В - П. Чайковский. Хор «Соловушко»

Так же как и квинтовые, они находятся под доминирующим влиянием самого главного функционального шага, автентического, и, подобно квинтовым, идут обычно вниз (пример 185А, Б; ср. с примером 158). Весь терцовый ряд: C-a-F-d-B-g-Es-c-As-f-Des-b-Ges-es-Ces-as-E-cis-A — (19 звеньев, от тоники побочной темы до доминанты главной).

Обратное движение встречается редко (пример 185В).

Функционально терцовый диатонический (и миксодиатонический, см. пример 185Б) ряд представляет собой дробление полного функ­ционального шага. Функциональная смена осуществляется здесь двумя шагами (функционально — полушагами); терцовый, то есть медиантовый, шаг есть полусмена. Однако (см. пример 158) полу­смена не означает математической «полуфункции». Так же как III ступень, разрешающаяся далее в тонику, не является сама равно­мерно «полутоникой-полудоминантой», а функционирует в качестве доминанты, так и в соответствующих звеньях терцового ряда приме­ра 185А нет никаких особых функций помимо тоники, превращаю­щейся в доминанту, с разрешением последней в очередную такую же, вовлеченную в разработочно-модуляционный процесс тонику (в примере 158 аналогично есть лишь Т и S).

Но постепенность смены функции придает терцовому ряду смягченность, переливчатость, отличающие функциональное действие медиант от основных квинтовых функций. Отсюда начинается путь к автономным медиантам: от внедрения линейного тона (напри­мер, +D6) и образования функционального спутника (+DP) к хроматизации (+Dp<) и автономной медианте (собственный знак — М).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: