Акты удельного периода 12 страница

3. Новые разновидности актов
рубежа XIX-XX веков -
акты акционерного предпринимательства

В конце XIX в. возникли новые разновидности ак-
тов, что было связано с развитием частного предпринимательства,
в том числе и таких его новых форм, как акционерные компании.
По законодательству Российской империи, необходимо было
получать разрешение на учреждение акционерной компании че-
рез утверждение ее устава. Дискуссионным является вопрос о
видовой принадлежности уставов, поскольку уставы акционер-
ных компаний могли корректировать и дополнять акционерное
законодательство, Поэтому уставы могут рассматриваться как се-
паратные законодательные акты.


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 391

Уставы акционерных компаний являются типичным массо-
вым источником, поскольку составляли неотъемлемую часть
процесса учреждения акционерной компании. Устав содержит
информацию о цели образования компании, ее наименовании и
местонахождении, размере капитала, количестве и номинале ак-
ций. В нем также отражены порядок формирования капитала и
распространения акций, права, обязанности и ответственность
компании и акционеров, порядок отчетности, распределения
дивидендов. Кроме того, устав содержит информацию об орга-
низации и порядке управления компанией: порядок управления
делами, структура, функции и права правления и общего собра-
ния акционеров, порядок решения споров, порядок ликвидации
компании. Формуляр устава законодательно не устанавливался,
но быстро сложился по традиции, исходя из требований закона
к содержащейся в уставе информации. Обычно устав включал
следующие разделы: а) цель учреждения, учредители, права и
обязанности компании; б) основной капитал, акции, права и обя-
занности владельцев акций; в) права и обязанности правления;
г) порядок отчетности, распределения прибылей и выдачи диви-
дендов; д) функции, права и обязанности общего собрания акци-
онеров; е) порядок разрешения споров, прекращения деятельно-
сти общества и его ликвидации.

Дата утверждения устава считалась официальной датой
возникновения компании, но поскольку основной капитал соби-
рался на основании утвержденного устава, то реально компания
начинала функционировать спустя какое-то время либо вообще
могла не начать свою деятельность.

С функционированием акционерных компаний связано и
возникновение такой разновидности актовых источников, как
акции. Законом 1836 г. вводились лишь именные акции, а уставы
акционерных компаний предусматривали не только именные ак-
ции, но и акции на предъявителя. Устав акционерной компании
устанавливал формуляр акции, правила владения ею и передачи
от одного владельца другому.

4. Проблемы источниковедческого
исследования актов

Актовое источниковедение - дипломатика, давно
и плодотворно разрабатываемое на средневековом материале,
мало привлекает внимание исследователей истории
XVIII-XIX вв. (за исключением отдельных разновидностей ак-
тов, например таких, как уставные грамоты). Актовые источни-


392 РАЗДЕЛ 2

ки, особенно частноправовые акты, обычно содержат чрезвы-
чайно ценную информацию, которая не может быть почерпнута
сколь-либо полно ни из какого другого источника. Это сведения
о реальном правовом статусе отдельных категорий населения,
реализуемом в имущественных и обязательственных отношени-
ях. Но для получения такой информации необходимо исследо-
вать репрезентативные комплексы актов.

Новые перспективы открывает развитие источниковедения
массовых источников. Вместе с тем подчеркнем, что, прежде
чем применять к актовому материалу методы математической
статистики для выяснения, например, структуры имуществен-
ных отношений, необходимо тщательно исследовать достовер-
ность отдельных актов и их комплексов, а также установить сте-
пень полноты дошедшего до нас актового материала. Частнопра-
вовые акты имели значение лишь для лиц, вступавших в дого-
ворные отношения. В связи с этим они не поступали на государ-
ственное хранение, и даже сохранившиеся акты распылены по
различным хранилищам и фондам. Поэтому достаточно плодо-
творным может быть обращение к материалам государственных
учреждений, регистрировавших сделки, а в некоторых случаях и
к газетной периодике, в которой публиковались объявления о
сделках на недвижимое имущество.

ГЛАВА 6

Делопроизводственные материалы

ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ материалы - вид
исторических источников, функцией которых является документное об-
служивание различных управляющих систем (государственное делопро-
изводство, вотчинное делопроизводство, делопроизводство акционерных
компаний и т. д.). В структуре делопроизводственной документации
выделяется группа разновидностей, обеспечивающих принятие и реали-
зацию управленческих решений, и группа разновидностей, обеспечиваю-
щих документооборот.

На протяжении XVIII в. и почти всего XIX в. большая часть
делопроизводственных документов возникала и системе государ-
ственного аппарата. И только в конце XIX в. в связи с акциони-
рованием промышленности и созданием монополий расшири-
лась негосударственная сфера ведения делопроизводства. Вто-
рым, однако гораздо менее значительным, источником делопро-
изводственной документации становились общественные орга-


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 393

низации. Отметим также, что делопроизводственных материа-
лов государственных учреждений не только было намного боль-
ше, чем прочих, но они и лучше сохранились благодаря органи-
зованной в начале XVIII в. архивной системе их хранения.

Таким образом, делопроизводство как вид исторических ис-
точников воспроизводит систему государственного аппарата. Еще
раз напомним о дискуссии (чаще латентной, чем явной) о напра-
вленности причинно-следственной связи: с возникновением но-
вых учреждений порождаются новые документы или необходи-
мость в обработке количественно растущей и структурно услож-
няющейся документации (фактически за этим стоит обработка
информации документов) ведет к усложнению государственного
аппарата. Присоединимся ко второй точке зрения, с той оговор-
кой, что усложнение государственного аппарата, в свою очередь,
приводит к усложнению делопроизводства, появлению большого
количества документов, обслуживающих документопотоки.

Зависимость делопроизводства от изменений системы госу-
дарственных учреждений ведет к периодизации развития данно-
го вида исторических источников в соответствии с кардиналь-
ными преобразованиями государственного аппарата. Внутри
рассматриваемого периода выделяются два этапа: коллежский и
министерский. Однако не следует пренебрегать и другими кри-
териями - например, такими, как изменение формы документов.
При тесной взаимосвязи этих изменений, отметим, что реорга-
низация государственного аппарата, в первую очередь, влияет
на организацию документопотоков и систему разновидностей
делопроизводственной документации. Изменения формы веде-
ния делопроизводства - переход от столбцовой формы к тетрад-
ной, закрепление формуляра, применение бланков документов -
сказывались на содержании отдельного документа.

1. Законодательная основа делопроизводства

Особенностью делопроизводства XVIII-XIX вв.
по отношению к предшествовавшему периоду является то, что
его важнейшие основы утверждались законодательно.

В начале XVIII в. создавалась новая система государственных
учреждений, причем возникновение новых учреждений оформ-
лялось законодательно, а для многих из них издавались регла-
менты, регулировавшие деятельность учреждения, и в том числе
делопроизводство. В начале XVIII в. иногда специально оговари-
валась необходимость документирования управленческих реше-
ний. Так, в 12-й главе указа от 27 апреля 1722 г. «О должности


394 РАЗДЕЛ 2

Сената» говорится: «В Сенате никакое дело исполнено быти над-
лежит словесно, но все письменно, понеже Сенату в таких важ-
ных повелениях вельми нужно иметь всякое опасение и осто-
рожность, дабы наш интерес ни в чем не повредить, и того ра-
ди всем членам не прийти к тяжкому ответствованию, також и
нам ни в чем бы сумнительно быти могло».

28 февраля 1720 г. был издан Генеральный регламент - осно-
вополагающий законодательный акт, определивший систему де-
лопроизводства вплоть до революции 1917 г. Впоследствии, на
протяжении XVIII-XIX вв., издавалось множество законодатель-
ных актов, устанавливавших формуляр документов отдельных
разновидностей, порядок их прохождения, организацию доку-
ментопотоков между учреждениями и решавших многие другие
частные вопросы организации делопроизводства.

Генеральный регламент состоит из 56 частей. В регламенте
обосновываются преимущества коллежской системы по сравне-
нию с приказной. Значительная часть этого законодательного ак-
та посвящена установлению штатов и описанию должностных
обязанностей. Впервые вводимая дифференциация должностей
была столь значительной, что не могла не сказаться на организа-
ции делопроизводства. Как известно, коллегия состояла из при-
сутствия (общего собрания членов) и канцелярии, в которой и
было сосредоточено делопроизводство. Во главе канцелярии
стоял секретарь, который готовил дело к слушанию на коллегии,
Кроме секретаря предусматривались должности нотариуса, кото-
рый должен был вести протоколы заседаний; актуариуса, который
был обязан регистрировать документы и передавать их исполни-
телям; регистратора, отвечавшего за оформление исходящих и
регистрацию входящих и исходящих документов. Основные кате-
гории служащих канцелярии - канцеляристы и копиисты, причем
первые готовили документы, вторые переписывали их набело.

Генеральный регламент предполагал обязательность обуче-
ния канцелярских служащих. По указу от 10 ноября 1721 г. для
подьячих была создана школа при Сенате. Кроме того, в Гене-
ральном регламенте формулировались общие правила составле-
ния документов, указывались основные реквизиты. Например, в
начале протокола следовало указывать дату заседания и перечис-
лять присутствующих.

11 января 1721 г. был издан «Регламент, или Устав Главного
магистрата», к которому прилагались формы ведомостей, рапор-
тов и т. д. На протяжении ХVIII в. включение в законодательный
акт формуляра документов стало обычным делом. Чаще всего да-
вался формуляр учетных документов. Хотя можно найти и иные
примеры: так, в указе от 5 ноября 1723 г. «О форме суда» содер-
жится образец составления челобитной.


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 395

Законодательно регламентировалось и прохождение доку-
ментов, например в «Учреждении для управления губерний»
1775 г.

С самого начала XVIII и. законодатель много внимания уде-
лял порядку подачи челобитных. Челобитные всегда подавались
на имя государя. В XVIII в., в силу рассмотренных выше причин,
их количество увеличивалось, и законодатель был вынужден
пресечь практику подачи челобитных непосредственно царю.

В 1802 г. прошла министерская реформа. Указ от 17 августа
1810 г. «Разделение государственных дел по министерствам»
уточнил разграничение сфер деятельности министерств, кон-
кретизировал их функции, 25 июня 1811 г. вышло «Общее учре-
ждение министерств», в котором фиксировалась их структура.
На основании этого законодательного акта издавались уставы и
положения каждого министерства. С изменением структуры го-
сударственного аппарата изменилось и делопроизводство.

2. Разновидности делопроизводственных
материалов

Многообразие разновидностей делопроизводст-
венных документов обусловлено, прежде всего, сложной структу-
рой государственного аппарата.

Можно выделить три группы делопроизводственной доку-
ментации: 1) переписка учреждений; 2) внутренние документы;
3) просительные документы (часто выступают как инициатив-
ные при формировании дела).

Нижестоящие учреждения или должностные лица посылали
вышестоящим доношения (донесения). Донесение нижестоящего
должностного лица вышестоящему могло называться рапортом.
Рапортами обычно назывались и донесения, посылаемые в Се-
нат. Донесение об исполнении какого-либо распоряжения могло
называться экзекуцией.

Учреждения одного уровня посылали друг другу промемории.
Учреждения, не связанные соподчиненностью, могли также по-
сылать друг другу ведения.

Частные лица обращались в государственные учреждения с
прошениями, которые в XVIII в. обычно по-прежнему назывались
челобитными.

Постепенно начала возрастать роль внутренней документа-
ции, обслуживавшей документопоток внутри учреждения. При
поступлении в учреждение документы регистрировались, им
присваивался номер, ставилась дата, в регистрационном журна-


396 РАЗДЕЛ 2

ле передавалось содержание документа и отмечалось, кому он
отдан для исполнения. Входящие документы учитывались в спе-
циальных книгах (регистратурах), в которых раздельно в хро-
нологической последовательности записывались документы,
полученные от царя, от Сената и других учреждений. Раздель-
но регистрировались исходящие документы. В XVIII в. при ре-
гистрации текст документа часто копировался. К внутренней
документации относятся также документы, возникшие в ходе
подготовки дела к рассмотрению, - протоколы и журналы засе-
даний.

В XIX в. основные разновидности делопроизводственной до-
кументации сохранились, иногда изменяя свое название. Ушли в
прошлое челобитные, остались прошения, место промеморий
заняли отношения.

Как особая разновидность донесения может рассматриваться
отчет, посылаемый нижестоящим учреждением вышестоящему.
Отчеты получают распространение, главным образом, в XIX в,
Наибольший интерес представляют отчеты о деятельности выс-
ших и центральных учреждений, а также губернаторские и гене-
рал-губернаторские отчеты.

Ежегодные отчеты министров о деятельности министерств
были предусмотрены манифестом от 8 октября 1802 г. об учреж-
дении министерств. Однако, несмотря на требования манифеста
и последующие неоднократные указания, министерские отчеты,
по-видимому, систематически не составлялись. Часто подготовка
такого отчета и степень подробности содержавшейся в нем ин-
формации зависели от воли министра. Нe была устойчивой и
структура отчета: он мог составляться либо но структурным под-
разделениям, либо тематически.

Отчеты Государственного Совета составлялись периодиче-
ски и были весьма краткими.

С 1804 г. составлялись губернаторские отчеты. Их комплекс
за XIX в. является наиболее репрезентативным.

В XIX в. усложнилась регистрация документов - документ ре-
гистрировался на всех этапах своего движения. О масштабах яв-
ления дает представление опубликованное в 1858 г. «Руководст-
во к наглядному изучению административного порядка течения
бумаг в России». Согласно этому руководству в земском суде в
процессе исполнения документ проходил 26 операций, в губерн-
ском правлении - 54, в департаменте министерства - 34, в сове-
те министров - 4567. В XIX в. сохранилась журнальная форма ре-
гистрации. В каждом структурном подразделении регистрирова-
лись все входящие и исходящие документы. Для регистрации
входящих документов и канцелярии министра и департаментах


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XXВЕКА 397

существовали общие и частные журналы. В общий журнал вноси-
лись все поступившие документы. В частном журнале канцеля-
рии министра отмечались тс документы, которые исполнялись в
самой канцелярии. Частные журналы пелись в отделениях для
регистрации документов, поступавших на исполнение из депар-
тамента. В канцелярии министра и департаментах существовало
по два журнала для регистрации исходящих документов. Они
также назывались общим и частным, но распределение функций
между ними было иное: в общий журнал вносилось краткое со-
держание документа, а в частный документы (точнее, их отпус-
ки, поскольку сами документы после записи в общий журнал от-
сылались адресатам) переписывались дословно.

Журнал как форма фиксации обсуждения и решения обычен
для XIX в. В журнале ход заседания фиксировался более кратко,
чем в протоколе. В нем излагался обсуждаемый вопрос, фикси-
ровались мнения большинства и меньшинства, а также особые
мнения и указывалось, какое мнение было утверждено в качест-
ве решения. Журналы разных учреждений различаются по сте-
пени подробности фиксации обсуждения. Наиболее подробны
журналы Государственного Совета, менее - журналы Комитета
министров.

В 70-е годы XIX в. появилась такая форма фиксации хода за-
седаний, как стенографические отчеты, в частности для фик-
сации заседания Особого присутствия Правительствующего Се-
ната по делам о государственных преступлениях. Эта форма по-
лучила распространение в начале XX в., а стенографические от-
четы заседаний Государственной думы синхронно публикова-
лись.

3. Эволюция формы делопроизводственных
источников. Влияние формы на содержание

Кардинальные изменения в делопроизводстве бы-
ли обусловлены заменой его столбцовой формы тетрадной по ука-
зу 1700 г. Этому преобразованию предшествовало и, по-видимому,
способствовало введение в 1699 г. гербовой бумаги, продаваемой
отдельными листами. На гербовой бумаге писали прошения, ко-
торые часто являлись инициативными документами.

В ряде законодательных актов того времени обосновывалось
преимущество тетрадной формы ведения дел. Конечно, необхо-
димость изменения делопроизводства была обусловлена прежде
всего ростом потребности в документировании, но оно, в свою
очередь, оказало влияние на содержание отдельно взятого доку-


398 РАЗДЕЛ 2

мента. При тетрадной форме бумага экономилась не только за
счет того, что теперь писали на обеих сторонах листа («...как уч-
нут писать в лист и на обеих сторонах в тетради, бумаге расходу
будет меньше», - говорится в одном из указов), а прежде всего
потому, что исчезла необходимость заново кратко излагать все
дело, поскольку каждый раз разворачивать многометровый стол-
бец с тем, чтобы найти инициативный документ, было неудобно,
а работать с тетрадью было довольно просто. Правда, знакомст-
во с делопроизводственной документацией XVIII в. убеждает в
консерватизме чиновников: очень часто в тетрадях, так же как и
на столбцах, повторялось содержание предшествующих докумен-
тов. Медленному изживанию этой традиции способствовала и
коллегиальная организация государственного аппарата с четким
отделением канцелярии и ее определяющим значением в подго-
товке дел к слушанию и в оформлении решений.

Под влиянием перехода к тетрадной форме делопроизводст-
ва стабилизировался формуляр, выделились отдельные реквизи-
ты, которые имели постоянное месторасположение на листе:
разновидность документа, адресат, дата.

С 1830 г. в делопроизводстве стали использовать бланки, на
которых основные реквизиты (наименование ведомства, назва-
ние учреждения, его структурной части, дата, номер, заголовок)
исполнялись типографским способом.

4. Специальные системы делопроизводства

К специальным системам государственного дело-
производства можно отнести судебпо-следственную, военную, дипло-
матическую.
Каждая из систем имела свою специфику, более или
менее выраженную.

Отличия судебно-следственной документации существенны.
Одной из ее разновидностей для XVIII в. являются «пыточные ре-
чи».
В XIX в. им на смену пришли протоколы допросов и собствен-
норучные письменные показания подследственных. Инициатив-
ным документом в судебно-следственном деле мог выступать до-
нос.
Судебно-следственной документации часто сопутствовали ве-
щественные доказательства (как письменные, так и веществен-
ные), которые не следует относить к судебно-следственной доку-
ментации - эти исторические источники создавались их автора-
ми с какой-то конкретной целью, а не для того, чтобы служить
вещественным доказательством в процессе следствия и суда.

Основной массив судебно-следствеиных документов только в
самое последнее время начал привлекать внимание исследовате-
лей. До сих пор в научный оборот были введены судебно-следст-


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 399

венные дела, связанные с наиболее яркими эпизодами револю-
ционного движения. Существуют добротные публикации судеб-
но-следственных материалов процессов по делу декабристов, пе-
трашевцев; опубликовано следственное дело Н.Г. Чернышевско-
го. Но специфика этих материалов обусловлена не только неор-
динарностью зафиксированных в них событий, а и тем, что в
особых случаях для следствия создавались специальные государ-
ственные органы - следственные комиссии и комитеты. Хорошо
известно, например, что следствие по делу декабристов осущест-
влял «Тайный комитет для изыскания соучастников возникшего
злоумышленного общества».

Кроме того, состав и содержание судебно-следственной доку-
ментации зависели не только от характера учреждений, осущест-
влявших следствие и суд, по и от уголовного и уголовно-процес-
суального законодательства, что, в свою очередь, было непо-
средственно связано с господствовавшей правовой концепцией.
Уже в начале XVIII в. возросло значение документов в процессе
следствия. В 1715 г. был издан указ «Краткое изображение про-
цессов или судебных тяжб».

В целом, при всей значительности различий судопроизводст-
ва в XVIII в. и первой половине XIX в., вплоть до судебной ре-
формы 1864 г. основу доказательства составляло признание ви-
ны обвиняемым. Поэтому ведущая роль принадлежала следст-
вию: следственная документация преобладала количественно и
качественно над судебной.

5. Справочные издания

Справочные издания можно считать самостоя-
тельным видом исторических источников, но, поскольку спра-
вочные издания XVIII-XIX вв. содержат информацию почти ис-
ключительно о государственном аппарате (его личном составе и
структуре), они будут рассмотрены в связи с делопроизводствен-
ной документацией.

В качестве примера возьмем историю издания адрес-календа-
рей - уникального справочного издания, существовавшего с
60-х годов XVIII в. до 1917 г.

Адрес-календари - это публиковавшиеся Академией наук спи-
ски чиновников различных учреждений. История издания адрес-
календарей фрагментарно отразилась в документах небольшого
по объему фонда «Календарная комиссия», который хранится в
Санкт-Петербургском филиале архива РАН. Нельзя с достаточ-
ной степенью точности ответить па вопрос, почему издание ад-


400 РАЗДЕЛ 2

рес-календарей с самого начала находилось в ведении канцеля-
рии Императорской Академии наук.

Частично отпет можно найти в протоколе заседания присут-
ствия Герольдмейстерской конторы от 11 мая 1764 г. В этот день
секретарь конторы Спиридонов доложил, что исполняющий ге-
нерал-прокурорскую должность князь А.А. Вяземский приказал
ему, чтобы «...по неспободности в сенатской типографии к напе-
чатанию о определенных в коллегии, канцелярии, конторы и гу-
бернии о членах реестров отослано было напечатать в типогра-
фию Академии наук». Точную причину передачи этого издания в
ведение канцелярии Академии наук установить не удалось. Даже
составитель исторической справки об издании адрес-календарей
с первоначального составления по 1811 г. архивариус Минеман в
справке от 2 ноября 1828 г. писал: «...что ж касается до причин
издания помянутого месяцеслова, так равно и других каких-либо
перемен, то по делам архива комитета правления ничего не вид-
но».

Привилегия на издание адрес-календарей сохранялась за кан-
целярией Академии наук с 1765 по 1867 г. Академия наук очень
дорожила календарной привилегией (кроме адрес-календарей,
она издавала и другие календари) и протестовала, если кто-либо
пытался ее оспаривать. Так, в 1819 г. возник вопрос о том, печа-
тать ли в Остзейских губерниях месяцесловы согласно привиле-
гиям Остзейских губерний или это является привилегией Акаде-
мии паук, право которой на печатание адрес-календарей было
подтверждено в 1803 г. 115-м параграфом ее регламента. Ми-
нистр народного просвещения С.С. Уваров считал, что параграф
115 регламента 1803 г. снимает Остзейские привилегии. Однако
было принято решение, что Остзейские губернии по-прежнему
будут пользоваться своей привилегией, поскольку Академия наук
раньше никогда не оспаривала этого права. Регламент же 1803 г.
не давал новой привилегии, а подтверждал старую.

В 1857 г. вопрос о привилегии на издание календарей, в том
числе и адрес-календаря, возник в переписке по поводу возмож-
ности издания памятной книжки для Казанской губернии. Недо-
вольство со стороны представителей Академии наук вызвало то,
что в программу памятной книжки «...введены некоторые пред-
меты, входящие в состав календарей, издаваемых Академией на-
ук, а именно: в 1-м отделе: а) церковное летосчисление; б) мест-
ный календарь; в) год астрономический». Здесь же, в ответе от
12 сентября 1857 г. президента Академии наук на письма минист-
ра народного просвещения С.С. Уварова и товарища министра
князя П.А. Вяземского, объяснялась и причина этого недоволь-
ства: «А как по уставу Академии, ей предоставлено исключитель-


ИСТОРИЧКСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XXВЕКА 401

ное право печатания календарей и доход от продажи оных соста-
вляет главный источник пополнения экономической ея суммы,
которая высочайше назначена на многие сверхштатные расходы
в § 111 того устава означенные, то по сему со стороны Академии
и не может быть изъявлено согласия на допущение в Казанскую
памятную книжку вышеназванных статей, тем более что по вы-
сочайше утвержденному 25 октября 1855 г. положению комитета
гг. министров о разрешении издавать памятную книжку Олонец-
кой губернии... подобныя книжки дозволено разрешать по всем
губерниям, следовательно, в случае если бы по многим губерни-
ям были издаваемы памятные книжки с допущением в них ста-
тей собственно календарного содержания, то доход Академии
подвергся бы неминуемо значительному сокращению».

Издание календарей было столь прибыльным делом, что к
нему обращались и частные издатели. Стремление Академии на-
ук сохранить свои доходы от издания календарей прослеживает-
ся при обсуждении в 1858 г. вопроса об отдаче на десять лет на
откуп издания адрес-календарей А.А. Смирдину.

В донесении комиссии, назначенной для рассмотрения дела
о календарях, которое было оглашено на общем собрании Акаде-
мии наук 13 января 1858 г., содержится свод мнений по этому во-
просу, составленный академиком Л.А. Куником. Мнение против
отдачи календаря на откуп основывалось на убеждении в недопу-
стимости рассматривать календарь только как источник дохо-
дов. Так может его рассматривать откупщик, не обращая должно-
го внимания на репутацию Академии и на основательность ка-
лендаря. Высказывались также мнения о введении календарного
штемпеля и об уступке со стороны Академии ее календарной
привилегии правительству взамен ежегодного вознаграждения.
Причем в этой части свода мнений подчеркивается, что «Акаде-
мия наук приобрела свою привилегию немедленно после своего
основания, совершенно законным путем, а именно на тот конец,
чтобы сбытом календарей покрывать множество значительных,
совершенно необходимых издержек, для которых в штат Акаде-
мии никогда не были назначены особыя суммы». При том же ав-
густейшие покровители Академии неоднократно подтверждали
эту привилегию для означенной цели. Все возражения против
введения календарного штемпеля и против уступки привилегии
основывались также на возможности уменьшения доходов Ака-
демии. В результате было принято решение об издании адрес-ка-
лендаря на прежнем основании. Тогда же было предложено пе-
редать некоторые вопросы, связанные с изданием адрес-календа-
ря, в частности назначение редакторов, в ведение конференции
Академии наук, что свидетельствует о стремлении повысить ка-


402 раздел 2

чество адрес-календарей. До этого издание адрес-календарей
полностью находилось в ведении комитета правления, который,
по уставу, должен был заботиться о хозяйственных делах. О том,
что Академия наук не только рассматривала издание различных
календарей как источник дохода, но и заботилась об их инфор-
мационной ценности и доступности, свидетельствует докладная
записка академика Кеппена от 21 августа 1845 г. об удешевлении
издания календарей и возможности распространения с их помо-
щью «общеполезных познаний». Однако возможность получе-
ния доходов от издания календарей все-таки, по-видимому, име-
ла первостепенное значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: