Итак, квинтовость структуры является логической первоосновой диатоники (терцовость вызревает в рамках квинтовой структуры и представляет собой фактор ее внутренней реорганизации, переосмысления).
Исходный пункт становления диатоники логически — продление цепи квинт до седьмого тона:

Если отношение квинты выражается одним из самых простых по структуре чисел — 3:2, то столь длинная цепь дает соотношение чрезвычайной сложности — особенно если сравнивать «края» системы квинт (сведено в одну октаву):
| f | с 1 | g | d l | а | e 1 | h | ||||||
| 1 | 3 | 9 | 27 | 81 | 243 | 729 | ||||||
Как эти отношения выражаются музыкально? Они говорят об огромных различиях в напряжениях интервалов. Притом чем дальше отстоят тоны друг от друга, тем эти различия больше. Отсюда полярность тонов, то есть полярная противоположность напряжений;отсюда же логическая противоположность движении от f к h, с одной стороны («вверх»), и, наоборот, от h к f — с другой («вниз»). Наибольшая напряженность интервальной системы (см. числа) между крайними членами — звуками f и h, образующими тритон. Наименьшая напряженность, возможная одновременно по отношению к полярным тонам f и h, свойственна только одному тону — тому, который равно удален от краев. Это звук d. C этой точки зрения, система «белоклавишной» диатоники (как совокупность ступеней основного звукоряда) выглядит следующим образом:

Зеркальная симметрия интервальных отношений вокруг осевого звука-центра d дает максимально возможную среди диатонических квинтовых систем уравновешенность противоположных тенденций. Возникает вопрос: не занимает ли эта квинтовая система (с центром d) какое-нибудь особое положение в ходе исторической эволюции ладового мышления? Оказывается, что занимает. На всем протяжении
развития западной модальной системы именно дорийский лад был центральным в группе восьми средневековых «церковных ладов». Лишь в XVI в., а особенно в XVII, по мере приближения к новой системе мажора и минора, дорийский d был вытеснен тональностью C-dur (квинты к звукам c-e-g — новый центральный элемент лада — дают совокупность ступеней основного «белоклавишного» звукоряда).
Таким образом наиболее простые и гармоничные отношения достигаются при системе отсчета от среднего (центрального) тона квинтовой цепи. Это обстоятельство содержит формальную мотивировку для трех свойств квинтовой диатоники:
1) принятие за исходный (центральный) тон того или другого звука квинтовой цепи существенно меняет внутренние отношения системы;
2) принятие за центральный тон равноудаленного от «краев» звука дает наиболее простые системные интервалы;
3) так как интервальная система существует не сама по себе, а представляет собой своего рода «алфавит» лада или группы ладов,* то свойственная ладам разница в экспрессии, «характере», получает свой эквивалент в необходимости (в целях «гармонизирования» числовых отношений интервальной системы) принятия одного из тонов за главный устой.
В результате возникают различия между теми или иными диатоническими рядами в зависимости от того, какой из звуков диатонической цепи принимается за центральный. Соотношение тонов, направленных от центра (укажем его знаком 0 = «нулевое напряжение») вниз (обозначим их символом
) и направленных вверх (
), оказывает существенное влияние на выразительность соответствующих ладовых структур. Чем выше квинтовый показатель
, тем сильнее ощущается восходящая направленность, и, наоборот, чем ниже
, тем сильнее направленность нисходящая (согласно теории А. С. Оголевца**). В ладовой выразительности различие между восходящими и нисходящими напряжениями мы воспринимаем как противоположность восходящих тяготений, просветления, мажорности и, наоборот, тяготений нисходящих, потемнения, минорности. Символы 0 (квинты влево = вниз от единицы) и 0 (квинты вправо = вверх от единицы) позволяют точно фиксировать соотношение восходящих и нисходящих напряжений системы (см. табл. 6).
Число квинт можно обозначать двояко:
или
,
или
Если число равно единице
, оно может не указываться 
С позиций нашего сознания, воспитанного на ладовых категориях мажорно-минорной системы, различия в напряжении между то-
* Русский теоретик XVII в. Николай Дилецкий называет это «букварь» или «абецадла» (алфавит). Например, он пишет, «в диезосовом букваре», то есть в диезном звукоряде.
** Впрочем, Оголевец иногда несколько механистически «закрепляет» за ступенями звукоряда те или иные качества мажорности или минорности (см.: Способин. Лекции по курсу гармонии. С. 21-22).
Таблица 6

нами диатонической интервальной системы легче всего уяснить через соотношения степеней мажорности и минорности. Если так можно выразиться, через соотношение «мажорант» и «минорант» — верхнеквинтовых и нижнеквинтовых ступеней. Чем больше «мажорант», тем ладовая окраска мажорнее; чем больше «минорант» — тем минорнее (Способин. Указ. соч. С. 89), пример 86.

По отношению к одному и тому же звуку-центру «мажорантные» и «минорантные» диатонические значения имеют следующие звуки:

Выраженные через ладовые значения, они дают следующую систему ладовых оттенков диатоники (пример 87).

В результате получается, что самый «светлый» (вплоть до резкости), «сверхмажорный» диатонический лад — лидийский (0 —
); самый мрачный и суровый (горько-печальный и т. п.) — локрийский лад (
— 0), стоящий, однако, особняком от прочих из-за отсутствия чистой квинты на своей I ступени и малоупотребительный в своем собственном качестве (часто считают, что он вообще неупотребителен); из ладов, имеющих на I ступени устой квинты, самый «темный», более минорный, чем натуральный минор, — фригийский лад (
— 0 —
).
Вообще, чем «правее» (в примере 87) какой-либо лад, тем он «светлее» по своему звуковому колориту, мажорнее по своей эмоциональной выразительности.
Такая же градация ладовых значений действительна и внутри диатонического лада. Например, в системе эолийского лада с (
— 0 —
) ступень as (=
) имеет наиболее темный и мрачный выразительный характер, даже более сгущенно-минорный оттенок звучания, чем основной носитель минорности — звук es. Этим можно объяснить возможность предельно ясного ощущения ладового наклонения (мажорности или минорности) при отсутствии 3 ступени лада, если есть 6, как, например, в первой фразе вступления к «Тристану и Изольде» Вагнера (такты 1-3; в музыке нет ни с,ни cis, и, несмотря на это, при тонике a отчетливо слышна минорная окраска лада благодаря подчеркнутому звучанию звука f в начальном мотиве).






