Акты удельного периода 15 страница

В целом история изучения подворных описей крестьянских
хозяйств еще раз демонстрирует взаимозависимость источнико-
ведческого исследования отдельных источников, относящихся к
группе массовых, с разработкой крупных их комплексов с целью
выявить масштабные явления и процессы социально-экономиче-
ской истории.


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 425

5. Учет промышленного производства*

В отличие от учета экономического состояния
крестьянских хозяйств учет промышленного производства изна-
чально был организован государством, Отдельно велся учёт об-
рабатывающей и горнодобывающей промышленности.

В конце первой четверти XVIII в. (1724 г.) посте организа-
ции Берг- и Мануфактур-коллегий законодательно было преду-
смотрено предоставление владельцами ведомостей о промыш-
ленных заведениях (получивших название «ведомости фабрик и
заводов»**) два раза год в соответствующую коллегию, а затем в
Сенат. На протяжении XVIII в. необходимость присылки таких
сведений неоднократно подтверждалась законодателем. В зави-
симости от реорганизации государственного аппарата много раз
менялся порядок предоставления сведений79. С 1775 г. такие ве-
домости должны были присылаться один раз в год. На протяже-
нии XVIII в. установился формуляр ведомостей, но наладить их
систематический сбор так и не удалось.

В начале XIX в., после образования министерства внутрен-
них дел, которому был поручен сбор разнообразных сведений о
социально-экономическом состоянии империи, были предпри-
няты дополнительные усилия в организации учета промышлен-
ных заведений, по они оказались малоэффективными, в первую
очередь в силу отсутствия в законодательстве четкого определе-
ния объекта учета как со стороны объема производства, так и со
стороны отраслевой принадлежности.

Последнее обстоятельство особенно важно при определении
сопоставимости данных учета промышленного производства.
Номенклатура производств, подлежащих учету, в разные годы
была различной и с середины XIX в. постоянно расширялась,
причем происходило это в губерниях неодновременно80. Конеч-
но, на сопоставимость влияет и определенность размера пред-
приятий, но следует отметить, что номенклатура учитываемых
производств расширялась в основном за счет отраслей, в кото-
рых преобладали мелкие предприятия, что еще более осложня-
ет исследовательскую ситуацию. Кроме того, мелкие предпри-
ятия преобладали в сфере переработки сельскохозяйственной
продукции, поэтому большое количество мелких предприятий

*В основу параграфа положен материал монографии Ю.Я. Рыбакова «Про-
мышленная статистика России XIX в.: Источниковедческое исследование» (М.,
1976).

** Понятия «фабрика» и «завод» в законодательстве не различались. В дан-
ном случае единое словосочетание «фабрика и завод» служит синонимом слово-
сочетания «промышленное предприятие».


426 РАЗДЕЛ 2

учитывалось в сельскохозяйственных губерниях. Таким образом,
общей тенденцией эволюции ведомостного учета являлось не-
равномерное увеличение учета мелких предприятий за счет рас-
ширения номенклатуры учитываемых производств.

Ведомостный учет в 80-е годы XIX в. начал перерастать в ста-
тистическую систему. На это повлияло единовременное обследо-
вание промышленности в связи с Всероссийской промышленно-
художественной выставкой в Москве в 1882 г. В 1884-1885 гг. был
установлен новый формуляр ведомости, в котором предусматри-
валось несколько групп показателей: состав рабочей силы с рас-
пределением по полу и возрасту, мощность и структура энергети-
ческого оборудования, количество и состав применяемых машин
и механизмов. Сообщались также сведения о сырье, топливе и т. д.
На места стали рассылаться отпечатанные бланки ведомостей.

Наиболее существенное преобразование было связано с вве-
дением ценза промышленного предприятия: учету подлежали за-
ведения с годовой стоимостью производства более одной тыся-
чи рублей. Такой ценз определялся с предложенной министром
финансов Н.Х. Бунге реформой налогообложения, предусматри-
вавшей 3%-ный сбор с чистого дохода. Но этот ценз был неудо-
бен, поскольку не была отработана методика определения стои-
мости производства.

Итак, с середины 1880-х годов учет промышленного произ-
водства тесно увязывался с налогообложением, что меняло каче-
ство учета. В это время были составлены «Материалы для опре-
деления внешних признаков обложения промышленных пред-
приятий», в которых в качестве критерия налогообложения бы-
ли выделены два основных признака: наличие определенного
энергетического оборудования и численность работающих.
Вслед за этим в 1895 г. была предпринята последняя попытка ре-
организовать учет промышленного производства при помощи
ведомостей фабрик и заводов. Ценз промышленного предпри-
ятия был установлен по числу рабочих (не менее 15) или по на-
личию парового двигателя (при меньшем числе рабочих). Такой
ценз отвечал требованиям закона «О государственном промы-
словом налоге», принятом в 1898 г., в бытность министром фи-
нансов С.Ю. Витте. Закон вводился в действие с 1899 г. и распро-
странялся как на обрабатывающую, так и на горнодобывающую
промышленность. По закону все промышленные предприятия
делились на восемь разрядов по числу рабочих (с учетом нали-
чия механического двигателя). Но эта попытка реформирова-
ния ведомостного учета была малоуспешной, в первую очередь
из-за нежелания владельцев присылать сведения. Это заставило
правительство в самом конце XIX в. перейти к собственно стати-


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ХVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 427

стике промышленности, собираемой методом переписей. Прав-
да, в 1903 г. снова попытались возобновить ведомостный учет,
но опять безуспешно.

В начале XX в. сохранялся учет предприятий по производст-
вам, облагаемым акцизом, и предприятии горнозаводской про-
мышленности. Следует отметить, что в этих производствах была
высока доля казенных предприятий, что во многом обусловлива-
ло значение учета их производства для правительства,

Вызывает интерес проблема достоверности сведений ведо-
мостей фабрик и заводов. Излишне упоминать применительно
к массовым источникам о необходимости сочетать проверку
точности информации отдельного источника и полноту корпу-
са источников. Что касается второго аспекта, то он непосредст-
венно связан с отмеченной тенденцией неравномерного расши-
рения круга учитываемых производств. В отличие от ревизско-
го учета, когда государство было заинтересовано в точности све-
дений, или от подворных описей крестьянских хозяйств, когда
в достоверности данных был заинтересован помещик, точность
приводимых данных не представляла существенного интереса
для органов управления. Высказывавшееся в историографии
мнение о занижении показателей владельцами предприятий с
тем, чтобы платить меньше налогов, не выдерживает критики,
потому что в России на протяжении большей части
XVIII-XIX вв. система налогообложения была сословной и если
и была связана с объемом производства, то весьма опосредован-
но. Поэтому владельцы могли как занижать, так и завышать по-
казатели, иногда просто от незнания (например, численности
работающих при надомной организации труда, распространен-
ной в ткацком производстве, или годовой стоимости производ-
ства, для определения которой необходимы были специальные
навыки).

ГЛАВА 8

Статистика

СТАТИСТИКА - система сбора сведений для обеспече-
ния обратной связи в системах управления разного уровня и выработки
управленческих решений.

Слово «статистика» многозначно. В источниковедческом
дискурсе оно имеет, как минимум, три смысла, которые надо чет-
ко различать. Во-первых, под статистикой (статистической ин-
формацией) понимают любые массовые данные, которые могут
быть подвергнуты статистической обработке.


428 РАздел 2

Когда говорится о статистической обработке данных, то
имеется в виду статистика (математическая или теоретическая)
как отрасль математики, базирующаяся на теории вероятностей,
задачей которой является интерпретация данных с ощутимой
случайной изменчивостью82.

И наконец, статистика как вид исторических источников. От
учетной документации статистика в первую очередь отличается
тем, что статистические данные собираются для выработки уп-
равленческих решений вплоть до долговременной политики в
той или иной сфере, тогда как учетная документация обычно
обеспечивает реализацию уже принятых решений. Из этого сле-
дует, что статистическая информация собирается с расчетом на
последующую обработку для того, чтобы выявить состояние той
или иной экономической или социальной сферы, в том числе и
в развитии. Последнее чрезвычайно важно, поскольку именно
развитие того или иного процесса позволяет судить об эффек-
тивности принимаемых управленческих решений. Из этого, в
свою очередь, следует, что для проведения статистического об-
следования вырабатывается специальная программа, которую
отличают от формуляра учетной документации, по крайней ме-
ре, две особенности. Во-первых, расчет па обработку получен-
ных данных методами математической статистики заставляет
вводить в формуляр «избыточную» информацию, необходимую
для математической проверки достоверности сведений. Во-вто-
рых, и это основное, необходимость выявления процесса в дина-
мике заставляет стремиться к сопоставимости данных разновре-
менных статистических обследований. Например, рассматривая
ведомости фабрик и заводов как разновидность учетной доку-
ментации, мы видели, что к концу XIX в. уточнялась номенкла-
тура учитываемых производств и вводился ценз, который дол-
жен был обеспечивать устойчивость единицы статистического
учета.

Как это ни парадоксально, именно наличие специально раз-
работанной программы статистического обследования не позво-
ляет безоговорочно применять к нему методы математической
статистики, поскольку уже на уровне программы может быть за-
ложена такая тенденциозность собираемых сведений, которая
не позволит рассматривать полученные данные как случайные
величины.

В XVIII-XIX вв. в России статистика прошла период станов-
ления. Абсолютистское государство было заинтересовано в де-
тальной регламентации многих сфер жизни общества, но в
XVIII в. возможности сбора статистической информации были
весьма ограниченны. Учетная система могла перерасти в стати-


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 429

стическую только при острой заинтересованности государства в
регулировании какой-либо сферы (как это показано на примере
формулярных списков).

В начале XIX в. коллежская система управления была заме-
нена министерской. Одно из ключевых министерств - мини-
стерство внутренних дел возглавили «молодые друзья» Алексан-
дра I, попытавшиеся наладить широкомасштабный сбор сведе-
ний.

Но в первой половине XIX в. по-прежнему преобладали учет-
ные системы. Статистика была представлена главным образом
статистическими приложениями к губернаторским отчетам. Но-
вый этап в развитии отечественной статистики начался в
1860-х годах с образованием Центрального статистического ко-
митета МВД. Несколько позже появилась земская статистика. В
конце XIX - начале XX в. в статистике получил распространение
метод переписей. Были проведены первая Всероссийская пере-
пись населения, три промышленные и две сельскохозяйствен-
ные переписи. Кроме того, в это время сбором, обработкой и
публикацией статистической информации занимались не только
государственные учреждения и земства, но и предприниматель-
ские организации и акционерные общества. Статистика акцио-
нерных обществ интересна тем, что кроме промышленности она
исследовала кредит, торговлю, транспорт и страхование83.

1. Организация статистики

Статистику по способу организации сбора и обра-
ботки статистической информации можно разделить на четыре
группы: статистика, собираемая отдельными ведомствами84; ста-
тистика Центрального статистического комитета; земская стати-
стика; статистика, собираемая научными, учреждениями в науч-
ных целях. Поскольку история науки - фактически самостоя-
тельная отрасль научного знания, источниковая база которой
отличается своей спецификой, последнюю из названных групп
мы рассматривать не будем.

Идея организации государственной статистики, высказывае-
мая еще в первой половине XVIII в., оформилась в трудах рус-
ских статистиков на рубеже XVIII-XIX вв. Строгая министерская
система государственного управления обусловила как необходи-
мость, так и возможность создания государственного органа, ве-
давшего статистикой. Губернаторские отчеты, составление кото-
рых было предусмотрено с начала XIX п., присылались в мини-
стерство внутренних дел, где обобщением их данных занимались


430 РАЗДЕЛ 2

чиновники, выделенные в особую группу. В 1810 г. при реорга-
низации министерской системы статистику передали в мини-
стерство полиции, в котором было создано статистическое от-
деление во главе с К.Ф. Германом - для обобщения данных по
всей империи на основании сведений губернаторских отче-
тов84а.

Сбором и обработкой статистической информации занима-
лись также министерство финансов и министерство государст-
венных имуществ, но доминирующая роль министерства внут-
ренних дел в организации статистики сохранялась на протяже-
нии всего XIX в.

В 1834 г. статистическое отделение МВД было расширено,
при нем была создана сеть корреспондентов. В 1852 г. отделение
было реорганизовано в статистический комитет, который до
1857 г. действовал как временный, а в 1857 г. было издано поло-
жение, по которому он был переименован в Центральный стати-
стический комитет (ЦСК).

Следующее положение об организации статистики было из-
дано в 1863 г. Создается Статистический совет, который должен
был разрабатывать направления статистических работ. На Цен-
тральный статистический комитет возлагалась организация ста-
тистических обследований, разработка и публикация их матери-
алов.

По положению 1863 г. Статистический совет определял спо-
соб организации статистических обследований, устанавливал
порядок и формы разработки и издания статистических сведе-
ний, координировал деятельность различных ведомств, вносил
предложения об устройстве и деятельности статистических уч-
реждений разных ведомств и подготовке кадров статистиков,
разрабатывал формы представления статистических сведений
для земских и городских статистических учреждений, обсуждал
организацию сбора статистических сведений в губерниях. Одна-
ко рекомендации Статистического совета фактически не имели
обязательной силы. В основном он оказывал влияние на Цент-
ральный статистический комитет и в гораздо меньшей степени
на другие ведомства, занимавшиеся сбором статистических дан-
ных.

Центральный статистический комитет должен был соби-
рать, проверять, обрабатывать и издавать сведения, поступав-
шие из местных органов статистики, собирать и обрабатывать
статистические данные, необходимые для распределения зем-
ской повинности, разрабатывать и публиковать статистические
материалы других ведомств, предоставлять этим ведомствам
спои статистические материалы, осуществлять иные виды стати-


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XXВЕКА 431

стических работ по решению Статистического совета. В 1864 г.
ЦСК возглавил П.П. Семенов85.

Органами Центрального статистического комитета на мес-
тах были губернские статистические комитеты, которые долж-
ны были составлять статистические таблицы, требующиеся
ЦСК, и статистические приложения к губернаторским отчетам.
Сведения по губерниям в качестве приложения к губернатор-
ским отчетам собирались с периодичностью раз в пять лет и
ежегодно. Один раз в пять лет в приложение включались данные
о численности населения в городах и уездах с делением по полу,
сословию и вероисповеданию; о количестве скота; о землевладе-
нии; о количестве зданий и др. Ежегодно в отчет включались
сведения о посеве и урожае хлеба (с подразделением на владель-
ческие и крестьянские земли); о количестве промышленных
предприятий, сумме производства и числе рабочих; о естествен-
ном движении населения; о количестве учебных заведений, а
также статистика преступности.

Закономерно возникает вопрос о соотношении статистиче-
ских сведений, собираемых губернскими статистическими коми-
тетами, и разнообразными учетными формами, рассмотренны-
ми в предыдущей главе. Конечно, иногда систематически веду-
щийся учет являлся источником статистической информации,
по порой статистические сведения губернаторского отчета впол-
не могли быть плодом воображения какого-нибудь чиновника,
например волостного писаря, поскольку непосредственно сбор
данных возлагался на полицейских чинов, которые действовали
через волостные правления.

2. Демографическая статистика

Становление демографической статистики про-
исходило в 60-90-е годы XIX в. До 60-х годов XIX в. подсчет на-
селения Российской империи носил оценочный характер*.

К предыстории собственно демографической статистики
можно отмести составление «Списков населенных мест Россий-
ской империи» по данным на 1858 г. Работа по сбору материалов
была начата Академией наук и Синодом через церковные прихо-
ды в 1857-1859 гг., но была малоуспешной. Поэтому ЦСК и Рус-
ское географическое общество предприняли сбор сведений си-
лами местной полиции на основе данных десятой ревизии и цер-

*Иными слонами, численность населения определялась приблизительно, на
основе частичных данных.


432 РАЗДЕЛ 2

ковного учета. В течение 1861-1885 гг. осуществлено издание
«Списков населенных мест...».

Но демографическая статистика как таковая не велась. Прав-
да, с 1866 г., после того как в 1864 г. Центральный статистиче-
ский комитет возглавил П.П. Семенов, в «Статистическом вре-
меннике Российской империи» начали публиковаться данные о
численности населения и его движении. В 1860-е годы в городах
проводились местные переписи населения86, опыт которых был
учтен при проведении всеобщей переписи 1897 г. Администра-
тивно-полицейский учет явно не соответствовал потребностям
государства. Особенно ярко недостатки учета населения прояви-
лись в ходе реализации военной реформы 1874 г. в связи с фор-
мированием призывного контингента. Началась разработка про-
екта положения о всеобщей переписи населения. Первый про-
ект принадлежал П.П. Семенову, который учел опыт западноев-
ропейской статистики и проведения городских переписей в
Санкт-Петербурге в 1864 и 1869 гг. Автор второго проекта
А.Б. Бушем предлагал провести перепись как одиннадцатую ре-
визию87. В основу положения о всеобщей переписи, которое бы-
ло утверждено только 5 июня 1895 г., был положен проект
П.П. Семенова.

Первая всеобщая перепись населения российской империи
была проведена 28 января 1897 г. В переписи учитывались три
категории населения: наличное, постоянное и приписное. Та-
ким образом, отмечались временно отсутствующие, фиксирова-
лись как административное, так и фактическое место жительст-
ва. Использовались три формы переписных листов; для кресть-
янских хозяйств, для владельческих хозяйств и для городского
населения.

Программа переписи включала следующие вопросы: 1) имя и
фамилия; 2) пол; 3) возраст; 4) отношение к главе семьи и к гла-
ве хозяйства; 5) семейное положение; 6) сословие, состояние
или звание; 7) место рождения; 8) место приписки; 9) обыкно-
венное место жительства; 10) отметка о временном отсутствии
или временном пребывании; 11) вероисповедание; 12) родной
язык; 13) грамотность и образование; 14) род занятий - ремесло,
промысел, служба; при этом отмечались главное и побочное,
или вспомогательное, занятия.

Данные переписи при публикации были разработаны по
25 таблицам88.


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ХVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 433

3. Аграрная статистика

Аграрную статистику можно разделить на две ча-
сти: 1) статистика землевладения и землепользования, 2) стати-
стика аграрного производства.

Статистика землевладения и землепользования

Материалы Генерального межевания

Традиции учета землевладения и землепользования сложи-
лись еще при поземельной системе налогообложения. Писцовые
книги - один из основных источников по социально-экономиче-
ской истории XVI-XVII вв. Однако в XVIII в. с изменением сис-
темы налогообложения систематический учет земель не велся.
Первым крупномасштабным обследованием состояния земель в
повое время было Генеральное межевание, предпринятое по ма-
нифесту Екатерины II с конца 60-х годов XVIII в, и продолжав-
шееся в первой половине XIX в. Обширные материалы Генераль-
ного межевания составляют особый архив, который делится на
графическую и письменную части.

К статистике землевладения и землепользования принадле-
жат «Экономические примечания» к картографическим матери-
алам Генерального межевания - результат крупномасштабного
хозяйственно-экономического описания. В них содержится
краткое географическое и экономическое описание каждой да-
чи*, указанной на соответствующей карте. Различаются «Эконо-
мические примечания к Генеральным планам» и «Краткие эко-
номические примечания». Первые, более подробные, прилага-
лись к планам и с 1782 г. назывались «Полные экономические
примечания». Кроме описания местоположения дачи, геогра-
фических условий (с указанием разновидностей древесных по-
род, зверей, птиц) и условий хозяйствования (качество лугов и
пашни, основные сельскохозяйственные культуры), в них во-
шли сведения о промысловых занятиях крестьян, размерах об-
рока, величине барской запашки (иногда и сведения о крестьян-
ской пашне).

«Краткие экономические примечания» составлялись с
1780-х годов. Они прилагались к атласам и содержали меньше
сведений: географические данные, количество дворов, мужского
и женского населения, размер землевладения в целом и по угодь-

*В терминологии Генерального межевания «дача» - синоним слова «владе-
ние».


434 РАЗДЕЛ 2

ям, а также сведения о наличии помещичьей усадьбы. Степень
сохранности «Кратких примечаний...» значительно выше, чем
«Полных...».

Переписи поземельной собственности
европейской России

Во второй половине XIX в. сведения о землевладении соби-
рал Центральный статистический комитет. Для этих целей пред-
полагалось один раз в пять лет проводить переписи поземель-
ной собственности европейской России. Но были проведены
лишь три переписи - в 1877, 1887 и 1905 гг.

Проведением первой переписи руководил П.П. Семенов. Ее
программа была достаточно простой: указывались фамилия, со-
словие или звание землевладельца, количество принадлежащей
ему земли, для крестьянских обществ указывались количество
дворов, число душ и способ использования пашни (общинный
или подворный). Опросные листы заполняли сами землевладель-
цы, а по крестьянским землям - волостные правления. Сбор ма-
териалов по первой переписи длился до 1880 г., после чего дан-
ные были сведены и опубликованы89. При сведении данных о зе-
млевладении владения менее полудесятины не учитывались, но
их владельцы включались в общее количество. В публикации
приводились данные о количестве и размерах земельных владе-
ний в 49 губерниях, систематизированные по сословиям и кате-
гориям владельцев. В издании помещена таблица процентных
соотношений категорий землевладельцев и шесть таблиц по ка-
ждой губернии: 1) сведения о размере поземельной собственно-
сти с распределением на частную, общинную, казенную; 2) о ча-
стновладельческой земле с распределением по размерам земле-
владений; 3) о частновладельческой земле с распределением по
категориям владельцев; 4) о надельных землях; 5) о количестве
населенных мест; 6) о количестве строений.

В 1881 г. было проведено дополнительное обследование рас-
пределения земель но угодьям (пашня, лес, выгон), данные кото-
рого публиковались в «Статистическом временнике».

Этот показатель учитывался и при проведении второй пере-
писи в 1887 г.90 В основном ее программа совпадала с програм-
мой первой переписи, но некоторые различия делают их резуль-
таты практически несопоставимыми91. Следует отметить и низ-
кий уровень организации переписей, которые по-прежнему про-
водились главным образом силами полиции.

Третья поземельная перепись в основном была проведена ле-
том 1905 г. и продолжалась до начала 1906 г. Кроме сложностей,


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ХVIII - НАЧАЛА XXВЕКА 435

связанных с революционными событиями в стране, на качество
этой переписи повлияло и то, что способ ее проведения на мес-
тах был отдан на усмотрение губернаторов. Центральный стати-
стический комитет лишь рекомендовал сверить полученные ре-
зультаты с данными окладных книг; это, естественно, привело к
тому, что в ряде мест именно такие данные и сообщались как ре-
зультаты переписи92.

Статистика сельскохозяйственного
производства

Попытки наладить статистику урожаев наблюда-
лись уже в конце XVIII в., но на протяжении большей части
XIX в. почти единственным источником статистических сведе-
ний о сельскохозяйственном производстве продолжали оста-
ваться статистические приложения к губернаторским отчетам, в
которых учитывались только объем высеваемого и собираемого
зерна и урожайность в «самах»*. Размер посевных площадей не
принимался во внимание.

В 1881 г. Центральный статистический комитет разослал оп-
росные листы с тем, чтобы получить сведения о посевных пло-
щадях. Данные были собраны и обработаны в течение
1882-1883 гг., и ими пользовались до 1889 г. В 1887 г. снова соби-
рались сведения о посевных площадях. С 1893 г. эти сведения со-
бирались ежегодно и публиковались.

До 1903 г. посевные площади учитывались по видам высевае-
мых на них культур и делились на надельные и владельческие. С
1904 г. система учета посевных площадей стала более дифферен-
цированной: учитывались земли надельные, купленные, арендо-
ванные и частновладельческие.

Одновременно с переписями посевных площадей собира-
лись данные об урожайности. Эти данные поступали через сеть
корреспондентов Центрального статистического комитета.

Кроме Комитета, статистикой урожайности занимался де-
партамент земледелия и сельской промышленности (с 1894 г. -
отдел сельской экономики и сельскохозяйственной статистики)
министерства земледелия и государственных имуществ. Сведе-
ния об урожайности с единицы площади на надельных и частно-
владельческих землях собирали добровольные корреспонденты.
Размеры посевной площади также не учитывались. Корреспон-

* «Сам” - единица измерения урожайности, показывающая соотношение по-
сеянного и собранного зерна. Например, урожай «сам три» означал, что зерна
собрано втрое больше, чем было посеяно.


436 РАЗДЕЛ 2

дентская сеть министерства земледелия и государственных иму-
ществ была намного меньше, чем сеть Центрального статистиче-
ского комитета, и распределялась она неравномерно, поэтому
возникавшие пробелы восполнялись данными Комитета.

Статистика скотоводства

Сведения о поголовье скота также включались в губернатор-
ские отчеты. С 1863 г. данные о численности скота собирало Ве-
теринарное управление МВД98. Но наиболее ценны военно-кон-
ские переписи,
которые проводились с 1880-х годов.

Первая военно-конская перепись была проведена Централь-
ным статистическим комитетом в 58 губерниях в 1882 г. С 1888 г.
такие переписи проводились регулярно94. Они дают подробные
сведения не только о распределении лошадей по возрасту, но и
по разным категориям владельцев. В них также приводится груп-
пировка владельцев в зависимости от обеспеченности лошадьми
(безлошадные хозяйства, однолошадные и т. д.). Именно поэто-
му значение военно-конских переписей выходит за рамки иссле-
дования состояния коневодства. Они дают ценную информацию
о состоянии крестьянского хозяйства в целом, в первую очередь
потому, что заинтересованность военного ведомства обеспечива-
ла высокое качество статистической информации95.

В 1900 г. Центральный статистический комитет анкетным
методом собрал и опубликовал данные о количестве рабочего и
продуктивного скота.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: