Не устраняя целиком саму проблему прерванных оборотов, целесообразно классифицировать и дифференцировать все типы оборотов (от D, D7) в качестве гармонических средств, использовавшихся композиторами в практике тональной музыки. Основой классификации послужат интервальные отношения между основными тонами аккордов:
1) кварто-квинтовые (автентические, плагальные);
2) терцовые (б. 3↓, м. 3↓, б. 3↑, м. 3↑; соответственно — медиантовые и субмедиантовые);
3) секундовые (б. 2↑, б. 2↓; вводные — м. 2↑, м. 2↓);
4) тритоновые.
Некоторые образцы (в мажоре) см. в примере 180.
Из приведенных четырех классов 2-й, 3-й и 4-й могут использоваться как прерванные обороты. По образцу показанных оборотов применяются гармонические соединения с другими функциональными отношениями (по отношению к другим аккордам). Сами по себе обороты классов 2-4 не могут считаться прерванными. Природа «прерванности» — не чисто гармоническая, а прежде всего метрико-структурная. Если гармонический оборот направляется к сильной доле тяжелого такта и по контексту (структурному и стилистическому) становится очевидным, какой аккорд должен появиться, тогда уклонение от него эффективно и производит впечатление прерванного оборота. Если же эти условия контекстуальной экстраполяции не соблюдаются, то ощущения прерванности не возникает. Не является прерванным, например, оборот T-D-S-T в начале увертюры к «Сну в летнюю ночь» Мендельсона-Бартольди.
|
|
Где безусловно можно говорить о прерванном обороте? Там, где контекстуальная экстраполяция сильнее всего, — в каденции (поэтому теория всегда и говорила о прерванном кадансе, а не прерванном обороте). В прочих случаях наличие «прерванности» в гармонических оборотах часто сомнительно и не должно рассматриваться как проблема.