double arrow

А. Бородин. 2-я симфония, ч. I (фрагменты)


В подобных чисто модальных последованиях уже начинается не просто смешение ладовых пластов (где каждый в отдельности вы­держан в своем ладу), но более того — модальный синтез, то есть такое соединение, при котором различные ладовые пласты взаимо­проникают друг в друга — элементы одного закрепляются внутри элементов другого, среди них (см примеры 129, 130).

Модальная хроматика «вразбивку» (меткое выражение А. Д. Ка­стальского) иногда все же вытягивается в альтерационный хрома­тизм — включает ход на увеличенную приму (Мусоргский, «Хо­ванщина», хор «Посрамихом» из III акта) либо объединяется с ней другим способом (Балакирев, «Тамара», мелодия главной темы h-moll: на фоне гармонии тоники звучит гемиольно-дорийский лад — в сочетании с эолийскими 7-6-5, — который чередуется с обычными гармоническими формами хроматики при субдоминан­товой гармонии).







Сейчас читают про: