double arrow

ХРОМАТИЗИРОВАННЫЕ И ХРОМАТИЧЕСКИЕ КВИНТОВЫЕ РЯДЫ. ХРОМАТИЧЕСКИЕ СЕКВЕНЦИИ. ХРОМАТИЗИРОВАННЫЕ И ХРОМАТИЧЕСКИЕ ТЕРЦОВЫЕ РЯДЫ


Хроматизация диатонических последствий, происходящая по мо­дели «микромодуляции», естественно, захватывает и квинтовые ряды. Сходным образом диатонические квазидоминанты (и квазисубдоми­нанты) натурально-ладовых нижнеквинтовых ячеек превращаются в настоящие побочные доминанты. И так же это касается секвенций, состоящих из аккордов не только в порядке квинтовой цепи.

Иногда хроматизация квинтовых рядов захватывает лишь от­дельные звенья, не образуя равномерной систематичности (Бах, ХТК, том II, прелюдия f-moll), но обычно она распространяется на всю последовательность, подчеркивая единообразие в звеньях и превра­щая диатонические секвенции в хроматические (старинный прин­цип внутриладовой «musica ficta» на новом уровне).

Квинтовые ряды этого рода можно подразделить на два типа, составляющие вместе с тем два этапа хроматизации:

1. Хроматизированные, с регулярным разрешением в консонанс —

(см. пример 202А).

2. Хроматические, когда один (хроматический) диссонанс разре­шается (переходит) в другой, обычно одинаковый или сходный с ним по форме —

(см. пример 202Б; также — арию Марфы из акта IV «Царской невесты» Римского-Корсакова).







Сейчас читают про: