Медитация. Я практикую випассану. Каково ваше мнение об этой прак­тике?

Я практикую випассану. Каково ваше мнение об этой прак­тике?

Ты можешь продолжать ее, но в действительности ника­кая практика тебе не нужна. Практика делает тебя зависи­мым, но ведь ты являешься Тем, что не зависит ни от чего. Практика - это также нечто, когда тебя учат, как начинать и продолжать, но никто не учит тебя тому, как прекращать. Практика - это прошлое. Просто оставайся Безмолвным Здесь.

Продолжали ли вы свою медитацию с Кришной после того, как впервые встретили Раману? Приносит ли это пользу?

Медитация всегда полезна, даже после Просветления. А что еще ты можешь делать?

Медитация означает, что ты не привязан

к тому, что не вечно.

Это удерживает тебя дома.

Будь Безмолвен и медитируй всегда,

насколько это возможно.

Зачем вся эта беготня, если Покой можно найти только тогда, когда медитируешь? Не трать свое время на беседы на дороге. Прямо Сейчас ты можешь найти различия между лицами в этом доме и лицами людей, встречающихся на до­роге. Лучше всегда пребывать в медитации. Проведи время, оставшееся до отъезда, в медитации, тогда твой отъезд бу­дет прекрасен.

Как долго мне следует сидеть в медитации?

Медитация вне времени, не смотри на часы, когда меди­тируешь, иначе это не медитация, а лишь концентрация на времени. Медитируй, когда ты можешь, но не думай о вре­мени. Ты можешь думать о времени у себя на работе, но не тогда, когда время отсутствует. Тогда это будет подобно пре­быванию в покое в течение многих тысяч лет. Просто меди­тируй, а когда что-то зовет тебя, займись этим. Нет никаких ограничений насчет того, как долго тебе следует медитиро-



Истина есть


Садхана: нельзя стать Бытием





вать, и мой совет тебе - медитируй всегда. Больше ничего не принесет тебе Покой.

Всю свою жизнь, пребывая в бодрствовании, сновидении и сне,

Как сказал Кришна: «Делай все, что хочешь, но всегда ме­дитируй, созерцая Меня». Это и есть Учение. Если у тебя есть Учитель, концентрируйся на Нем, а если нет - концен­трируйся на своем собственном Сердце и продолжай рабо­тать. Работа - это твой долг, и ты не можешь избежать это­го, но результаты находятся в моих руках. Ты получишь то, чего ты желаешь. Вот какой совет я могу тебе дать.

Я знаю, вы говорите, что медитация никого не сделает Про­светленным, но мне она помогает установить какой-то кон­троль над этим умом, скачущим, подобно обезьяне.

Ты можешь продолжать свою медитацию, но по ходу де­ла не забудь выяснить, кто же медитирует. Раньше твоя ме­дитация сосредотачивалась на каком-то объекте из прошло­го. И все медитации относятся к прошлому, а не к настояще­му. Но исследование того, кем является медитирующий, приведет тебя как раз в Настоящее.

Зачем копаться в могиле и пытаться кормить мертвых хлебом и вином? Это то, чем является медитация на каком-либо объекте. Ты можешь потратить годы на медитацию, но требуется всего одна секунда, чтобы отбросить концепцию медитации. Если эта секунда не принесет тебе желаемого, тогда можешь вернуться на свое кладбище. Не копаться в могилах, значит, не касаться прошлого. Попробуй сделать это и скажи мне, если ничего не получится.

Я прошу всего одну секунду, одну секунду, посвященную своему собственному Я, в то время как ты посвятил милли­оны лет другим. Ты жил ради счастья своих родителей, сво­их учителей, жен и мужей. На одну секунду перестань при­надлежать кому-либо и найди того, кто никогда никому не принадлежал.

(Одна женщина поднялась со своего места и начала петь красивую песню. Мужчина, сидевший перед Пападжи и на­ходившийся, по всей видимости, в глубокой медитации во


время исполнения песни, внезапно вскакивает и громко ап­лодирует).

Вот что происходит с людьми, которые медитируют. Один человек десять лет медитировал в гималайской пещере без пищи и воды, пока однажды перед ним не начала танцевать девушка. В то же мгновение десяти годам медитации при­шел конец. Он голодал десять лет и, увидев изысканную пи­щу перед собой... (смеется). Посмотри, что может произой­ти! Самадхи сразу пойдет прахом, так что лучше слушать музыку и не вводить себя в замешательство медитацией. Ты должен быть искренним. Когда ты медитируешь, медитируй. Если ты хочешь насладиться музыкой, наслаждайся ею. За­чем медитировать, если играет музыка?

Потрать пять минут из двадцати четырех часов. Никаких проблем! Награда будет высока. Всего пять минут Сохра­няй Безмолвие и не бросай взгляды туда-сюда. Всего пять минут! Если не можешь столько, то двух с половиной минут вполне достаточно. Решись на это в какой-то момент своей жизни.

Даже мысль о медитации является мыслью, и поэтому я не предлагаю то, что большинство людей называют медита­цией. Просто сохраняй Безмолвие, глядя на мысль, и эта мысль исчезнет, останется лишь Тишина. Тишина является самым главным объектом для тебя, и именно об этой меди­тации я веду речь. Можешь сохранять Безмолвие, занима­ясь своими делами, просто глядя на возникающие мысли и зная, что эти мысли принадлежат прошлому. Сам ум являет­ся прошлым, ум - это мысль, время. Поэтому когда ты смо­тришь на мысль, время исчезает, прошлое исчезает, ум ис­чезает. Состояние не-ума - это состояние тишины и покоя, и если ты остаешься здесь, ты всегда сохраняешь Безмол­вие, даже занимаясь своими делами.



Истина есть


Садхана: нельзя стать Бытием





- это имя Бога, Реальности,

и всегда распевается для очищения тела, языка и ума.

Повторяй Ом в начале и в конце состояния бодрствования.

- это та вибрация, в которой находятся миллионы планет.

Исследование осуществляется лишь через ум,

а этот ум и есть вибрация.

Ом - это вибрация, ведущая тебя к источнику,

Ом ведет тебя в Бытие.

Распевание максимально долго -

Один из путей сделать ум пустым,

ибо он выкачивает все васаны и желания из ума.

Затем пребывай в медитации сколько возможно,

и ты завоюешь Свободу.

Этот переняли христиане и назвали его Аминь, а также мусульмане, назвавшие его Аммин. Эти оба слова являются формами ОМ.

- это Брахман, это Сат-Чит-Ананда, созерцание ОМ - это созерцание Я.

Я хочу, чтобы мое тело каждую секунду произносило Ом. Я хочу иметь пещеру, чтобы пребывать в Покое. Пожалуйста, покажите мне путь любви.

Ты распеваешь Ом или просто хочешь этого? Ты должна делать это. Всегда повторяй Ом, и этого достаточно. Тогда ты будешь счастлива и также будешь пребывать в покое. Не пытайся понять, просто продолжай распевать днем и ночью, с той секунды, когда ты просыпаешься, и до самого отхода ко сну. Ом должен постоянно находиться в твоем уме и на твоих губах. Ты ничего не потеряешь. Это встреча с Я, по­скольку это слово является самим Я. Если ты этого не дела­ешь, то хотеть этого бессмысленно.

Начни прямо сейчас. Подойдет произнесение языком. Затем я научу тебя, как это делать языком и горлом, что даст


лучший результат. Затем - ментальное повторение, а после - трансцендентное. Я покажу тебе это, но начни с распева-ния. Не очень громко, а также в уме. Сделай это, а завтра приходи ко мне и расскажи, что произошло во время сна. Ты не найдешь ответ, пока просто не сделаешь это.

Поэтому символы Ом висят здесь на стенах?

Ом должен быть внутри и снаружи, поскольку этот символ Ом преобразуется в Пустоту пространства, когда ты его по­вторяешь. Это вовсе не слово. Прислушайся к звуку, когда ты выдыхаешь. Слышен ОМ. Первое слово новорожденного ребенка - ОМ. ОМ - это все. Это не слово и не не-слово. Это.то, как все было создано. ОМ было началом мирозда­ния. Ом - это беззвучный звук. Он создал все, и после рас­творения всего он останется. Это вечный звук, и он не име­ет формы. Можешь почитать «Карика» Гаудипады. Он очень хорошо объясняет ОМ.

В 1972 году я был в Каннах на юге Франции, где я смотрел телевизионное интервью кардинала Франции и Бхактиве-данта. Кардинал настаивал на том, что вначале было солнце, то есть что первым был свет, иначе мироздания не могло бы быть, и души не могли бы жить. Он сказал: «Вначале Бог по­слал свет, как написано в Библии». Однако Бхактиведант ут­верждал, что первым был звук, и этим звуком был ОМ, что в начале был не свет, а именно звук. Кардинала это вовсе не удовлетворило. Люди, с которыми я тогда был, спросили, могу ли я сказать что-нибудь по этому поводу. И я сказал: «Да, я заставлю их замолчать!». Мне была назначена встре­ча с кардиналом в воскресенье, через десять дней, с четы­рех до шести часов вечера.

Когда я пришел к нему, там было много монахов, священ­ников и местных жителей, и снова был поднят тот же вопрос. Я сказал: «Когда твой Бог сказал: «Да будет свет», то это был звук! Так что свет был после звука. Из «ОМ» происходит «Да будет», поэтому этот звук предшествует свету». Он не стал возражать, а тихо сказал по-французски: «Этот индиец очень умный».



Истина есть


Садхана: нельзя стать Бытием





Мантра

Мантра используется лишь для концентрации ума, для того чтобы вновь и вновь возвращать его обратно. «Я есть Пустота» - вот что должно быть твоей мантрой. Утверждай «Я есть Сознание», а не «я - тело» пли «я страдаю».

Что такое мантра-медитация, и как она работает?

Она успокаивает твой ум, занимая его чем-то, чтобы он, таким образом, не следовал за объектами. Своим звуком она поможет тебе концентрироваться. Обычно распевание мантры предназначено для начинающих. Пока ты повторя­ешь мантру, ум занят, но как только ты прекращаешь повто­рение, он тут же устремляется к внешним объектам. Распе­вание - это хорошее дело, но это не самоцель, ибо оно не приносит тебе счастья, а лишь дает занятие твоему уму. Эту мантру можно использовать какое-то время, пока она не становится бесполезной. Мантра используется, для того чтобы занять ум. Ты не можешь думать о двух вещах одно­временно, так что вначале повторять мантру необходимо, если, конечно, ты не встретишь Учителя.

Когда слона приводят на базар, погонщик берет бревно или прут и дает его слону, чтобы тот держал его хоботом и не хватал фрукты и овощи по дороге. Таков и ум - если ты дашь ему что-нибудь подержать в хоботе, он будет молчать. Эта мантра приведет тебя к Учителю, чтобы ты узнал, кем ты яв­ляешься!

Если ты не получаешь ответ, просто продолжай распева­ние, и ты увидишь, что однажды мантра оставит тебя, и на­ступит Тишина. Просто сохраняй безмолвие и позволь уму повторять эту мантру - уму, а не языку. Тогда ты будешь мол­чалив, ибо это даст тебе Тишину. Ваша цель - быть свобод­ным, а не бесконечно продолжать распевание мантр. Когда ты спишь, ты не повторяешь мантры, это происходит только в состояниях сновидения и бодрствования, но если ты бу­дешь заниматься этим достаточно долго, ты будешь распе­вать мантры и в состоянии сна. На этом этапе мантра тебя и оставит.


Большинство мантр содержат какое-нибудь имя или фор­му, как, например, мантра «Рам». Но мантра «кто я?» не да­ет тебе ни имени, ни формы, поэтому это лучшая мантра, которую можно дать. Без повторения этой мантры нельзя быть свободным, и тебе нужно повторить ее всего лишь еди­ножды! Эта мантра дает тебе освобождение, так как она не уводит тебя в прошлое и не содержит в себе никакого име­ни или формы. Она удерживает тебя непосредственно в На­стоящем. Так что эта мантра невидима, и она будет давать тебе покой все время - просто оставайся безмолвным и не совершай никаких усилий. Для распевания мантр требуют­ся усилия, но, сохраняя безмолвие, не используй ничего и не делай никаких усилий. Попробуй это прямо сейчас, и ес­ли тебе нужны еще советы, спрашивай меня.

Вы повторяли мантру Кришны в течение двадцати пяти лет. Высказали, что мантра делает ум молчаливым. Очищает ли мантра ум ученика?

Да, обязательно. Повторение мантры позволит тебе уви­деть Бога, находящегося в твоем Сердце. Он увидит, что ты зовешь его изнутри. Мантра очищает твой ум, уводя его от отвлечений, которые приводят к страданиям, и, в конечном итоге, освобождает тебя от всех привязанностей. В конце концов, ты будешь распевать ее двадцать четыре часа в сут­ки. В этот момент твой ум привязан только к Богу, к Тому, чье имя ты повторяешь, и Он проявляется перед тобой. И тогда ты'видишь того, чье имя воспевается.

Гуру, который был у меня пятнадцать лет назад, дал мне мантру, и я должен был ее повторять. Я же предпочитаю просто сидеть и пребывать в молчании. Что вы мне совету­ете?

Как я уже сказал, мантра - это предварительная стадия, но поскольку мир сейчас не пребывает в особой тишине, мантра может принести тебе пользу. Кабир постоянно рас­певал имя Рамы, также это делали Тукарам и Намдев. Это был их путь, и, по всей видимости, это срабатывало.

Существует два главных пути - Вичар и преданность. Путь Махарши - это Вичар. В Вичаре ты должен исследо­вать «Кто я?». На пути преданности ты отдаешь свое эго По-



Истина есть


Садхана: нельзя стать Бытием





кою. Это счастье, что ты можешь сидеть и пребывать в мол­чании, ибо очень многие другие пути становятся ловушками деяния, из которых ты не можешь потом выбраться. Воисти­ну, Пребывание в Безмолвии даст тебе больше пользы, чем повторение имени Бога. Когда ты распеваешь мантру, ты по­вторяешь имя того, кого перед тобой нет, но когда ты пребы­ваешь в Безмолвии, ты являешься ТЕМ.

Выполняй ту практику, которая больше всего подходит твоему темпераменту. Но будь осторожен, ты можешь на­столько привязаться к ней, что потеряешь из виду свою из­начальную цель. Отдай себя в руки своего Учителя, и он по­заботится о тебе.

Я не могу сказать «я Свободна», потому что Свобода везде. Я не могу сказать «я Свободна», потому что мне кажется, что это как-то ограничивает меня. Могли бы вы сказать что-нибудь на этот счет?

Ты не можешь сказать «я Свободна» по той причине, что когда ты испытываешь это переживание, тебе не нужно го­ворить это. Точно так же как ты не говоришь «я - женщина», поскольку это то, что ты знаешь наверняка.

Это лозунг тех людей, которые борются за Победу, и это подобно тому, как солдаты кричат на поле битвы: «Победа, победа, победа», хотя они не знают, победят они или нет. Итак, «я Свободна» - это тот лозунг, который следует посто­янно держать в уме просто для того, чтобы сдерживать ум и не позволять ему отвлекаться и втягивать тебя в рабство. «Я Свободна» разрушит все ограничения, а когда ограниче­ния разрушены, исчезнет даже это. Так что постоянно по­вторяй: «Я хочу быть Свободной, я Свободна, я хочу Свобо­ды», и эта мантра доставит тебя туда, где ум отсутствует.

Итак, если у тебя нет переживания Свободы, повторяй этот лозунг как мантру, чтобы ум оказался побежденным, иначе он втянет тебя в рабство, которое он так любит. Но ес­ли у тебя есть это переживание, тебе не нужно говорить о нем. Свобода всегда есть. И это то, о чем я говорю ежеднев­но.


В раннем детстве меня познакомил с йогой и медитацией Свами Венкатесананда. Он дал мне мантру «Сохам», кото­рая, как мне сказали, означает «Я есть ТО».

Нет, «Сохам» означает «То я ЕСТЬ», а не «Я есть ТО». «Я есть То» звучит как «Тат Вам Аси». Вот в чем разница. Это не должно быть механическое повторение. Эта мантра имеет очень глубокое значение, и ты должен произнести ее всего лишь один раз - «ТО Я ЕСТЬ». Зачем ее повторять? Повторе­ние означает, что ты что-то не понял. Ее не нужно повторять, а нужно просто Верить и Знать, что «Я ЕСТЬ БОГ». Вот и все.

Как я могу углубить это исследование «я»?

То, что люди называют медитацией, на самом деле явля­ется концентрацией, поскольку присутствует объект, на ко­тором ум концентрируется. При медитации в уме нет мыс­лей, и человек прекрасен. Так что не делай это «я» объектом концентрации. Просто знай и имей безграничную веру в то, что СОХАМ.

Поскольку имя Рамана имеет тот же корень, что и имя Рама, поможет ли распевание его имени?

Это может помочь в самом начале, так как такое повторе­ние имени возвращает внимание к человеку, чье имя ты рас­певаешь. «Кто я?» приведет тебя к источнику всех мантр, к источнику Тишины и Покоя. Как только ты достигаешь Ис­точника, больше нет смысла в повторении мантры, и она са­ма собой отпадет. Ты не будешь нарушать этот Покой ника­кими звуками.

Когда я был в Анандашраме, я повторял имя Рамы, но ника­кой пользы от этого не было. Что я делал не так?

Ты можешь повторять это имя, Рам, но никто не знает, как нужно его повторять. Если ты не знаешь, как это делать, в какой-то степени повторение поможет тебе, поскольку та­ким образом ты не будешь давать своему уму отвлекаться. Но если ты знаешь, как это делать правильно, эффект бу­дет намного более сильным. Первое, что необходимо за­помнить:



Истина есть


Садхана: нельзя стать Бытием





Повторяй имя дыханием, а не языком.

Пусть имя повторяет не язык, а дыхание,

и не оказывай никакого давления на что бы то ни было.

Пусть дыхание течет свободно - вдох и выдох,

естественно, привычно. Ты не должен его замечать.

Тогда это будет продолжаться во время работы, ходьбы, посещения магазинов и сна. Я видел людей, которые повто­ряли это имя десятки миллионов раз, и все тщетно. Делай это так, как я говорю, и через несколько дней ты увидишь то­го, чье имя ты повторяешь. В Кали Югу нет времени совер­шать тапас, но сила слова огромна. Слово «Рам» очищает, оно войдет в твое Сердце. Это тот плот, который может пе­реправить тебя через Океан. Пусть это будет последнее слово последнего вздоха. Рам подарит свободу безо вся­кой практики.

Наивысшим переживанием является переживание истин­ного Я, ибо в нем нет переживающего, только Покой. Тогда ты будешь знать:

Я есть То, что обитает в центре Сердца, и это - Ом Мани Падме Хум.

Мастер, я могу получить имя?

Я дам тебе имя, и ты можешь повторять это имя как ман­тру, так как нет лучшей мантры, чем эта, для освобождения тебя от страданий самсары. Она сработает, даже если ты произнесешь ее ОДИН РАЗ. Но поскольку это имя, ты бу­дешь использовать его много раз в день, и оно проникнет в то место, которому оно принадлежит. Это имя СитаРам. Си­та - это твоя жена, а Рам - ее муж. Любой человек может распевать имя СитаРам. Даже произнесенное единожды, Даже Единожды Произнесенное, оно дает человеку осво­бождение. Благодарю тебя.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: