Экмелика

Экмелика (или екмелика; от греч. έκμελής, букв. — «внемелоди­ческий», то есть вне закона мелоса, нестройный) — система, харак­теризующаяся применением высотно неопределенных, высотно не­стабильных звуков. Это глиссандирование, свободно-высотная мелиз­матика, несистемная микрохроматика, применение сонорных (высотно недифференцированных) звуков-шумов, «темброзвуков» (как, напри­мер, на некоторых ударных инструментах — колоколах, тарелках, восточных гонгах и т. п.). Хотя отношения между высотно неопреде­ленными, скользящими, нестабильными звуками (тем более мелиз­матическими опеваниями, несистемными микротонами) могут быть

поняты как своего рода интервалы (иррациональные интервалы), резкое отличие их от интервалов других родов делает отнесение экмелики к интервальным родам в некоторой степени условным.

Слово «экмелический» встречается у древнегреческих теорети­ков (у Клеонида, Гаудентия, Птолемея) в значении «немелодичный» (например, интервалы септимы, сексты, тритона у Птолемея), «ин­тервально-усложненный», «нестройный» (у Клеонида). Однако это слово не было понятием в греческой науке, следовательно, не было там и обозначением определенного интервального рода.

Исторически экмелика представляет собой материал «доладо­вой» формы звуковысотной организации, где доминирующее сред­ство воздействия не тонкость звуковысотных, интервальных связей, а ритм (который, таким образом, в самом деле был «в начале»: ритм трудовых процессов, игры, магических, культовых обрядов, ритм в разных жизненных ситуациях — скандирование слов и слогов, зву­ковая сигнализация; танцевальная, процессионная и иная музыка на одних ударных инструментах и т. д.) и мощь тембро-динамических факторов со свободным распоряжением всем диапазоном голоса, его регистрами, где несвязанность переступанием по ступеням лест­ницы размеренных звуковысот обеспечивает полную свободу изъявле­ния непосредственно-жизненного чувственного ощущения. Исследо­ватели начальных стадий развития музыкальной системы отмечают использование огромных диапазонов, громадных скачков, глиссан­дирования, красочную россыпь тремоло, трелей, форшлагов и при­звуков. P. И. Грубер пишет о наличии в этой музыке «животноподобного звукопроизводства шумового порядка», «чувственного бо­гатства, натуралистической свежести неупорядоченных звучаний» (История музыкальной культуры. С. 41). Э. E. Алексеев, исследуя истоки ладового мышления на материале якутской народной песни, подчеркивает, что «еще до формирования узкообъемных ладов на­родная песенность переживает целую эпоху неопределенно-широ­ких, приблизительных, количественно не регламентированных ин­тервальных соотношений» (Проблемы формирования лада. С. 36).

Элементы экмелики постоянно встречаются в народной музыке, в частности в русской (не образуя, однако, системы), в виде выкриков, глиссандирующих форшлагов, экспрессивных глиссандирующих «подъездов», сонорно-шумового сопровождения и т. п. Вне экмелики немыслим потрясающий эффект искусства русских народных пла­кальщиц, чье интонирование «хватает за душу» любого слушателя.

«Сладко-воющий» эффект экмелической интонации нередок в джазе. Здесь широко применяется запретный для «культурной» тра­диционной европейской музыки «нечистый» звук — дерти (англ. dirty tones, букв. — «грязные тоны»). Сущность его в интонацион­ном блуждании голоса вокруг гармонического тона наподобие неак­кордовой мелизматики, но вне определенной высоты. Прорвав кор­сет рационально выверенной сетки звукоряда, исполнитель обретает экстатическую свободу экспрессии.

Как определенный род интервалики (пусть и вспомогательного значения) экмелика установилась в XX в., ρ интонационно-новой музыке. Это всевозможные глиссандо, в том числе многоголосные, использование звуков без определенной высоты (группа ударных инструментов, а также на инструментах свободного строя — струн­ных смычковых, в вокальных партиях певческих голосов). В неко­торых случаях в функции экмелики может использоваться и микро­хроматическая интонация, если микрохроматические интервалы не могут быть проинтонированы точно и употребляются в целях деста­билизации строя и ради достижения при этом выразительных эф­фектов звучания (преимущественно сонорных).

Примеры экмелики. В V части «Русских сказок» Н. Сидельникова сказочно-фантастический яркий и сочный момент — завывающий го­лос лешего в густой чаще — выражен экмелическим звучанием интер­вально не дифференцированных, зычно скользящих тонов валторны.

В произведении P. Щедрина «Звоны» художественная стилиза­ция «малинового звона» русских колоколов сопровождается сонор­ным «гудением» и красочными «переливами» звучания в виде глис­сандо струнных, «полосы» которых переплетаются с мерными бие­ниями остинатного слоя (пример 82).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: