитым тафтой, было не больше настоящего

китайского элемента, чем на гобеленах и ширмах рококо, однако ее современникам этот костюм показался архикитайским, а это только и требовалось. Одновременно с реформой костюма Кле-рон вступила в «Китайском сироте» на путь этнографического уточнения жеста. Клерон наивно полагала, что ее жесты в ро­ли Идаме — она упиралась руками в бока, терла себя кулаком по лбу и т. п.— были правдивы и точны. Конечно, попытка ак­трисы приблизиться к этнографически точному жесту была еще чрезвычайно далекой от истины, но сама постановка подобного вопроса в театре Французской Комедии того времени говорит о том, что она не боялась нарушить традиции королевского театра.

Клерон была не всегда последовательна в своих новаторских начинаниях. Она то и дело возвращалась к традиционным ко­стюмам, особенно в тех случаях, когда она выступала при дворе, настроенном недоброжелательно к ее реформе. Несмотря на та­кую вынужденную непоследовательность Клерон, деятели про­светительского лагеря—Дидро, Даламбер, Новерр — поддер­живали актрису в ее смелых начинаниях и призывали ее про­должать начатую борьбу за простоту и естественность на сцене.

Последняя значительная попытка введения исторического костюма была осуществлена Клерон в «Танкреде». Исполняя роль Аменаиды, она надела вместо просторного и пышного платья рококо узкое платье средневекового покроя с рука­вами, перехваченными в двух местах повязками, с гладкой прической средневекового образца. Клерон наделила свою ге­роиню республиканским характером; она подчеркнула у нее гор­дость, любовь к свободе, нравственную чистоту и твердость ду­ха. Обычные упреки в адрес Клерон по поводу холодности ее игры умолкли перед той взволнованной патетикой, которая пе­реполняла трогательную историю Танкреда и Аменаиды, на­поминающую историю Ромео и Джульетты. «Ах, дорогой учи­тель, — пишет Вольтеру Дидро, — если бы вы видели Клерон, которая пересекает сцену и почти падает на руки окружающих ее палачей, с подгибающимися коленями, с закрытыми глазами, с бессильно свисающими, как у мертвой, руками; если бы вы слы­шали крик, вырывающийся у нее, когда она замечает Танкреда, вы убедились бы больше чем когда-либо, что молчание и пан­томима обладают иной раз такой патетикой, какой не могут достичь все средства ораторского искусства».

Борясь за усиление эмоционального воздействия спектакля, Клерон в одной из трагедий потребовала, чтобы в сцене каз­ни был воздвигнут настоящий эшафот. Однако французский придворный театр не применял подобных сценических приемов, имевшихся в арсенале английского театра со времен Шекспира.

Даже самому Вольтеру это намерение его ученицы Клерон пока­залось «варварством».

В целом же, несмотря на отдельные расхождения с учите­лем, Клерон была настоящей актрисой школы Вольтера, далеко продвинувшей просветительскую реформу французского театра. Вместе со своей соперницей Дюмениль она боролась за муже­ственное, героическое искусство, искусство большой жизнен­ной правды, насыщенное гуманистическими и просветительски­ми идеями. И все же обе великие актрисы продолжали стоять

на позициях классицизма и придерживаться присущего ему ме­тода абстрактной идеализации. Они стояли за «правила», за классицистскую организацию и дисциплину, отмежевываясь от плебейского искусства французских бульварных театров. Но, стоя на платформе классицизма, обе великие актрисы Франции значительно расширили и углубили свое искусство соответствен­но новым идейным и художественным запросам эпохи Просвеще­ния.

Просветительская реформа актерского искусства, начатая Дюмениль и Клерон, была продолжена великим трагическим ак-Т^е°м Анри-Луи Лекеном (настоящая фамилия — Казн, 1729 — 177»). Любимый актер и ученик Вольтера, Лекен перенес насцену его эстетические принципы и создал сценический стиль гражданского классицизма. Он воспринял творческий опыт Дю­мениль и Клерон, соединив в своем искусстве вдохновенную интуицию и виртуозное мастерство. Именно потому в знамени­той троице вольтеровских актеров его имя всегда называется на первом месте. Лекен пошел значительно дальше своих знаме­нитых партнерш. Он был настоящим актером-просветителем, подчинившим все свое творчество освободительным идеям. Публицистический характер основных образов, созданных Ле­кеном, делает его прямым предшественником Тальма, великого актера Французской революции.

Лекен родился в Париже в семье ювелира. Занимаясь юве­лирным ремеслом, он одновременно отдался своей страсти к те­атру, выступая как любитель в маленьких частных театрах. На сцене одного из таких театров увидел его в феврале 1750 года Вольтер, обративший внимание на молодого актера, «так хо­рошо читавшего скверные стихи». Вольтер решил заняться ак­терским воспитанием Лекена. Лекен посетил Вольтера в его до­ме, во втором этаже которого был устроен 'домашний театр на сто двадцать мест. Театр открылся 6 июня 1750 года «Маго­метом», который не был еще поставлен в театре Французской Комедии. Лекен играл заглавную роль, а Вольтер был режис­сером спектакля. Спектакль имел большой успех. После «Маго­мета» с участием Лекена были еще поставлены трагедии Воль­тера «Зулима» и «Спасенный Рим». Спектакли шли не только в доме Вольтера, но также во дворцах разных вельмож. Воль­тер умело создавал репутацию своему любимцу, подготавливая почву для его принятия в театр Французской Комедии. В сен­тябре 1750 года состоялся первый дебютный спектакль Лекена в роли Тита в «Бруте». На этом спектакле зрительный зал ра­скололся на две части: демократический зритель восторженно принял молодого актера, аристократический же зритель отри­цал наличие у него всякого таланта.

Объективной причиной отрицания таланта Лекена была преж­де всего его наружность, не соответствовавшая шаблонным представлениям об актере на роли героев-любовников. Лекен был невысокого роста; у него были короткие кривые ноги, боль­шой рот, толстые губы, смуглый цвет лица, главное же — глу­хой, слабый голос, непригодный для певучей декламации. Все эти недостатки он пытался возместить глубиной, значитель­ностью, содержательностью создаваемых им сценических обра­зов, котооые подкупали своей правдивостью и внутренней ди­намикой. Уже в первых своих ролях Лекен ставил перед собой задачу создания индивидуальных человеческих характеров. Это и влекло к нему наиболее передовую часть зрителей.

Восторженный прием Лекена демократическим партером возбудил к нему зависть премьеров театра Французской Коме­дии. Среди последних находилась и будущая партнерша Лекена Клерон, которая сначала не приняла его и интриговала против молодого актера. Вдохновляла антилекеновскую кампанию фаворитка Людовика XV маркиза Помпадур, сводившая таким способом счеты со своим заклятым врагом Вольтером. Помпа­дур велела выписать из провинции необычайно эффектного актера Белькура (1725—1778), впоследствии имевшего большой успех в роли Альмавивы в «Севильском цирюльнике». Поста­вленный между такими актерами, как Гранваль и Белькур, Ле-кен должен был казаться особенно невзрачным. И все же Лекен победил своих соперников, потому что они не могли с ним со-состязаться в трагедии, которая оставалась основным репертуар­ным жанром французского театра XVIII века. Положение пер­вого трагического актера Лекен завоевывал очень медленно. Зачисленный в труппу театра Французской Комедии с начала 1752 года Лекен получил целый пай только в 1758 году, когда он был уже знаменитостью. Так недруги Лекена старались его ущемить хотя бы в материальном отношении.

Вражда к Лекену консервативной части актеров и зрителей имела определенные общественные предпосылки. Лекена не лю­били как ученика Вольтера, как актера откровенно демократи­ческого, настроенного оппозиционно. Бунтарский дух пронизы­вал все творчество Лекена. Он вносил обличительный, публици­стический пафос в истолкование образов монархов в трагедиях Корнеля и Расина. За это его впоследствии упрекал консерва­тивный критик Жофруа, находивший, что в созданном Леке-ном образе Нерона «слишком много глубины и слишком много политики». Лекен, так сказать, переводил образы трагедий Кор­неля и Расина в вольтеровскую тональность; он усиливал их политическую остроту, придавал им просветительское звучание. Особенно блестяще Лекен исполнял трагедии Вольтера, в кото­рых он находил искомое им сочетание просветительской идейно­сти и публицистичности с огромной патетикой, эмоциональ­ностью и действенностью.

В итоге Лекен стал идеальным исполнителем трагедий Вольтера, в совершенстве передававшим все особенности воль­теровского трагического стиля.

Раньше, чем стать первым трагическим актером Франции, Лекен проделал над собой громадную работу, направленную на исправление своих природных недостатков. Путем многолетней упорной работы он добился того, что сделал свой голос мягким и гибким. Он развил также мускулы лица, оживил его и, по определению его товарища, комического актера Превиля, сде

лал лицо зеркалом всех страстей, которые он переживал в^своих ролях. Он заменил абстрактную балетную пластику живой пан­томимой и глубоко осмысленными, скульптурно отточенными, ярко эмоциональными позами и жестами, всегда носившими подчеркнуто театральный характер.

Искусство Лекена было отрицанием галантной красивости и изнеженной грации. Его стихией была суровая мощь, энергия, динамика страстей. Его интонации и жесты были далеки от бытового правдоподобия. Они были величавы неторжественны и притом казались натуральными. Секрет этой натурально­сти хорошо истолковала Дюмениль. Она говорила, что Лекен был первым актером, который излагал не чужие мысли, а свои

собственные, иначе говоря был первым французским актером, который жил мыслями и чувствами создаваемого им образа. Именно потому читка Лекена казалась натуральной, хотя он и сохранял в ней целый ряд сценических условностей.

Лекен переиграл все вольтеровские трагедии, правда, не с одинаковым успехом. До 1755 года его исполнение трагедий Вольтера не было еще полноценным, он часто увлекался, пере­игрывал. С годами, под влиянием критики, он научился сдер­живать и контролировать свои порывы и углубил свою игру. Началом творческой зрелости Лекена следует считать исполне­ние им роли Чингисхана в «Китайском сироте». На премьере Лекен не имел большого успеха. Видимо, он не смог передать всей энергии и силы монгольского завоевателя и играл эту роль напыщенно и аффектированно, криком подменяя страсть. Огор­ченный своей неудачей, Лекен поехал в Ферней к Вольтеру, ко­торый прошел с ним роль совершенно заново, помог ему пре­одолеть аффектацию и напыщенность, заменив, по словам Тальма, «вульгарные эффекты простыми, благородными, страш­ными и страстными интонациями». Образ Чингисхана стал те­перь неузнаваем. Это был, по выражению Вольтера, «лев, кото­рый, лаская свою самку, вонзает ей в бок когти». Лекен имел в этой роли огромный успех, выдвинувший его на первое место среди французских актеров.

Именно в роли Чингисхана Лекен подошел к вопросу о внешней передаче особенностей «национального характера». Его Чингисхан носил плисовую мантию, напоминавшую звери­ную шкуру, малиновые шаровары, чулки до колеи, головной убор с перьями, саблю в ножнах из багрового бархата, огром­ный золоченый лук и колчан со стрелами. Костюм вполне удо­влетворял зрителя своей экзотичностью и воинственностью.

Из других вольтеровских образов особенно удался Лекену образ Оросмана в «Заире». В отличие от Кино-Дюфрена и Гранваля, которые изображали ревнивого султана неким изящ­ным селадоном, Лекен превратил его в азиатского властителя, человека бурных страстей, привыкшего повелевать; он любил Заиру страстной и дикой любовью, столь же страстно и дико ревновал ее и убивал ее в порыве ревности. Лекен стремился подчеркнуть в образе Оросмана этнографические черты; даже в наиболее лирических местах трагедии в Оросмане чувство­вался восточный деспот, который был лишен французской га­лантности, побуждавшей, например, Кино-Дюфрена прекло­нять колени перед Заирой. Лекен надевал в роли Оросмана восточный костюм, состоящий из чалмы и просторного халата, который, распахиваясь, позволял видеть шаровары, доходившие до колен.

Трагическая коллизия пьесы в исполнении Лекена развер­тывалась вокруг религиозного фанатизма, вступающего в кон­фликт с глубоким человеческим чувством. Во имя этого чув­ства Оросман отказБшался от своих прав абсолютного монарха. В ревности Оросмана Лекен подчеркивал не столько ярость оскорбленного властелина, сколько отчаяние человека, потря­сенного потерей веры в любимую женщину. Иначе говоря, Ле­кен пытался «шекспиризировать» просветительскую трагедию Вольтера.

Стремление «шекспиризировать» проявилось у Лекена так­же в его работе над образом Арзаса в «Семирамиде», которого он наделил некоторыми чертами характера Гамлета. Образ стра-

стного и меланхоличного ассирийского принца, карающего мать, убившую его отца, до Лекена оттеснялся на второй план обра­зом кровавой царицы Семирамиды в великолепном исполнении Дюмениль. Но в 1756 году Лекену удалось, играя с Дюмениль, затмить ее своей игрой. Это в особенности относилось к той сцене V акта, когда Арзас, заколов мать в склепе царя Нина, выбегал из гробницы под удары грома и при блеске молнии смертельно бледный, с растрепанными волосами и окровавлен­ными руками. Эта сцена сначала показалась Вольтеру чересчур «шекспировской», и только большой успех у публики устранил сомнения автора.

Из последующих актерских созданий Лекена в трагедиях Вольтера выделяется роль Танкреда, в которой Лекен поражал зрителей необыкновенным богатством красок и свободными переходами от нежности к меланхолии и рыцарскому воодуше­влению.

После Танкреда Лекен не сыграл уже в вольтеровском ре­пертуаре ни одной крупной роли. Из трагедий других авторов, в которых он создал особенно яркие образы, следует отметить патриотическую трагедию де Беллуа «Осада Кале» (1765). Здесь он блестяще исполнил роль английского короля Эду­арда — жестокого, мстительного, лицемерного тирана. Этот образ стоит в репертуаре Лекена рядом с такими образами ти­ранов, как Нерон и Магомет.

Лекен создавал также образы положительных героев — страстных патриотов, борцов за свободу, носителей граждан­ских идеалов. Среди них на первом месте стоит образ Виль­гельма Телля, этого бесстрашного вождя восставших швейцар­ских крестьян, в одноименной трагедии Лемьера. Страстно обличая австрийского наместника Гесслера, Телль бросал ему в лицо слова, что рабство может переполнить чашу терпения народа и он восстанет, борясь за свободу. Умение акцентиро­вать такие тирады в произведениях драматургов-просветителей делало Лекена актером-трибуном. В атмосфере надвигавшейся буржуазной революции подобная страстная направленность творчества Лекена находила горячий отклик в прогрессивных кругах французского общества.

Лекен часто выступал в провинции, особенно в Дижоне, где его гастроли проходили с особенно большим успехом. Очень часто ездил Лекен в Ферней к своему учителю Вольтеру, лишенному возможности смотреть его в театре Французской Комедии, и исполнял ему свои новые роли на сцене его домаш­него театра.

Лекен был актером-новатором. Всю жизнь он воевал с тра­диционной манерой исполнения трагедии, построенной на сла

щавой «красивости», присущей и Бобуру, и Кино-Дюфрену, и Гранвалю, и Белькуру. Он отбросил салонно-аристократиче-скую манеру, свойственную его ближайшим предшественникам, Лекен стремился «очеловечить» игру трагических актеров, при­вить ей элементы чувствительности. Продолжая стоять на почве классицизма с присущим ему методом идеализации действи­тельности, он в то же время во многом еще решительнее, чем Барон и Лекуврёр, ломал традиции классицистской сцениче­ской школы. Лекен стремился подчеркивать смысловую сторо­ну стиха, избегая, однако, того будничного тона, которым иногда грешил Барон. В наиболее драматических местах своих ролей он давал волю аффектам радости, гнева, страха, любовной страсти, которые поражали зрителей своей силой и правдивостью.

С самого начала своей деятельности Лекен, продолжая -тра­дицию Лекуврёр, имел обыкновение слушать партнеров. Его лицо выражало целую гамму чувств. Движения его были есте­ственны, и часто эта естественность сценического поведения даже несколько шокировала чинную публику театра; в соответ­ствии с душевным состоянием исполняемого им образа он бегал и ползал по сцене, воспроизводил предсмертные судороги, вы­ражал страсть порывистыми, глубоко эмоциональными жеста­ми. Огромная страстность Аекена позволила современникам сравнивать его игру с искусством Микельанджело. Вольтер, недовольный обычной монотонностью французских спектаклей, горячо поздравлял Лекена с тем, что он превратил трагедию в «оживленную живопись».

Как и Клерон, Лекен придавал большое значение вопросу реформы сценического костюма. Ограниченный эстетическими вкусами и условностями французского буржуазно-аристократи­ческого зрителя, Лекен все же сильно продвинул дело реформы трагического костюма. Он отказался от царившего на сцене около ста лет стилизованного «римского» костюма с его тон­неле, нарушавшими всякое историческое правдоподобие. Борьба с тоннеле в мужском костюме играла такую же роль, как борьба с фижмами в женском. Поставить задачу воспроизведения на сцене подлинного античного костюма Лекен не мог, так как зриг геля того времени шокировал вид обнаженного тела. Он выну­жден был дополнить античный «римский» костюм панталонами, чулками и каской. Наиболее смело Лекен утвердил на сцена восточный костюм, который легче принимался французским зрителем XVIII века не только из-за его эффектности, но и оттого, что здесь не было обнаженного тела, как в костюме античном.

Оценивая реформу костюма, осуществленную Лекеном и Клерон, необходимо учесть низкий уровень исторических и этнографических познаний у людей XVIII века, вследствие чего самые робкие начинания этих актеров приобретали нова­торское значение и являлись звеньями в борьбе за реалистиче­скую реконструкцию французского придворного театра.

Лекен был не только исполнителем вольтеровских трагедий, но и их постановщиком. Придавая большое значение воспроиз­ведению на сцене своих пьес, но не-будучи в состоянии лично руководить их постановкой ввиду своего проживания в Фернее, Вольтер передоверил свои режиссерские права Лекену. Послед­ний работал по указаниям Вольтера, одновременно проявляя творческую инициативу, которую его учитель всегда приветство- -вал. Так Лекен стал первым режиссером в истории француз­ского театра. Первым режиссерским начинанием Лекена была борьба за освобождение сцены театра Французской Комедии от зрителей. Это обыкновение оскорбляло актеров и раздражало зрителей партера, мешая им смотреть и слушать спектакль. Кроме того, нужен был больший сценический простор, так как Лекен отошел от фронтальных мизансцен театра XVII века и боролся за живописность и большие масштабы спектакля, желая вызвать у зрителя ощущение подлинности и значительности показывае­мых на сцене событий. Просторная сцена была ему нужна так­же для того, чтобы заполнить ее множеством статистов. Выве­дение «народа» на сцену французского театра, хотя этот народ продолжал безмолвствовать, раздвигало рамки классицистской - трагедии за пределы показа только судеб героев и явилось пер­вым шагом к созданию трагедии нового типа, лишенной тради­ционной узости и ограниченности.

Таким образом, освобождение сцены от зрителя было делом чрезвычайно важным для французского театра, но было сопря­жено с большими финансовыми затруднениями. Необходимо было переоборудовать как сцену, так и зрительный зал, отведя в нем места для «золотой молодежи», которая раньше сидела яа сцене. Эти места были отведены частично перед стоячим партером, где они получили наименование «паркета» (впослед­ствии эти места, расположенные перед самым оркестром, стали называться «креслами оркестра»), частично в сооруженных ниже первого яруса, почти на уровне партера, «маленьких ло­жах», закрытых решетками и напоминавших по своей форме ванны, почему их и назвали «бенуарами» (baignoire — «ванна»). Расходы по переоборудованию театра Французской Комедии были оплачены просвещенным театралом графом Лораге, кото­рый за это получил пожизненное право бесплатного посещения спектаклей театра Французской Комедии. Вольтер посвятил ему драму «Шотландка», подчеркнув в своем посвящении за­слуги Лораге перед французским театром, а актер Бризар про­изнес в день первого спектакля на освобожденной от зрителей сцене благодарственную речь в честь щедрого мецената.

Для первого представления на сцене, освобожденной от зри­телей, которое состоялось 23 апреля 1759 года, избрали обста­новочную трагедию Шатобрёна «Троянки». Зритель был вос­хищен богатством и разнообразием мизансцен, которое стало возможно на сцене. Новшество было сразу принято всеми без всяких оговорок.

Тем же 1759 годом датируется и начало режиссерской рабо­ты Лекена. Получив в свое распоряжение обширную сцену, Лекен прежде всего отбросил стандартную декорацию «дворца вообще», в которой до того исполнялись всё трагедии, незави-

симо от их содержания. Он ввел обыкновение ставить всякую трагедию в особой декорации, соответствующей ее содержанию, а также начал менять декорации в трагедии, если того требо­вало ее содержание (например, в «Сиде»). Этим он показывал, что ему тесно в рамках обязательных трех «единств», и начал явочным порядком нарушать эти пресловутые единства в своих постановках.

Большое внимание обращал Лекен также на мизансцены трагедий. Он повел борьбу с обыкновением актеров играть на первом плане, стал вводить переходы и располагать актеров живописными группами, чего до него не знал драматический театр.

Стремление усилить зрелищную выразительность спек­такля побуждало Лекена обращаться к приемам постановки, существовавшим в современном оперно-балетном театре. Так он пришел к мысли о необходимости введения в трагический спектакль музыки, повышающей эмоциональную напряженность действия. Использовав давнишнее обыкновение театра запол­нять антракты музыкой, Лекен решительно пересмотрел назна­чение этой музыки, имевшей цель увеселять публику во время антрактов. Лекен приблизил эти музыкальные антракты к со­держанию трагедий и заставил иллюстрировать происходящие в ней за сценой события. Так, в трагедии «Альзира» музыка в антракте между вторым и третьим действиями изображает, со­гласно указаниям в режиссерском экземпляре этой трагедии, «большое празднество», а между третьим и четвертым дей­ствиями — «шум битвы и победу, одержанную Гусманом над американцами». Помимо антрактов Лекен вводит музыку и другой звуковой монтаж также во время действия трагедии по мере необходимости.

Лекен принял за правило записывать мизансцены поста­вленных им трагедий, а также все свои указания, касающиеся декораций, костюмов, аксессуаров, музыкальных номеров, мас­совых сцен и шумов, вводимых в действие трагедии. Сохрани­лось пятьдесят восемь режиссерских экземпляров поставленных им трагедий. Они позволяют судить о тщательности его режис­серской работы '.

Занявшись режиссерской работой, Лекен выступал редко в качестве актера в последние годы своей жизни. Зато свою ре­жиссерскую работу он не прекращал до самых последних дней своих. Разнообразие волновавших Лекена театрально-практиче

ских вопросов позволяет видеть в нем театрального деятеля но­вого типа, созданного культурой эпохи Просвещения.

Лекен скончался 8 февраля 1778 года. Его смерть была исключительно тяжелой утратой для всего отряда передовых деятелей французского искусства XVIII века. Она произошла незадолго до кончины его учителя Вольтера. Последний при­ехал в Париж после многолетнего отсутствия в самый день похорон Лекена и лишился чувств при вести о его кончине.

Смерть Лекена не остановила начатой перестройки фран­цузского театра. Непосредственным продолжателем дела Ле­кена был Жан Ларин (настоящая фамилия — Модюи, 1747—1827). Он происходил из буржуазной семьи, предназна­чался родителями к адвокатуре, но ушел на сцену. Он прорабо­тал несколько лет в провинции. В театр Французской Комедии он был принят после повторного дебюта в 1775 году, а в

1778 году занял место скончавшегося Лекена и стал исполни­телем всего предреволюционного трагедийного репертуара (тра­гедии Лагарпа, Лемьера, Сорена, де Беллуа и других). Ларин обладал превосходными внешними данными и огромным темпе­раментом, вследствие чего он имел большой успех в ролях тра­гических героев-любовников — Сида, Ахилла, Танкреда. Однако современники обвиняли Ларива в аффектации, в злоупотребле­нии «изобилием обдуманных жестов, цветистой и звучной де­кламацией, раскатами голоса, движениями рук, позами, подхо­дившими не столько актеру, сколько проповеднику или учителю фехтования» (так пишет о нем Арно в цитированной уже книге «Воспоминания и сожаления старого любителя театра»).

Хотя все считали Ларива продолжателем Лекена, однако он пытался создать собственный стиль исполнения трагедии, не повторявший манеры игры Лекена.

Новой чертой Ларива была преувеличенная эмоциональ­ность. Ларив создавал образы мятущихся и страждущих людей, все поведение которых носило неистовый характер. Генетически искусство Ларива восходило к искусству Лекена с его действен­ностью и динамичностью. Но у Ларива лекеновский трагизм приобретает преувеличенный характер; он вырождается в иссту­пление. Н. М. Карамзин, видевший Ларива в роли Эдипа, уло­вил в его игре «ужас, грызение сердца, отчаяние, гнев, ожесто­чение». Так, например, играя роль Эдипа, Ларив в сцене, где герой узнает о своем страшном преступлении, колотился голо­вой о колонны перистиля. Такая преувеличенная, мятущаяся экспрессивнос


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: