Двойной (и тройной) органный пункт

Момент функционального расхождения — вплоть до противоре­чия — может касаться не только простого (однозвукового) органного пункта, но также и групповых, главным образом, двойного, а также, очень редко, тройного.

Как правило, двойной органный пункт бывает на тонической квин­те — звуках 1 и 5 ступеней*. Несмотря на одновременное звучание

* Здесь и далее знак "ˆ" над арабской цифрой указывает на ступени в виде отдель­ных звуков (а не аккордов).

двух звуков — и доминантового, и тонического (оба в функции орган­ного пункта), такой двойной органный пункт — разновидность тони­ческого, без признаков свойств доминантового. Двойной органный пункт на тонической квинте генетически связан со звучанием древ­них народных инструментов типа волынки и часто имеет пастораль­ный, народно-жанровый оттенок выразительности: Гайдн, 104-я сим­фония D-dur, финал, главная тема (ср.: Григ, «Шествие гномов», главная тема).

В редких случаях те же два тона расположены наоборот: доми­нантовый — внизу, тонический — сверху. Получается квартовый двой­ной органный пункт. Функциональная сущность квартового органно­го пункта двойственна: в некоторых образцах он имеет явное доми­нантовое значение (см. пример 55), в других — скорее тоническое (Лист, Мефисто-вальс A-dur, начало репризного раздела в B-dur).

Тонально-функциональная двузначность, свойственная кварто­вому органному пункту (T/D) аналогична функциональной двойствен­ности кадансового квартсекстаккорда, который, взятый сам по себе, звучит как гармония тоники, а в контексте аккордов каданса подчи­нен в целом функции доминанты (= D6-54-3). Oб этом свидетельствует, например, переход квартового органного пункта в D7 (4 такта до вступления финала) в приведенном ниже фрагменте из 5-й симфо­нии Бетховена (пример 55).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: