double arrow

Типы аккордовых соединений

Не устраняя целиком саму проблему прерванных оборотов, целе­сообразно классифицировать и дифференцировать все типы оборотов (от D, D7) в качестве гармонических средств, использовавшихся ком­позиторами в практике тональной музыки. Основой классификации послужат интервальные отношения между основными тонами ак­кордов:

1) кварто-квинтовые (автентические, плагальные);

2) терцовые (б. 3↓, м. 3↓, б. 3↑, м. 3↑; соответственно — медиантовые и субмедиантовые);

3) секундовые (б. 2↑, б. 2↓; вводные — м. 2↑, м. 2↓);

4) тритоновые.

Некоторые образцы (в мажоре) см. в примере 180.

Из приведенных четырех классов 2-й, 3-й и 4-й могут использо­ваться как прерванные обороты. По образцу показанных оборотов применяются гармонические соединения с другими функциональ­ными отношениями (по отношению к другим аккордам). Сами по себе обороты классов 2-4 не могут считаться прерванными. Природа «прерванности» — не чисто гармоническая, а прежде всего метрико-структурная. Если гармонический оборот направляется к сильной доле тяжелого такта и по контексту (структурному и стилистическо­му) становится очевидным, какой аккорд должен появиться, тогда уклонение от него эффективно и производит впечатление прерванно­го оборота. Если же эти условия контекстуальной экстраполяции не соблюдаются, то ощущения прерванности не возникает. Не является прерванным, например, оборот T-D-S-T в начале увертюры к «Сну в летнюю ночь» Мендельсона-Бартольди.

Где безусловно можно говорить о прерванном обороте? Там, где контекстуальная экстраполяция сильнее всего, — в каденции (по­этому теория всегда и говорила о прерванном кадансе, а не прерван­ном обороте). В прочих случаях наличие «прерванности» в гармони­ческих оборотах часто сомнительно и не должно рассматриваться как проблема.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: